Дело № 5-1012/2018
постановление
21 декабря 2018 года город Сосногорск Республика Коми
Судья Сосногорского городского суда Республики Коми Дудина О.С., при секретаре Бохоновой Н.А., рассмотрев поступившее в отношении ОАО «Водоканал», <данные изъяты> дело о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Старшим государственным инспектором РК в области охраны окружающей среды на территории г.Сосногорска с подчиненной ему территорией ШНЕ составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «Водоканал» о том, что в нарушение требований ст.ст.22,23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации ОАО «Водоканал» осуществляет сброс сточных (в т.ч. дренажных) вод в водный объект ручей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ 00 ч 01 мин. и по настоящее время без лимитов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, по которым не достигается НДС, т.е. по веществам: Нитрит-ион, Железо общее, Фенолы, Нефтепродукты, АПАВ, Марганец, Медь, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ допускал сброс загрязняющих веществ в водный объект руч.<адрес> без разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, то есть правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Представитель ОАО «Водоканал» Якименко М.Н., действующая на основании доверенности, в суде согласилась, что формально в действиях общества имеются признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, отсутствия каких-либо тяжких последствий, считает, что указанное правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в связи с чем просила признать административное правонарушение малозначительным и прекратить производство по делу.
Лицо, составившее протокол ШНЕ в суде полагала, в действиях ОАО «Водоканал» имеется состав вмененного административного правонарушения, малозначительным не является.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит вину ОАО «Водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, установленной и доказанной.
Вина ОАО «Водоканал» в совершении вменяемого ему правонарушения по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ подтверждается исследованными судом доказательствами по делу, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ №-Сос-вк; определением №-Сос-вк об истребовании сведений (материалов) от ДД.ММ.ГГГГ; требованием о погашении задолженности по оплате за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ информацией Сосногорского районного отдела по ООС Минприроды РК № о направлении определений; информацией Минприроды РК № от ДД.ММ.ГГГГ; информацией Управления Росприроднадзора по РК № от ДД.ММ.ГГГГ; информацией ОАО «Водоканал» № от ДД.ММ.ГГГГ; декларацией о плате за НВОС за ДД.ММ.ГГГГ сведениями, полученными в результате учета объема и качества сброса сточных (дренажных) вод (формы 3.2 и 3.3); разрешением на сбросы №-С от ДД.ММ.ГГГГ; решением о предоставлении водного объекта в пользование № выданного ДД.ММ.ГГГГ МПР РК; требованием прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ; решением Сосногорского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по делу №; информацией Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ; информацией ОАО «Водоканал» № от ДД.ММ.ГГГГ; программой производственного контроля качества очистки сточных вод на ОС канализации <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ показателями качества до очистки и после очистки; протоколом об административном правонарушении №-Сос-вк от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, должностным лицом органа, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях.
Указанные доказательства соответствуют предъявленным к ним требованиям, а именно содержат фактические сведения о событии правонарушения, времени и месте его совершения, в представленных материалах указано существо правонарушения в соответствии с КоАП РФ, каких-либо фактов нарушения определенной законом процедуры сбора и фиксации доказательств не установлено, в связи с чем, подвергать сомнению письменные доказательства у суда оснований не имеется.
В суде установлено, что на основании информации поступившей из Минприроды Республики Коми № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении сверхлимитного сброса в ДД.ММ.ГГГГ году в водный объект ручей <адрес> географические координаты места выпуска <данные изъяты> вд, подлежащий региональному государственному контролю Сосногорским районным отделом по охране окружающей среды в отношении ОАО «Водоканал» возбуждено дело об административном правонарушении и проведено по нему административное расследование.
Установлено, что Управлением Росприроднадзора по Республике Коми в рамках межведомственного взаимодействия в Минприроды Республики Коми представлен перечень предприятий, осуществлявших в ДД.ММ.ГГГГ сброс в водные объекты, относящиеся к региональной поднадзорности и внесших плату за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, в числе которых ОАО «Водоканал».
Разрешением №-С на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Республике Коми ОАО «Водоканал» с целью сброса загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в ручей <адрес> обществу утвержден перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в пределах нормативов допустимого сброса как-то: Взвешенные вещества, Сухой остаток, БПК п, Аммоний-ион, Нитрат-ион, Хлорид-ион, Фосфор фосфатов, Сульфат-ион, Хром шестивалентный, Метанол, Цинк, Алюминий, Никель, Свинец, Кадмий. В примечании имеется Перечень веществ, по которым НДС не достигается и для которых необходимо установить лимиты на сбросы, как-то: Нитрит-ион, Железо общее, Фенолы, Нефтепродукты, АПАВ, Марганец, Медь.
