РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районного суд <адрес> в составе:
председательствующего Германовой С.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2, ФИО8 к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения вне очереди,
установил:
ФИО2, ФИО8 обратились в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения вне очереди.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, ФИО4, действующая по доверенности, истец ФИО8 исковые требования поддержали, пояснив, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения страдает тяжелым хроническим заболеванием. Заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ Семья истца состоит из трех человек (ФИО2, ФИО1, ФИО8), проживают в стесненных жилищных условиях, что отрицательно сказывается на здоровье ребенка. В квартире, расположенной по адресу <адрес>. Разина, 28-142, общей площадью 46,9 кв. м, проживают 5 человек: ФИО2, собственник 1/2 доли квартиры, ФИО1, ФИО8, ФИО5, ФИО6, собственник 1/2 доли квартиры.
Распоряжением Заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №№ семья истца, составом 3 человека принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ № № о внеочередном получении жилого помещения мэрия г.о. Тольятти отказала в предоставлении жилого помещения вне очереди, так как в г.о Тольятти отсутствуют свободные жилые помещения муниципального фонда. Истцы считают отказ Мэрии г.о. Тольятти в предоставлении вне очереди жилого помещения не обоснованным и не соответствующим законодательству, в связи с чем обратились в суд.
На основании изложенного просят представить ФИО2 жилое помещение вне очереди на состав семьи три человека по установленным нормам, действующими на момент предоставления жилья, с учетом права на дополнительную площадь и имеющейся в собственности ФИО2 ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Разина, <адрес>.
Представитель ответчика мэрии <адрес> в судебное заседание не явилась, о дне и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В отзыве на исковое заявление просила отказать в удовлетворении иска, так как Мэрия <адрес> не наделена государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых на учет в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ года. обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан должна нести Российская Федерация.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя истца, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органов местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено, что несовершеннолетний сын ФИО2 – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом детства, страдает хроническим психическим заболеванием, что подтверждается справкой №, справкой БМСЭ № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, справкой ВК ГБУЗ СО «ТПНД» от ДД.ММ.ГГГГ № №
Данное заболевание несовершеннолетнего ФИО1 входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире» и подпадает под действие Постановления Правительства РФ № от 21.12.2004г. и ч. 2 ст. 58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ перечне, что по существу не оспаривается представителем ответчика.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Мэрия г.о. Тольятти обязана поставить ФИО2 с составом семьи три человека на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение оставлено без изменений.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с составом семьи три человека принята на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
В силу ст. 57 ЖК РФ ФИО2 имеет право на вне очередное получение жилья. Данное право ответчиком не оспаривается.
Право ФИО2 на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
ФИО2 в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить ее жильем.
Норма, закрепленная в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более — от времени включения в список внеочередников. Нет в ней указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочредников).
Также обеспечение ФИО2 жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от выделения субвенций и других обстоятельств, поскольку ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Из отзыва Мэрии г.о. Тольятти следует, что обеспеченность жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, имеющих право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма осуществляется в соответствии ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», т. е. исключительно за счет субвенций из федерального бюджета, перечисляемых на счета бюджетов субъектов РФ. Закон Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», распространяет свое действие на граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», вставших на учет до 1 января 2005г, и не содержит указаний в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005г. Таким образом, мэрия городского округа Тольятти не наделена государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005г. Следовательно, обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан должна нести Российская Федерация. Указанные доводы Мэрии г.о.Тольятти суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить ФИО2 вне очереди жилое помещение на состав семьи три человека в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилья с учетом имеющегося жилья в собственности квартиры по адресу: <адрес>. Разина, <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить ФИО2 вне очереди жилое помещение на состав семьи три человека в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилья с учетом имеющегося жилья в собственности квартиры по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано с момента вынесения решения в окончательной форме в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес>.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья подпись Германова С.В.
Копия верна
Судья