РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2011 года с. Агинское
Федеральный Саянский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Симашкевич С.В.
с участием помощника прокурора Саянского района Красноярского края Величевой Е.Н.
при секретаре Антюшиной В.С.
с участием представителя Администрации Малиновского сельсовета Саянского района - Главы Малиновского сельсовета Бушуева Ю.Р., представителя третьего лица - ОГИБДД ОВД по Саянскому району Канарского Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-170/2011 по заявлению прокурора Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Малиновского сельсовета Саянского района о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства об организации дорожного движения, возложении обязанности установить дорожные знаки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Саянского района Красноярского края обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Малиновского сельсовета Саянского района о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства об организации дорожного движения, возложении обязанности установить дорожные знаки, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой Саянского района проверки исполнения органами местного самоуправления требований об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений установлено, что Администрацией Малиновского сельсовета Саянского района требования федерального законодательства в части организации безопасности дорожного движения на территории населенного пункта с. Малиновка не выполняются. Предписанием ОГИБДД ОВД по Саянскому району № 2993 от 19 августа 2010 года главе Малиновского сельсовета предложено обустроить улицу пешеходным переходом непосредственно вблизи школы с установкой дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака), 1.23 «Дети» и нанесением дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», обозначающей пешеходный переход. Сроки выполнения предписания ОГИБДД истекли, однако меры по устранению недостатков администрацией сельсовета не приняты. Между тем, имеющиеся недостатки не обеспечивают безопасность дорожного движения и создают угрозу дорожно-транспортных происшествий с участием детей, обучающихся в МОУ «Малиновская средняя общеобразовательная школа» по адресу: с. Малиновка ул. Ленина, 23 Саянского района Красноярского края.
В судебном заседании помощник прокурора Саянского района Величева Е.Н. заявленные требования в интересах неопределенного круга лиц поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Просит суд признать бездействие Администрации Малиновского сельсовета Саянского района Красноярского края по непринятию мер по обустройству улицы Ленина в с. Малиновка Саянского района вблизи Малиновской средней школы пешеходными переходами с установкой дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака), 1.23 «Дети», нанесению дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», обозначающей пешеходный переход и обязать Администрацию Малиновского сельсовета Саянского района в срок до 01 сентября 2011 года установить на улице Ленина в с. Малиновка Саянского района вблизи Малиновской средней общеобразовательной школы дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака), 1.23 «Дети» и нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра», обозначающую пешеходный переход.
Представитель Администрации Малиновского сельсовета Саянского района - Глава Малиновского сельсовета Бушуев Р.Ю., заявленные требования признал в полном объеме, суду пояснил, что Администрацией Малиновского сельсовета Саянского района меры по установке дорожных знаков 1.23 «Дети» на улице Ленина в с. Малиновка Саянского района вблизи Малиновской средней общеобразовательной школы приняты, знаки установлены. Дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака) не установлены, но приобретены Администрацией Малиновского сельсовета, дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», обозначающая пешеходный переход не нанесена.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Саянскому району Канарский Е.В. заявленные требования прокурора Саянского района поддержал, суду пояснил, что Администрацией Малиновского сельсовета Саянского района до настоящего времени дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака) не установлены, дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», обозначающая пешеходный переход, не нанесена, дорожные знаки 1.23 «Дети» установлены неправильно. Предписание об установке дорожных знаков им было направлено 19 августа 2010 года. Отсутствие дорожных знаков и дорожной разметки, обозначающей пешеходный переход, создает угрозу дорожно-транспортных происшествий с участием детей, обучающихся в МОУ «Малиновская средняя общеобразовательная школа» по адресу: с. Малиновка ул. Ленина, 23 Саянского района Красноярского края.
Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Саянского района Величевой Е.Н., представителя Администрации Малиновского сельсовета Саянского района Бушуева Р.Ю., представителя третьего лица ОГИБДД ОВД по Саянскому району Канарского Е.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под элементами обустройства автомобильных дорог понимаются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 9 статьи 5, части 8 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, что определено статьей 2 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».