Разрешение №-С действительно на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «Водоканал» осуществлялся сброс загрязняющих веществ в водный объект руч. <адрес> без разрешения на сброс загрязняющих веществ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно предоставленной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Водоканал» осуществлялся сброс загрязняющих веществ в сточных водах очистных сооружений <адрес> на которые требуется получение лимитов как-то: нитрит-анион (ион) в массе 0,0026 т, железо в массе 0,000134 т, нефтепродукты в массе 0,004 т, марганец двухвалентный в массе 0,000621 т, медь в массе 0,0001 т, АСПАВ в массе 0,001 т.
Согласно требованию Управления Росприроднадзора по Республике Коми (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) к ОАО «Водоканал» о погашении задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ и внесения авансового платежа за ДД.ММ.ГГГГ а также пеней, образовалась задолженность в связи с неуплатой за ДД.ММ.ГГГГ за сбросы ЗВ в водные объекты по столбцу 03 (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) которая составила <данные изъяты> руб., за невнесение авансового платежа за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб., а также пени в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. соответственно.
Сброс сточных, в том числе дренажных, вод в ручей <адрес> географические координаты места выпуска <данные изъяты> вд. ОАО «Водоканал» осуществляет на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование № выданного ДД.ММ.ГГГГ Минприроды Республики Коми. Установленный лимит сброса сточных вод разрешен в объеме, не превышающем <данные изъяты> тыс. м3/год. Содержание и концентрация загрязняющих веществ в сточной воде и в <адрес> в месте сброса (пп. 10,13 п. 2.3 ч. 2 Решения) не должны превышать значения, установленные нормативами допустимого воздействия на водные объекты бассейна <адрес>; согласно «СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00. 2.1.5 Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы»; согласно с приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
В нарушение требований ст.ст.22,23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации ОАО «Водоканал» с ДД.ММ.ГГГГ 00 ч 01 мин. и по настоящее время осуществляет сброс сточных (в т.ч. дренажных) вод в водный объект ручей <адрес> без лимитов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, по которым не достигается НДС, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ допускал сброс загрязняющих веществ в водный объект руч.<адрес> без разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микрооргнизмов в водные объекты.
Обязанность выполнять требования природоохранного законодательства установлена ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты значимы в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, одновременно как об объекте права собственности и иных прав. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст.44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.35 Водного кодекса Российской Федерации, нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и организмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Лимиты на сбросы устанавливаются при наличии у таких абонентов утвержденного плана снижения сбросов. Абоненты разрабатывают план снижения сбросов и утверждают такой план по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор. Порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N393 утверждены Правила установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы для абонентов устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В соответствии со ст.60 Водного кодекса Российской Федерации, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Статьей 19 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года 7-ФЗ определены основы нормирования в области охраны окружающей среды: нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с
законодательством.
Согласно ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 выбросы и сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Как следует из положений Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 №2 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению иной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты», выдача разрешений на сбросы за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными подразделениями. Разрешениями на сбросы для хозяйствующих субъектов устанавливаются перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством условий, показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ на период действия разрешения с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод отдельно по каждому выпуску в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты и в пределах лимитов на сбросы.
Таким образом, исходя из приведенных положений нормативных актов, водопользователи обязаны осуществлять сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты в соответствии с условиями разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно ст.75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Согласно ст.68 Водного кодекса РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в действиях (бездействии) юридического лица ОАО «Водоканал» имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ в части нарушения правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты при отсутствии установленных лимитов на сброс загрязняющих веществ по настоящее время и отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Довод представителя юридического лица о малозначительности правонарушения, совершенного ОАО «Водоканал» суд признает несостоятельным по следующим основаниям.
Статья 2.9 КоАП РФ не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за малозначительные правонарушения, а предоставляет только право суду принять такое решение.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. В соответствии с разъяснением, содержащимся в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как тяжелое финансовое положение юридического лица, то обстоятельство, что при отсутствии разрешения на сброс, расчет платы осуществлялся с повышенным коэффициентом за сброс сверх установленных нормативов; оплата не произведена добровольно в связи с тем, что заблокировали счета, задолженность списывается в порядке очереди по судебному решению; имеется необходимость осуществления модернизации очистных сооружений, проведение капитального ремонта не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Довод, что в действиях ОАО «Водоканал» существенных нарушений нет и не последовали тяжкие последствия, также не может являться обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения. Состав правонарушения является формальным и наступления вредных последствий не требуется. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды.
В соответствии с чем, нарушение ОАО «Водоканал» административного законодательства не является малозначительным административным правонарушением.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд признает их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для признания ОАО «Водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, а его действия квалифицирует по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не имеется.
При назначении наказания ОАО «Водоканал» суд учитывает обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, и считает возможным назначить ОАО «Водоканал» наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.6, ст. 29.7, п.1 ч.1 ст. 29.9 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать ОАО «Водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Штраф перечислять по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в канцелярию Сосногорского городского суда РК.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В соответствии с ч. 1. ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Сосногорский городской суд Республики Коми.
Судья О.С. Дудина