Дело № 2-1682/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский
Свердловской области 21 октября 2013 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Земской Л.К.
при секретаре Тараховой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству (Отраслевой орган), муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» (МКУ «УГХ») о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов расположенную на территории г. Каменска-Уральского Свердловской области, в 50 метрах от железной дороги в сторону гаражного комплекса по ул. Гладкова, напротив ССПК «Луч», расположенного в г. Каменске-Уральском по ул. Олега Кошевого, 3.
В обоснование заявленных требований прокурором было указано в иске, что прокуратурой г.Каменска-Уральского проводилась проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории г. Каменска-Уральского Свердловской области.
В ходе проверки было установлено, что в 50 метрах от железной дороги в сторону гаражного комплекса по ул. Гладкова, напротив ССПК «Луч», расположенного по ул. Олега Кошевого, 3 в г. Каменске-Уральском Свердловской области находится несанкционированная свалка. Согласно акта проверки от 02.09.2013 г. несанкционированная свалка состоит из твердых бытовых отходов в виде полиэтилена, стеклянных и пластиковых бутылок, полиэтиленовых и бумажных мешков, стволов и веток деревьев, запчастей от автомобиля, обгоревших досок, оконных рам, пищевых отходов, и других отходов и материалов. Площадь свалки составляет около 100 м2.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городских округов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит и ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу ст. 13 Закона «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требует, чтобы способы хранения и захоронения отходов производства и потребления были безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществлялись в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, а порядок сбора отходов определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ (содержание охрана земель) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биологического загрязнения, и захламления земель.
Согласно пп. 11, 24 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования «город Каменск-Уральский», утвержденного Решением Городской Думы от 22.02.2006г. № 418, к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 3.12 Решения Городской Думы г.Каменска-Уральского от 26.11.2008 г. № 24 «Об утверждении отраслевого органа администрации г.Каменска-Уральского по городскому хозяйству» в компетенцию отраслевого органа входит организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Постановлением глав города Каменска-Уральского от 19.04.2011 г. № 445 создано муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства». Согласно Устава указанного учреждения, утвержденного Приказом ОМС «Комитет по управлению имуществом г.Каменска-Уральского» от 12.05.2011г № 142, учреждение находится в ведении Отраслевого органа администрации города по городскому хозяйству, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств ( п. 1.7 Устава) и, в том числе, организует реализацию утвержденных природоохранных мероприятий.
Вышеуказанная несанкционированная свалка, расположенная на землях муниципального образования г.Каменск-Уральский, в настоящее время не ликвидирована.
Часть 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет право граждан РФ на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, в том числе при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Статьей 4 указанного закона земли отнесены к объектам охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц - жителей Муниципального образования «город Каменск-Уральский», а также лиц, временно пребывающих на территории городского округа.
На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие МКУ «Управление городского хозяйства», а также Отраслевого органа администрации г.Каменска-Уральского по городскому хозяйству в части принятия мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, находящейся в 50 метрах от железной дороги в сторону гаражного комплекса по ул. Гладкова, напротив ССПК «Луч», расположенного по ул. Олега Кошевого, 3 г. в г.Каменске-Уральском Свердловской области. Обязать Отраслевой орган администрации г.Каменска-Уральского по городскому хозяйству в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать и осуществить контроль за выполнением работ МКУ «Управление городского хозяйства» по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки твердых бытовых отходов. Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работу по ликвидации этой несанкционированной свалки.
От прокурора поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором иск подержали, просили его удовлетворить в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика отраслевого органа администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству В.Ю. Плаксин в судебное заседание не явился, направив в суд отзыв, в котором исковые требования не признал, кроме того, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. При этом представитель в отзыве на иск пояснил, что непосредственной ликвидацией свалок отраслевой орган не занимается, все выделяемые ему на эти цели средства он незамедлительно доводит до МКУ «УГХ», именно последнее определяет, каким образом распределить денежные средства при выполнении работ по ликвидации несанкционированных свалок. МКУ «УГХ» является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем закон не наделил отраслевой орган полномочиями по организации его деятельности и контролю за выполнением им каких-либо работ. Доказательств того, что отраслевой орган свои обязанности не выполняет, допускает незаконное бездействие прокурором не представлено. Также полагал, что стороной истца не представлено доказательств нахождения свалки именно по указанному прокурором адресу, не представлено доказательств принадлежности земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, поскольку представленные в материалы дела фотографии не привязаны к местности, не позволяют идентифицировать место нахождения свалки.
Представитель ответчика МКУ «Управление городского хозяйства» Кадынцева Н.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснив, что выделенные денежные средства на организацию сбора и захоронения отходов по состоянию на день рассмотрения дела судом исчерпаны, заключение новых контрактов и договоров приостановлено.
Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Исковые требования прокурора, в силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявлены в соответствии с законом, поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, обязаны, в частности, проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель (ст. 13).
Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 18 статьи 60, пункту 17 статьи 71 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» администрация района (города) организует проведение на территории района (города) гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
На основании п.11, п.24 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно статье 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Исходя из п. 1 ст. 2 Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Пунктом 2 статьи 21 Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 7 вышеназванного Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ст. 13 указанного выше ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона Свердловской области «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством обеспечивают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Муниципальное образование не является юридическим лицом и в силу п. 2 ст. 125 ГК Российской Федерации может осуществлять права и нести обязанности через органы местного самоуправления, структура и компетенция которых закреплены в уставе муниципального образования.
