РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Дорожкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Лапшина Александра Михайловича о признании незаконным распоряжения мэрии г.о. Тольятти,
установил:
Заявитель обратился в суд с заявление о признании незаконным распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 7098-р/5 в части отказа в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище на 2011 – 2015 года», в части отказа в признании участником, обязании мэрии г.о. Тольятти восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года с составом семьи три человека, с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ года, обязать мэрию г.о. Тольятти признать Лапшина А.М. с составом семьи три человека участником программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище на 2011 – 2015 года.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя Хопрова О.А., действующая по доверенности, неоднократно уточняла требования, с учетом последних уточнений просила отменить распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти № 7098-р/5 от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 3010-р/4 в части отказа в признании заявителя с составом семьи три человека нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище на 2011 – 2015 года» со дня подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ года, в части отказа в признании участником программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище на 2011 – 2015 года»; отменить распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 8030-р/5 «Об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в части отказа заявителю с составом семьи четыре человека в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства, обязать мэрию г.о. Тольятти выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты, обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель заявителя уточненные требования поддержала, суду пояснила, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № 7098-р/5 и распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № 8030-р/5 Лапшину А.М. было отказано в признании нуждающимися в жилом помещении в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 года, признании участником данной программы, выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. С данными распоряжениями заявитель не согласен, так как квартира, расположенная по <адрес> была приобретена, а затем отчуждена Лапшиной С.С. до заключения брака с заявителем. Поэтому ее действия нельзя рассматривать как намеренные, направленные на ухудшение жилищных условий, для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Заявитель был включен в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2014 году под № и ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено уведомление о необходимости предоставить документы и заявление на получение свидетельства на соцвыплаты. Однако после издания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № 7098-р/5, и обращения заявителя в суд, было издано распоряжение об отказе в выдаче свидетельства на получение соцвыплаты. Просит удовлетворить уточненные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Двоеглазов С.В., действующий на основании доверенности, уточненные требования не признал. Суду пояснил, что заявителю обоснованно было отказано в принятии на учет, так как ими не были предоставлены документы, подтверждающие их нуждаемость. Лапшина С.С. произвела отчуждение принадлежащей ей квартиры, тем самым в силу ст.53 ЖК РФ они ухудшили свои жилищные условия. Поскольку в предоставленном ДД.ММ.ГГГГ пакете документов на получение свидетельства на соцвыплату отсутствовали документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, было принято распоряжение об отказе в выдаче такого свидетельства. В удовлетворении заявления просит отказать.
Заинтересованное лицо Лапшина С.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть заявление в её отсутствие, прося удовлетворить требования Лапшина А.М.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что распоряжением мэра г.о. Тольятти «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.» от ДД.ММ.ГГГГ № 3010-р/4 Лапшин А.М. с составом семьи три человека (супруга Лапшина С.С., сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы и признаны участниками подпрограммы со дня подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Лапшину А.М. направлено уведомление о включении в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году по г.о. Тольятти.
ДД.ММ.ГГГГ Лапшиным А.М. было подано заявление в мэрию г.о. Тольятти на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты и документы в целях проверки семьи на соответствие требованиям подпрограммы.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем мэра г.о. Тольятти было вынесено распоряжение № 7098-р/5 «О внесении изменений в распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 3010-р/4», в соответствии с которым Лапшину А.М. с составом семьи три человека отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года на основании п.2 и п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также в связи с тем, что не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок: Лапшин А.М. в соответствии с договором о безвозмездной передаче квартир в собственность от ДД.ММ.ГГГГ № является собственником 1/3 доли (18,1 кв.м.) в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 54,4 кв.м. по <адрес> Супруга Лапшина С.С. в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником квартиры, общей площадью 31,1 кв.м., по <адрес> право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ года.
Лапшину А.М. с составом семьи три человека отказано в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года в связи с несоответствием молодой семьи требованию, предусмотренному подпунктом «б» п.6 Правил.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем мэра г.о. Тольятти вынесено распоряжение № 8030-р/5 «Об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, в соответствии с которым Лапшину А.М. с составом семьи четыре человека отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в связи с предоставлением не в полном объеме документов, необходимых для получения свидетельства: отсутствует документов, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях (в соответствии с распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 7098-р/5 молодой семье отказано в признании нуждающееся в жилом помещении и участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы).
Представитель заинтересованного лица считает, что Лапшину А.М. обоснованно было отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и в признании участниками подпрограммы, поскольку не были представлены документы, подтверждающие их нуждаемость в улучшении жилищных условий. Лапшин А.М.является собственником 1/3 доли квартиры, что составляет 18,1 кв.м., Лапшина С.С. являлась собственником квартиры, общей площадью 31,1 кв.м., однако Лапшина С.С. продала квартиру, тем самым ухудшив жилищные условия.
Судом данные доводы отклоняются. В соответствии п.2 ч.1,2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу п.4 и п.5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с п. 1.1. п.1 Постановления Мэра города Тольятти Самарской области от 05.10.2005 N 141-1/п "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории городского округа Тольятти» учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет менее 12,0 кв. м общей площади жилого помещения на человека.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 18.04.2014) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п.7 Правил, в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.18 Правил, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
С целью реализации на территории городского округа Тольятти подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, в соответствии с Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2013 N 2546-п/1 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации, оценки эффективности муниципальных программ городского округа Тольятти", Уставом городского округа Тольятти, мэрией г.о. Тольятти принято постановление от 11.10.2013 N 3155-п/1 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Тольятти "Молодой семье - доступное жилье" на 2014 - 2015 годы".
