Решение
именем Российской Федерации
город Москва 15 апреля 2016 года
Останкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Шокуровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2а-2284/16 по административному иску Гордина Д* М* к судебному приставу-исполнителю Останкинского ОСП УФССП по городу Москве Каюмовой М* А*, Останкинскому ОСП УФССП по городу Москве, УФССП по городу Москве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Административный истец Гордин Д* М* обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам судебному приставу-исполнителю Останкинского ОСП УФССП по городу Москве Каюмовой М* А*, Останкинскому ОСП УФССП по городу Москве, УФССП по Москве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора в виде отмены постановления о взыскании исполнительского сбора от * года, обосновывая тем, * года на основании исполнительного листа * от * года, предъявленного ЗАО «Новый Промышленный Банк» к исполнению судебному приставу-исполнителю Каюмовой М*А* Останкинского ОСП УФССП Росси по Москве постановлением от * года, было возбуждено исполнительное производство № * в отношении Гордина Д* М* с * дневным сроком исполнения, с момента получения должником копии постановления, которую должник получил * года. В ходе исполнения требований ЗАО «Новый Промышленный Банк» * от * года по исполнительному производству * постановлением к ИП * судебным приставом- исполнителем Каюмовой М. А. от * года, был установлен исполнительский сбор в размере * копеек.* года ЗАО «Новый Промышленный Банк» в УФССП России по Москве нарочно подано заявление об отзыве исполнительного листа по исполнительному производству *. * года УФССП России по Москве отправило внутренней фельдфебельской службой поданное ранее заявление в Останкинский ОСП УФССП России по Москве исх. * однако вышеуказанное заявление затерялось в канцелярии получателя. Гордин Д. М., физически не мог получить постановление, отправленное судебным приставом-исполнителем, так как находился за пределами Российской Федерации в период с * года по * год. * года представителем ЗАО «Новый Промышленный Банк» повторно подано заявление об отзыве исполнительного листа. Согласно выписке по лицевому счету * задолженность по кредитному договору * от * года составляет *. /л.д.25-26/.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель административного истца, по доверенности Поддубский Е*М*, в судебное заседание явился, поддержал требования административного искового заявления, просил их удовлетворить, пояснив суду, что исполнительное производство возбуждено не законно, поскольку исполнительный лист взыскателем был отозван в * года, поскольку основной должник исполнил свои обязательства перед взыскателем.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Останкинского ОСП ФССП по городу Москве Каюмова М* А*, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснила суду, что информация об отзыве исполнительного листа к ней не поступала, поэтому исполнительное производство было возбуждено и вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и запрете на выезд.
Представитель административного ответчика Останкинского ОСП УФССП по городу Москве по доверенности Каюмова М*А* в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Административный ответчик УФССП по городу Москве в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ЗАО «Новый Промышленный банк» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной
Кроме того, информация о дате и времени очередного судебного заседания в соответствии со статьями 14 и 16 ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" заблаговременно размещается на интернет-сайте суда и является общедоступной.
На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие административного ответчика в соответствии со ст.289 КАС РФ.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом исполнителем действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах.
На основании ст. 36 указанно ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно положениям указанного Закона судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. При этом из смысла того же закона следует, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела.
В силу ст. 30 названного закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В силу ст. 17 указанного закона копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Как усматриваться из материалов дела, * года судебным приставом-исполнителем Каюмовой М.А. было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа * от * года, выданного Останкинским районным судом города Москвы по гражданскому делу * на основании решения суда вступившего в законную силу * года, в отношении должника Гордина Д.М. в пользу взыскателя ЗАО «НОВЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК», о взыскании задолженности по кредиту в размере *. /л.д.7/.
Из материалов дела следует, что * года от взыскателя ЗАО «НОВЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК» в УФССП России по городу Москве поступило заявление о возвращении исполнительного листа * от * года, без исполнения. /л.д.13/.
Судом установлено, что * года судебным приставом-исполнителем Каюмовой М.А. было вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, на основании которого должнику Гордину Д.М. ограничили выезд за пределы Российской Федерации с * года по * года. /л.д.11-12/.
Из материалов дела следует, что * года судебным приставом-исполнителем Каюмовой М.А. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Гордина Д.М. в размере *. /л.д.7/.
Согласно ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона РФ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 219 ч. 3,5,6,7,8 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из представленных суду доказательств и объяснений административного истца следует, что административный истец получил копию обжалуемого постановления * года, а с заявлением об отмене указанного постановления обратился * года, суд полагает, что именно с указанной даты у административного истца был предусмотренный законом десятидневный срок на обращение в суд с административным иском об обжаловании оспариваемого постановления, таким образом, срок не пропущен.
На основании изложенного суд приходит к выводу о признании незаконными и отмене постановления судебного пристава- исполнителя Каюмовой М* А* от * года о взыскании исполнительского сбора с должника Гордина Д* М* в размере *. Требование об освобождении Гордина Д*М* от исполнительского сбора в размере * в рамках исполнительного производства * не подлежит удовлетворению в данном случае, поскольку охватывается требованием об отмене спорного постановления.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст.174-180 КАС РФ
решил:
Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Каюмовой М* А* от * года о взыскании исполнительского сбора с должника Гордина Д* М* в размере *.
Решение суда может быть обжаловано сторона в апелляционном порядке в Московский городской суд через Останкинский районный суд города Москвы в течение месяца со дня ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.