Дело № 12-117/2012
РЕШЕНИЕ
07 ноября 2012 года п. Березовка Красноярский край
Березовской районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Лаппо А.С.,
при секретаре Полынкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Абасова ФИО8 на постановление № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, вынесенное заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> от <дата>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Поздняковой Т.В. № – 118 от <дата> Абасов ФИО9 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ с наложением на него административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Абасов М.М. обратился в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным постановление № от <дата> по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Поздняковой Т.В., производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы Абасов М.М. ссылается на то, что согласно рабочему проекту строительства водоема, площадь участка в границах проектирования и площадь нарушаемых земель составит 50 000 кв.м., а площадь водоема – 36 086, 3 кв. м., представленные ранее сведениия о площади предполагаемого к строительству водоема – 646 кв.м. обусловлены ошибкой в рабочем проекте, которая в последующем устранена. Плодородный слой почвы снят с части земельного участка в пределах границ проектирования водоема и не превышает площадь земель, которые подлежат нарушению в соответствии с Рабочим проектом. Ни пункты 6, 11, ни иные положения Приказа Минприроды Российской Федерации № 525 и Роскомзема № 67 от 22.12.1995 г. «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» не возлагают на собственника земельного участка обязанности по получению разрешения на снятие и перемещение плодородного слоя почвы на принадлежащем ему участке.
В судебном заседании представитель заявителя Абасова М.М. - Хитрун К.В. действующий на основании доверенности от 28.09.2012 года, доводы жалобы поддержал, на ее удовлетворении настаивал.
В судебном заседании представители Управления Федеральной службы по ветеринарному фитосанитарному надзору по Красноярскому края Воропаева Е.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2012 г., Копейкина Л.В., действующая на основании доверенности по 31.12.2012 г. доводы жалобы не признали, просили в ее удовлетворении отказать, считают постановление законным и обоснованным.
Абасов М.М. в судебное заседание не явился, извещался своевременно, надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, и оценив исследованные доказательства в своей совокупности, суд приходит к выводу, что жалоба Абасова М.М. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
В соответствии со ст.58 Конституции РФ каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно части 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
Согласно ст. 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу ст. 4 Федерального закона № 7 ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы;
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначении" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования. То есть по смыслу закона любой земельный участок в РФ должен использоваться по целевому назначению, не менять свою категорию по усмотрению конкретного правообладателя. Поэтому каждый правообладатель участка сельскохозяйственного назначения обязан использовать его для ведения сельского хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу части 1 статьи 23.15 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.18, статьей 8.3 (в части административных правонарушений, относящихся к нарушениям правил обращения с пестицидами и агрохимикатами при хранении и применении пестицидов и агрохимикатов), статьей 8.6 (в части административных правонарушений, относящихся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения), статьей 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли), статьями 10.1 - 10.3, 10.12 - 10.14 настоящего Кодекса.
Как следует из Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 04.09.2012) "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений), ветеринарию, обращение лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий.
Согласно части 2 статьи 23.15 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, его заместители; 2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, их заместители; 3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, их заместители; 4) иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).
Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.04.2012 года, судом не установлено. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.04.2012 года составлено в присутствии собственника земельного участка Абасова М.М. Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Постановление № 54-118 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, вынесенное заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 14 мая 2012 года, было направлено в адрес Абасова 14.05.2012 года.
Таким образом, административный орган обоснованно в соответствии с компетенцией вынес постановление № 56-118 от <дата> об административном правонарушении и рассмотрел дело о привлечении Абасова М.М. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Согласно основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 года №525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 года №67 под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами.
Плодородие земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» представляет собой способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, определены Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 22.12.1995 №525 и Приказом Роскомзема от 22.12.1995 №67, которые являются обязательными для использования всеми, юридическими, должностными и физическими лицами (п. 1). Согласно пункту 19 приложения № 6 к Основным положениям под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятным для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами.
В соответствии с пунктом 6 Основных положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Пунктом 32 Основных положений определено, что за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
Таким образом, при производстве по делу о совершении указанного административного правонарушения подлежит доказыванию как факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении или порче плодородного слоя почвы, так и факт совершения лицом, привлекаемым к ответственности, неправомерных действий или бездействия вследствие несоблюдения правил обращения с опасными веществами или отходами.
При рассмотрении жалобы установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 06.09.2011 г. <адрес> Абасов М.М. является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> от строящегося моста через <адрес>.
Проверяя обстоятельства вынесения оспариваемого постановления, в части соблюдения заинтересованным лицом процедуры привлечения к ответственности, судом установлено следующее.
<адрес> <дата> была проведена внеплановая проверка для проведения осмотра и составления акта на земельном участке.
Из акта проверки № от <дата> следует, что в период с <дата> по <дата> Абасовым М.М. при проведении земляных работ по строительству водоема на участке № (условное обозначение на план-схеме) площадью № кв. м, расположенном вдоль южной границы земельного участка с кадастровым №, где поверх плодородного слоя почвы мощностью 40 см были складированы кучи песка с гравием высотой до 1,5 метров дополнительно произведено перекрытие плодородного слоя почвы на площади № кв.м песчано-гравийной смесью. При этом произошло увеличение высоты насыпи, перекрывающей верхний плодородный слой почвы от 1.5 до 3 м.