Программой предусмотрено, что на данный момент молодая семья имеет возможность улучшить свои жилищные условия несколькими путями: - посредством долевого участия в строительстве нового жилья; - приобретая готовое жилье; - посредством строительства индивидуального жилого дома.
Основными принципами выполнения Программы являются: - признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы; - возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств местного бюджета, в том числе поступающих в местный бюджет средств федерального и областного бюджетов, при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.
Из представленных суду документов следует, что Лапшина С.С. (супруга заявителя, добрачная фамилия ФИО11 являлась собственником квартиры, расположенной по <адрес> общей площадью 31,10 кв.м., которая была приобретена на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года. Стоимость указанной квартиры составляла 1 500 000 рублей. Указанная квартира была приобретена Лапшиной С.С. на кредитные средства, полученные в размере 1 50 000 рублей по кредитному договору №, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и Лапшиной (Рожковой) С.С. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и ОАО «УРСА Банк» было заключено соглашение о предоставлении отступного, в соответствии с которым обязательства заемщика – Лапшиной ФИО12 С. С. в размере 1 576 778,29 рублей перед кредитором были прекращены, путем предоставления взамен исполнения обязательств заемщиком отступного – передачей в собственность банка квартиры, расположенной по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был подписан акт приема-передачи квартиры. Материальной выгоды от сделки Лапшиной С.С. получено не было.
Брак между Лапшиным А.М. и Лапшиной ФИО13 С.С. был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о заключении брака. Следовательно, у Лапшиных право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы возникло с ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, отчуждение Лапшиной С.С. в 2009 году принадлежащей ей на праве собственности квартиры не может свидетельствовать о намеренном ухудшении жилищных условий с целью признания нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 – 2015, поскольку данные действия были совершены до заключения брака с Лапшиным А.М. Доказательств иного суду не представлено.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно п. 15 Правил, для участия в подпрограмме "Молодая семья", наряду с заявлением о включении в состав участников подпрограммы, заинтересованные лица подают в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Отсутствие оснований нуждаемости является по смыслу п. 18 Правил основанием для отказа молодой семье в признании ее участником подпрограммы.
Из пояснений представителя заявителя видно, что Лапшин А.М. является собственником 1/3 доли (18,13 кв.м.) в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по <адрес> общей площадью 54,4 кв.м., что подтверждается выпиской из поквартирной карточки от 02.2014 года, свидетельством о государственной регистрации права собственности, выданным ДД.ММ.ГГГГ года. Лапшина С.С., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Рожков В.СДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированы по <адрес> Таким образом, на семью Лапшиных приходится 18,13 кв.м.
Согласно пунктам 20 - 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
В течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Основания для отказа молодой семье в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты перечислены в пункте 27 (абзац 6) "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" - нарушение установленного настоящим пунктом срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 32 настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что в соответствии со списком молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в 2014 году на территории Самарской области, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ Губернатором Самарской области свидетельства о праве на получение социальных выплат в 2014 году получит 721 молодая семья. В указанный список под № включена семья Лапшина А.М.
Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу п.28. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости признания незаконным распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 3010-р/4, так как данным распоряжением нарушены права заявителя, связанные с участием в федеральной программе по улучшению жилищных условий. Основанием для принятия распоряжения № 8030-р/5 от ДД.ММ.ГГГГ послужило не предоставление документов, подтверждающих признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, поскольку судом распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 3010-р/4 об отказе молодой семьи в признании нуждающейся в жилом помещении и участником программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы признано незаконным, распоряжение № 8030-р/5 от ДД.ММ.ГГГГ также должно быть признано незаконным.
Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд считает необходимым обязать мэрию г.о. Тольятти выдать семье Лапшина А.М. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года.
Требования заявителя об обращении решения к немедленному исполнению удовлетворению не подлежат. Согласно п. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя и исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В качестве обстоятельств, наличие которых позволяет обратить решение к немедленному исполнению, закон указывает на возможность наступления значительного ущерба для истца, а также наличие угрозы для неисполнения судебного решения.
Особые обстоятельства, свидетельствующие о том, что замедление исполнения судебного постановления может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным, не представлены, доводы заявителя о том, что он с семьей включен в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году, и в случае неисполнения решения суда до конца 2014 года деньги, выделенные на семью заявителя будут распределены другому очереднику, к числу особых обстоятельств, влекущих обращение решения к немедленному исполнению, не относятся.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56,98,194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 7098-р/5 о внесении изменений в распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 3010-р/4:
- в части отказа в признании Лапшина ФИО14 с составом семьи три человека нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище на 2011 – 2015 года» со дня подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ года,
- в части отказа в признании Лапшина ФИО15 с составом семьи три человека участником программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище на 2011 – 2015 года» со дня подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ года.
Признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 8030-р/5 «Об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы Лапшину ФИО16 с составом семьи четыре человека.
Обязать мэрию г.о. Тольятти выдать Лапшину ФИО17 с составом семьи четыре человека свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2014 году на территории Самарской области, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ года.
В удовлетворении требований об обращении решения к немедленному исполнению – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Ж.В.Соболева
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