В силу статьи 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог: ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Статья 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Согласно п. 1.2 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» под пешеходным переходом понимается участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1,5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
Из содержания Приложения № 1 к Правилам дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 года следует, что дорожный знак 1.23 «Дети» устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей. Дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» при отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 - слева от дороги на дальней границе перехода.
В суде достоверно установлено, что на участке дороги по ул. Ленина с. Малиновка Саянского района Красноярского края в районе Малиновской средней общеобразовательной школы отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети», 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака), дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», обозначающая пешеходный переход не нанесена.
19 августа 2010 года Главе Муниципального образования Малиновского сельского совета ОГИБДД ОВД по Саянскому району ГУВД по Красноярскому краю внесено предписание № 2993 в срок до 30 августа 2010 года установить дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака), 1.23 «Дети» и нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра», обозначающую пешеходный переход, на улице Ленина непосредственно вблизи Малиновской средней школы.
Согласно Справки № 1924 от 15 июня 2011 года, выданной ОГИБДД ОВД по Саянскому району предписание от 19 августа 2010 года № 2993 «Об обустройстве пешеходного перехода» Администрацией Малиновского сельсовета не выполнено.
В судебном заседании представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Саянскому району Канарский Е.В. показал, что до настоящего времени в указанном предписании месте не установлены дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака), 1.23 «Дети», дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», обозначающая пешеходный переход не нанесена.
Суд полагает, что имеющиеся недостатки не обеспечивают безопасность дорожного движения и создают угрозу дорожно-транспортных происшествий с участием детей, обучающихся в МОУ «Малиновская средняя общеобразовательная школа», расположенной по адресу: с. Малиновка ул. Ленина, 23 Саянского района Красноярского края.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава Малиновского сельсовета Саянского района Красноярского края, к вопросам местного значения сельсовета относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В суде достоверно установлено, что Администрацией Малиновского сельсовета Саянского района Красноярского края не выполнена возложенная законодательством обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно не установлены дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака), 1.23 «Дети», не нанесена дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», обозначающая пешеходный переход, на улице Ленина в с. Малиновка Саянского района вблизи Малиновской средней общеобразовательной школы.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления, которыми нарушены права и свободы граждан и организаций, могут быть оспорены в суде.
Бездействие органа или должностного лица признаётся незаконным в случае, если на них лежит правовая обязанность совершить определённые действия, имеется реальная возможность их совершить, однако данные действия не выполняются.
В суде установлено, что Администрацией Малиновского сельсовета Саянского района Красноярского края с 2010 года не предпринимались все зависящие от неё меры, направленные на установление указанных выше дорожных знаков; мер по нанесению дорожной разметки также не предпринималось. Установление дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака), 1.23 «Дети» и нанесение дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», обозначающей пешеходный переход не требует больших финансовых вложений. Поэтому суд полагает признать незаконным бездействие Администрации Малиновского сельсовета Саянского района Красноярского края по непринятию мер по обустройству улицы Ленина в с. Малиновка Саянского района вблизи Малиновской средней школы пешеходными переходами с установкой дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака), 1.23 «Дети», нанесению дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», обозначающей пешеходный переход.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Саянского района законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимы временные и финансовые затраты, а выявленное нарушение может способствовать причинению ущерба жизни и здоровью детей, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения в части установки дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака), 1.23 «Дети» и нанесения дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», обозначающей пешеходный переход, до 01 сентября 2011 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации Малиновского сельсовета Саянского района Красноярского края по непринятию мер по обустройству улицы Ленина в с. Малиновка Саянского района вблизи Малиновской средней школы пешеходными переходами с установкой дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака), 1.23 «Дети», нанесению дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», обозначающей пешеходный переход.
Обязать Администрацию Малиновского сельсовета Саянского района в срок до 01 сентября 2011 года установить на улице Ленина в с. Малиновка Саянского района Красноярского края вблизи Малиновской средней общеобразовательной школы дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), 5.19.2 «Пешеходный переход» (2 знака), 1.23 «Дети» и нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра», обозначающую пешеходный переход.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Саянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: