Дело №2-335/2020
25RS0026-01-2020-001236-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт Лучегорск 13 октября 2020 года
Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Новоградской В.Н., при секретаре Типикиной И.Н., с участием:
помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пожарского муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пожарского муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения федерального законодательства Российской Федерации в деятельности администрации Пожарского муниципального района в ходе которой выявлены нарушения. Одним из вопросов местного значения Пожарского муниципального района является организация электро-, тепло-, газо- и водоотведения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Проверка готовности к отопительному сезону осуществляется в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которыми устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке. Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Электроприемники второй категории – электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники котельных относятся не менее чем ко второй категории надежности электрооборудования, а следовательно, должны быть обеспечены резервными источниками питания. При этом, администрацией района в отношении 2 котельных из 9 расположенных на территории муниципального района, не обеспечено размещение резервных источников электропитания. Так, котельная №, расположенная по адресу: <адрес> и котельная №, расположенная по адресу: <адрес> корпус 4, не обеспечены резервными источниками питания. Учитывая, что указанные котельные являются единственными на территории поселений, и обеспечивают теплоснабжение в границах Светлогорского и Губеровского сельского поселения, длительное бездействие администрации района в вопросе обеспечения указанных котельных резервным источником питания грубо нарушает права граждан и может привести к санитарно-эпидемиологическому неблагополучию, причинение вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в случае неисправности основного источника увеличивает вероятную возможность перерыва в подаче тепла потребителям и повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций. Просит возложить на администрацию Пожарского муниципального района <адрес> в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность оборудовать резервными источниками электроэнергии котельную №, расположенную по адресу: <адрес> и котельную №, расположенную по адресу: <адрес> корпус 4.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить.
Представитель администрации Пожарского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, отзыв в котором указал, что исковые требования прокурора <адрес> не признает в полном объеме поскольку бюджет Пожарского муниципального района является высокодотационным. Тяжелое финансовое положение в связи с образованием большой кредиторской задолженности на ДД.ММ.ГГГГ и снижение доходной части бюджета не позволяют принимать новые расходные обязательства. При этом финансирование первоочередных расходных обязательств Пожарского муниципального района в текущем году осуществляется на финансирование заработной платы работников бюджетных учреждений и на финансирование расходов по оплате коммунальных услуг. Кроме указанных расходов, в течение финансового года из местного бюджета необходимо также производить иные затраты на содержание сети бюджетных учреждений – это финансирование питания детей в десяти дошкольных образовательных учреждениях и шести школах, а также приобретение хозяйственных материалов, оплата договоров с подрядчиками по устранению чрезвычайных ситуаций. При формировании бюджета Пожарского муниципального района администрация будет изыскивать средства для приобретения резервных источников электроэнергии котельной № <адрес> и котельной № <адрес>.
Выслушав доводы прокурора, изучив отзыв администрации Пожарского муниципального района и материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Пунктом 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 115 установлено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.
В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 204 (далее - Правила), в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
В пункте ДД.ММ.ГГГГ Правил закреплено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил установлено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
В соответствии с пунктом 14.2 СНиП П-35-76 "Котельные установки" электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой и второй категориям, определяемым в соответствии с Правилами устройства электроустановок и пунктом 1.12 настоящих норм и правил.
Согласно пункту 1.12 котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющие индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, котельная №, расположенная по адресу: <адрес> и котельная №, расположенная по адресу: <адрес> корпус 4. находятся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района <адрес> и согласно договору аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ (котельная №) и № от ДД.ММ.ГГГГ (котельная №) переданы в аренду КГКУ «Примтеплоэнерго» (л.д. 11-15).
Данные котельные обеспечивают теплоснабжение в границах Светлогорского и Губеровского сельского поселения и относятся по надежности отпуска тепла потребителям ко второй категории.
Из ответа первого заместителя главы администрации Пожарского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что котельная №, расположенная по адресу: <адрес> и котельная №, расположенная по адресу: <адрес> корпус 4 резервным источником питания не обеспечены (л.д. 25-26).
Таким образом, указанные котельные обеспечивают теплоснабжением Светлогорское и Губеровское поселения, являются единственными на данных территориях, при этом не оборудованы резервными источниками электроснабжения. Отсутствие резервного источника электроснабжения котельных нарушает права граждан на бесперебойное отопление в течение отопительного периода, может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, привести к прекращению подачи тепла и тем самым нарушить работу учреждений.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению выявленных в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес> исполнения требований федерального законодательства РФ, следует возложить на администрацию Пожарского муниципального района, как собственника, несущего в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Возражения представителя администрации Пожарского муниципального района со ссылкой на тяжелое финансовое положение и изыскание средств в будущем для приобретения резервных источников электроэнергии не являются основанием к отказу в иске, поскольку на момент разрешения спора выявленные прокурором нарушения требований законодательства не устранены, права неопределенного круга лиц не восстановлены.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для оборудования котельных резервными источниками электроэнергии в течение 18 месяцев после вступления решения суда в законную силу является необходимым и достаточным для исполнения решения суда в разумные сроки.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Пожарского муниципального района <адрес> в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать резервными источниками электроэнергии котельную №, расположенную по адресу: <адрес> и котельную №, расположенную по адресу: <адрес> корпус 4.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 20.10.2020 г.
Судья Новоградская В.Н.