Принятый Решением Каменск-Уральской городской Думы от 22.02.2006 N 148 Устав муниципального образования «Город Каменск-Уральский» (Устав) к вопросам местного значения городского округа отнес организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ст. 28 Устава Администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. К полномочиям Администрации города по решению вопросов местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно Положению об отраслевом органе администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, утвержденному Решением Городской Думы от 26.11.2008 года № 24, Отраслевой орган администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству является структурным подразделением администрации города, муниципальным казенным учреждением, наделен правами юридического лица, является главным распорядителем бюджетных средств, вправе от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах. К компетенции Органа в числе прочего относится организация мероприятий по охране окружающей среды, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
При этом к функциям отраслевого органа администрации относятся анализ состояния и производственной деятельности организаций коммунально-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи различных форм собственности. Анализ экологической ситуации в городе. Разработка планов мероприятий и перспективных программ развития коммунально-энергетического, дорожно-транспортного и природоохранных комплексов, координация этих работ. Контроль за их исполнением. Организация методической помощи организациям по реализации единой технической политики города в области энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи. Разработка мероприятий и предложений по повышению технического уровня объектов коммунально-энергетического, природоохранного комплексов и организаций, обслуживающих эти объекты. Разработка и обеспечение реализации природоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств городского бюджета. Ведение документации (подготовка документов) для реализации природоохранных мероприятий. Контроль за их исполнением. Распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.
Постановлением главы города Каменска-Уральского от 19.04.2011 г. № 445 создано муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства». Согласно Устава указанного учреждения, утвержденного Приказом ОМС «Комитет по управлению имуществом г.Каменска-Уральского» от 12.05.2011г № 142, учреждение находится в ведении Отраслевого органа администрации города по городскому хозяйству, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 1.7 Устава) и, в том числе, организует реализацию утвержденных природоохранных мероприятий.
Проанализировав изложенные нормоположения, суд пришел к выводу, что Администрация г. Каменска-Уральского как орган местного самоуправления, в лице своего отраслевого органа и подведомственного ему МКУ «УГХ» обязаны организовать мероприятия по охране окружающей среды, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контролировать их реализацию, для чего наделены широким кругом полномочий, не ограничивающихся для отраслевого органа, только распределением бюджетных средств, для МКУ «УГХ» только заключением муниципальных контрактов.
Из представленных суду доказательств следует, что на территории МО "город Каменск-Уральский" в период с 02.09.2013 года по день рассмотрения дела в 50 метрах от железной дороги в сторону гаражного комплекса по ул. Гладкова, напротив ССПК «Луч», расположенного по ул. Олега Кошевого, 3 в г. Каменске-Уральском Свердловской области, имеет место несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Данные обстоятельства подтверждены пояснениями помощника прокурора Меньшовой Н.Н., осуществлявшей проверку, актом проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности МКУ «УГХ» от 02.09.2013 г., согласно которому несанкционированная свалка состоит из твердых бытовых отходов в виде полиэтилена, стеклянных и пластиковых бутылок, полиэтиленовых и бумажных мешков, стволов и веток деревьев, запчастей от автомобиля, обгоревших досок, оконных рам, пищевых отходов, и других отходов и материалов. Площадь свалки составляет около 100 м2.
Стороной ответчика помимо голословных утверждений доказательств отсутствия свалки в указанном прокурором месте суду в порядке ст.56 ГПК РФ представлено не было.
Актирование наличия спорных несанкционированных свалок и предъявление прокурором иска в суд в сентябре 2013 года, существование вышеуказанной свалки мусора на данный момент, свидетельствуют, что работа органов местного самоуправления г.Каменска-Уральского и подконтрольных им учреждений по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, указанных в иске, не соответствует законодательству в области охраны окружающей среды.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности для ответчиков своевременного установления их наличия и осуществления работ по предупреждению образования и по ликвидации свалок без вмешательства в этот процесс прокурора и предъявления иска в суд в защиту неопределенного круга лиц, суду ответчиками не представлено.
Установленные в судебном заседании факты свидетельствуют о не надлежащей работе в течение длительного периода времени администрации Каменск-Уральского городского округа по организации ликвидации несанкционированных свалок на его территории. Данное невыполнение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, следует признать незаконным бездействием, поскольку организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов федеральным и региональным законодательством закреплена за органами местного самоуправления городских округов.
Тем самым ответчиками не выполняются требования п.1 ст.22 Федерального Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.1.8, 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», Правил благоустройства территории муниципального образования город Каменск-Уральский, утвержденных решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 18.07.2012 N 548.
В силу части второй статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика лично совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание виды, объёмы и специфику подлежащих выполнению мероприятий, временные и материальные затраты на соблюдение требуемых процедур, исходя из требования разумности, суд с учётом изложенного выше приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности на ответчиков в срок не позднее одного месяца после вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 50 метрах от железной дороги в сторону гаражного комплекса по ул. Гладкова, напротив ССПК «Луч», расположенного по ул. Олега Кошевого, 3 в г. Каменске-Уральском Свердловской области, законны, обоснованны и исполнимы в предложенный срок. Требования прокурора г. Каменска-Уральского к отраслевому органу об организации и контроле за выполнением работ по ликвидации свалок МКУ «УГХ» фактически сводятся к выполнению действий по участию в ликвидации несанкционированных свалок, поэтому суд считает необходимым возложить на обоих ответчиков обязанность ликвидировать свалки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МКУ «Управление городского хозяйства», а также Отраслевого органа администрации г.Каменска-Уральского по городскому хозяйству в части принятия мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, находящейся в 50 метрах от железной дороги в сторону гаражного комплекса по ул. Гладкова, напротив ССПК «Луч», расположенного по ул. Олега Кошевого, 3 г. Каменске-Уральском Свердловской области, площадью около 100 м2.
Обязать Отраслевой орган администрации г.Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать вышеуказанную несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского.
Решение изготовлено в машинописном варианте и является подлинником.
Судья: Л.К. Земская