Для выявления изменения числовых значений по основным показателям плодородия земель сельскохозяйственного назначения отобран контрольный образец почвы – проба №.
Отбор почвенных проб проведен старшим госинспектором отдела государственного земельного надзора Воропаевой Е.В. в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.01-83, ГОСТ 17.4.4.02-84, что подтверждается актом отбора проб почвенных проб № 65/2 от 23.03.2012 г.
По результатам отобранных проб почвы на земельном участке с кадастровым № ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» выдано заключение № от <дата> на основании протоколов испытаний №, №, № от <дата> Испытания проб почвы выполнены в испытательной лаборатории федерального государственного учреждения «Красноярский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитрному надзору». Аттестат аккредитования № POCC RU 0001.21ПР41 до <дата>, аттестат аккредитации № POCC RU 0001.517974 до <дата>
Согласно протоколов испытаний установлено, что Абасовым М.М. на земельном участке сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровым № общей площадью № кв. м по адресу: <адрес> вдоль южной границы земельного участка при проведении работ по строительству водоема для питания оросительной системы произведено уничтожение плодородного слоя почвы на площади кв.м в результате перекрытия песчано-гравийной смесью, обладающей низкими показателями плодородия (потенциально-плодородный слой почвы).
В результате перекрытия произошла технологическая (эксплуатационная) деградация, то есть ухудшение свойств почвы в результате технологической нагрузки, которое привело к потере природо-хозяйственной значимости земель. Нарушенный участок земли площадью 179 кв.м с перекрытым гумусовым горизонтом непригоден для использования без предварительного восстановления плодородия, то есть утрачена в связи с нарушением первоначальная ценность участка.
Отбор почвенных проб проведен старшим госинспектором отдела государственного земельного надзора Воропаевой Е.В. в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.01-83, ГОСТ 17.4.4.02-84, что подтверждается актом отбора проб почвенных проб № 65/2 от 23.03.2012 г.
По результатам отобранных проб почвы на земельном участке с кадастровым № ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» выдано заключение № от <дата> на основании протоколов испытаний №, №, № от <дата>
Испытания проб почвы выполнены в испытательной лаборатории федерального государственного учреждения «Красноярский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору». Аттестат аккредитования № POCC RU 0001.21ПР41 до <дата>, аттестат аккредитации № POCC RU 0001.517974 до <дата>
При таких обстоятельствах, в действиях (бездействии) Абасова М.М. имеются признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ. (Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в совершении действий, связанных с уничтожением или порчей плодородного слоя почвы в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с опасными веществами и отходами. Выражается в таких действиях, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы может быть и следствием механического воздействия, например сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог, проезда тяжелого транспорта и т.д)
Довод представителя Абасова М.М. о том, что плодородный слой почвы не уничтожен, и может быть использован после снятия с него пещанно-гравийной смеси и произведения рекультивации, суд не принимает во внимание, поскольку доказательства, свидетельствующие об этом суду не представлены, а также в ходе судебного заседания представителем Абасова М.М. не оспаривался факт насыпи сверх плодородного слоя и хранения на нем куч песка с гравием высотой до 1,5 м.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
При изложенных обстоятельствах деяние, совершенное Абасовым М.М., выразившееся в уничтожении плодородного слоя почвы на площади 179 кв.м., в результате перекрытия песчано-гравийной смесью, обладающей низкими показателями плодородия на земельном участке сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровым №, общей площадью № кв. м по адресу: <адрес> образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Вышеуказанные противоправные действия Абасова М.М. находятся в прямой причинно–следственной связи в порче плодородного слоя на площади 179 кв.м в результате перекрытия песчано-гравийной смесью, выразившееся в ухудшение свойств почвы, вследствие чего, земельный участок непригоден для использования без предварительного восстановления плодородия, в связи с нарушением утрачена первоначальная ценность участка. Следовательно квалификация деяния, совершенного Абасовым М.М. по ч. 2 ст. 8.6 КоП РФ осуществлена правильно.
Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
При таких данных, вина Абасова М.М. в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу, исследованных и оцененных в судебном заседании относимых, допустимых и достоверных доказательств, которые непротиворечивы, последовательны и согласуются между собой.
Постановление о привлечении Абасова М.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ вынесенное Россельхознадзором в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 руб. назначено Абасову М.М. в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное административное правонарушение.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не установлено, оснований для пересмотра по доводам жалобы не имеется.
Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении от <дата> № является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому края Поздняковой Т.В. № – 118 от <дата> о признании виновным Абасова М.М. по ч. 2 ст.8.6 КоАП РФ с назначением ему административного штрафа в размере 2000 руб. оставить без изменения, а жалобу Абасова ФИО10 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.С. Лаппо