Р Е Ш Е Н И Е № 478
Именем Российской Федерации
9 апреля 2012 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Котова Б.Г., при секретаре Чечуриной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № капитана 1 ранга Голубева И. В. об оспаривании действий начальника отдела № федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел № ЗРУЖО), связанных с отказом в признании нуждающимся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Решением начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ Голубеву на состав семьи в количестве 4-х человек отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Считая указанные действия неправомерными, Голубев обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать ответчика принять его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в городе Санкт-Петербурге.
В заявлении Голубев указал, что в связи с планируемым увольнением в январе 2015 года по достижении предельного возраста пребывания на военной службе он обратился в отдел № ЗРУЖО с заявлением о признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в городе Санкт-Петербурге, в чем ему было отказано ответчиком со ссылкой на обеспеченность жилым помещением в городе Североморске по установленным нормам.
Заявитель и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли. При этом заявитель ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, ответчик о причине неявки суд не известил.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Голубева подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Так, согласно справкам войсковой части № заявитель проходит военную службу по контракту в войсковой части №, его выслуга в календарном исчислении составляет более 29 лет, ДД.ММ.ГГГГ планируется к увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Как видно из справки формы № 9 муниципального бюджетного учреждения «Паспортно-учетная служба» ЗАТО г. Североморск от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспорта заявителя, Голубев, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ проживает вместе с женой и двумя сыновьями в муниципальной трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 56,6 кв.м.
Заявитель обратился с заявлением в ЗРУЖО с просьбой о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месту жительства – в городе Санкт-Петербурге.
Однако, согласно решению начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № Голубеву на состав семьи в количестве 4-х человек отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на обеспеченность (14,15 кв.м. на 1 человека) в городе Североморске жилым помещением по нормам, превышающим учетную (12 кв.м), установленную решением Совета депутатов ЗАТО город Североморск от 27 февраля 2006 года № 123, что в соответствии с п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 № 1280, а также ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации не позволяет отнести заявителя к категории нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах военный суд считает, что действия ответчика, не признавшего заявителя в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, являются неправомерными по следующим основаниям.
Так, согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
К числу таких специальных законов относится Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, которым устанавливаются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в частности их права на жилище.
Указанным законом определен особый порядок реализации военнослужащими права на жилище, в том числе определяющий специальные условия для реализации этого права теми из них, кто ко времени увольнения с военной службы изъявил желание переехать в другую местность.
Так, согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения (п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»).
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 15 этого же Федерального закона порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», согласно п.п. «и» п. 7 которых основанием признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Таким образом, признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, не зависит от наличия у него жилого помещения по месту службы, если оно отличается от последнего, в связи с чем проживание Голубева в муниципальной квартире в городе Североморске, то есть месту, отличному от избранного постоянного места жительства при увольнении, не является юридически значимым.
Следовательно, каких-либо обстоятельств, препятствующих постановке на учет заявителя в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства в городе Санкт-Петербурге, по мнению суда, не имеется, так как заявитель желает изменить постоянное место жительства после увольнения, хотя и занимает в настоящее время жилое помещение в городе Североморске.
В связи с этим суд находит необоснованными мотивы отказа ответчика со ссылками на положения Инструкции и ст. 51 ЖК РФ.
Кроме того, пунктом 9 указанного постановления Правительства определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся в очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Как установлено в судебном заседании продолжительность военной службы заявителя в календарном исчислении более 29 лет, ДД.ММ.ГГГГ он достигает предельного возраста пребывания на военной службе, то есть менее чем через 3 года, поэтому имеет право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.
Вместе с тем, в соответствии с п. 5 Инструкции правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны Российской федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о признании его таковым в судебном порядке.
Одновременно суд приходит к выводу, что право Голубева будет восстановлено путем возложения на отдел № ЗРУЖО обязанности по повторному рассмотрению его заявления о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Голубева И.В. – удовлетворить.
Обязать начальника отдела № федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет Голубева И. В. в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в городе Санкт-Петербурге по основанию обеспеченности жилым помещением по установленным нормам в городе Североморске и повторно рассмотреть его документы о принятии на учет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение месяца.
Председательствующий по делу Б.Г. Котов