УИД 36RS0006-01-2021-006001-67
№ 2а-3855/21
Строка 3.024а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при помощнике судьи Бурлуцкой Е.Ю.,
с участием:
представителя административных ответчиков по доверенностям Урюпиной А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мак Доналда Патрика Левиса к УВМ ГУ МВД России по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области, МВД России о признании незаконным отказа в принятии к рассмотрению документов для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре, возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть документы для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре,
установил:
Мак Доналд Патрик Левис обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением к УВМ ГУ МВД России по Воронежской области, указав, что 02.09.2020 он прибыл на территорию Российской Федерации и зарегистрировался по адресу: <адрес>; состоит в браке с гражданкой РФ Мак Доналд В.А., правонарушений не свершал, намерен жить и работать в России, получить гражданство России. Срок его временного пребывания продлевался до 02.05.2021, затем до 15.06.2021. 08.10.2020 административный истец обратился в миграционный центр для получения разрешения на временное проживание, там потребовали справку ФБР об отсутствии у него судимости. Административный истец обратился в посольство <адрес> для получения справки, но ему было отказано в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. Имеющаяся у административного истца ранее выданная справка ФБР принята не была в связи с тем, что с момента её выдачи прошло более трех месяцев. 16.05.2021 административный истец обратился в УВМ ГУ МВД по Воронежской области и в УФМС <адрес> с заявлением о продлении срока действия визы до 16.12.2021, принять документы для выдачи разрешения на временное проживание. 09.06.2021 был получен ответ о том, что справка об отсутствии судимости, выданная не ранее чем за три месяца до подачи заявления и при наличии апостиля, является одним из обязательных документов. 01.07.2021 административный истец обратился в УВМ ГУ МВД по Воронежской области для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре, представив все необходимые документы, в том числе справку об отсутствии судимости. Однако документы не были приняты сотрудником УВМ ГУ МВД по Воронежской области с указанием на то, что справка об отсутствии судимости не соответствует п.30 Административного регламента. 07.07.2021 административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о признании незаконным данные действия сотрудника, однако 03.08.2021 административный истец отказал в удовлетворении данного заявления, что послужило основанием для обращения в суд с данный административным иском.
Определением суда от 14.09.2021 к участию в деле в качестве ответчика привлечено ГУ МВД России по Воронежской области; в качестве заинтересованного лица должностное лицо Бобряшова М.А.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 04.10.2021 в качестве ответчика привлечено МВД России.
Административный истец Мак Доналд П.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения.
Представитель административных ответчиков ГУ МВД по Воронежской области, МВД России по доверенностям (л.д.72,85) Урюпина А.С. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала, пояснила, что административный истец не обращался с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в упрощенной процедуре, как указано в иске, а с данным заявлением обращалась его супруга - Мак Доналд В.А., которой 03.08.2021 был дан ответ на это обращение; заявления административного истца по вопросу получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 01.07.2021, не имеется.
Представитель административного ответчика УВМ ГУ МВД России по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Мак Доналд В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения.
Заинтересованное лицо Бобряшова М.А. о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Учитывая изложенное, что судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения, суд, считая административного истца и заинтересованное лицо Мак Доналд В.А., извещенными о рассмотрении дела надлежащим образом, определил рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Регламентация правового положения иностранных граждан, их пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в части предоставления им разрешений на временное пребывание (проживание) в Российской Федерации, осуществлена Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ указано, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии п.4 ч.3 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, - в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой).
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в четырехмесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
В территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявление может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч.5 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Направление запросов и получение информации при наличии технической возможности осуществляются с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с ч.5 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ в случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание либо ранее выданное ему разрешение на временное проживание было аннулировано, он вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения его предыдущего заявления о выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.
Приказом МВД России от 08.06.2020 № 407 был утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, которым установлен порядок подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, а также перечень необходимых документов, предоставляемых иностранным гражданином одновременно с заявлением.
Согласно п.п.30.4 п.33 Административного регламента для получения разрешения иностранный гражданин подает в подразделение по вопросам миграции либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания не ранее чем за 3 месяца на день подачи заявления, о наличии (отсутствии) судимости у заявителя.
Официальные документы и акты, выданные на территориях иностранных государств, являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 года, в случае, если иное не установлено действующими международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ (п. 38).
Согласно п. 45 Административного регламента, основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: нарушение требований к форме и содержанию заявления, наличие фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных, отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала.
Как следует из материалов дела, административный истец - гражданин <адрес> Мак Доналд П.Л. ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с гражданкой РФ Павельевой В.А. (после заключения брака – Мак Доналд В.А.), что подтверждается копией свидетельства о браке (л.д.33-34)
17.05.2016 Мак Доналд П.Л. была выдана многократная туристическая виза № сроком действия с 19.06.2016 по 18.06.2019 на непрерывное пребывание в Российской Федерации в течение 6 месяцев (л.д.13).
07.07.2020 ему была выдана однократная частная виза № сроком действия с 08.08.2020 по 06.11.2020 (л.д.12-20).
08.09.2020 Мак Доналд П.Л. был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок действия визы (л.д.22).
05.11.2020 УВМ ГУ МВД России по Воронежской области ему была оформлена виза № сроком действия с 07.11.2020 по 05.02.2021 (л.д.14).
16.05.2021 Административный истец обращался в ОУФМС <адрес> района г.Воронежа с заявлением о получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации (л.д.40-42) и 09.06.2021 УВМ ГУ МВД России по Воронежской области в его адрес было направлено сообщение, в котором административному истцу было разъяснено, что заявление установленной формы (приложение № 1 к Административному регламенту) предоставляется лично иностранным гражданином, законно находящимся на территории Российской Федерации в двух экземплярах. Одним их обязательных документов, прилагаемых иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получение визы, согласно п.п.30.3 п.30 Административного регламента, является документ о наличии (отсутствии) судимости, выданный органом государства постоянного проживания не ранее, чем за 3 месяца на день подачи заявления. Требованием п.38 Административного регламента установлено, что официальные документы и акты, выданные на территориях иностранных государств, не являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961 в случае, если иное не установлено действующими международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами, при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульский департамент МИД России. Составленные на иностранном языке документы, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.
Также в данном ответе административному истцу сообщено, что заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации будет принято к рассмотрению незамедлительно, в случае предоставления всех необходимых документов, оформленных должным образом, при условии отсутствия оснований для отказа в приеме документов, указанных в п.45 Административного регламента (л.д.43-44).
В административном исковом заявлении административный истец ссылается на то, что 08.10.2020 он обращался с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, но документы приняты не были в виду того, что представленная им справка ФБР об отсутствии судимости была выдана ранее, чем за три месяца до обращения с заявлением.
Однако доказательств обращения административного истца к административному ответчику 08.10.2020 с указанным заявлением не представлено.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что 01.07.2021 он повторно обратился в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области, представив справку ФБР от 26.04.2021, имеющую перевод на русский язык и апостиль (л.д.50-59), однако 01.07.2021 ему было отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации в связи с тем, что не представлен документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания не ранее, чем за 3 месяца на день подачи заявления, о наличии (отсутствии) судимости у заявителя, предусмотренный п.п.30.4 п.30 Административного регламента, о чем представлена копия справки от 01.07.2021 (л.д.60).
Вместе с тем, письменного заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации подано не было, на что также указывалось представителем ответчиков; доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Из текста перевода справки, выданной отделом информационной службы криминальной юстиции Федерального Бюро Расследований Министерства юстиции <адрес> от 26.04.2021 (апостиль от 02.06.2021), в отношении административного истца следует, что поиск отпечатков пальцев предоставленных данным лицом, обнаружил у ФБР данные о ранее имевшем место аресте, что не исключает дальнейшего наличия судимости на государственном или местном уровне (л.д.57).
Таким образом, указанная справка не содержит однозначных сведений относительно наличия/отсутствия судимости административного ответчика в соответствии с пп. 30.4 п. 33 Административного регламента.
Согласно представленным материалам, МВД России было рассмотрено обращение Мак Доналд В.А. (супруга административного истца) по вопросу выдачи разрешения на временное проживание в Российской Федерации её супругу (административному истцу) по документам, указанным в административном иске, с истребованием необходимых сведений. По рассмотрении обращения Мак Доналд В.А., 03.08.2021 был дан ответ, что поскольку представленная справка не соответствовала предъявляемым требованиям, принять заявление о выдаче разрешения на временное проживание от супруга (административного истца) в настоящее время не представляется возможным (л.д.63-64).
В силу п.п.45.3 п. 45 Административного регламента основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала.
Заявление в электронной форме с использованием Единого портала, как и на приеме, подано не было; доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с ч.3 ст.84 КАС РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая совокупность предоставленных сторонами доказательств, суд полагает, что представленный административным истцом документ не может быть принят в качестве документа, подтверждающего наличие (отсутствие) у него судимости, в соответствии с требованиями п.п.30.4 п.33 Административного регламента, поскольку данный документ не содержит однозначных сведений о наличии или об отсутствии судимости у административного истца.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что на момент обращения административного истца 01.07.20201 в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области по вопросу о предоставлении разрешения на временное проживание документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания не ранее чем за 3 месяца на день подачи заявления, о наличии (отсутствии) судимости у заявителя в соответствии с требованиями Административного регламента, представлен не был.
Учитывая все выше изложенное, суд считает, что отказ в приеме документов был в соответствиями с требованиями Административного регламента, в пределах полномочий.
Кроме того, административный истец не лишен возможности при получении надлежащей справки обратиться с заявлением о разрешении на временное проживание в Российской Федерации.
С учетом изложенного суд не находит оснований для признания незаконным отказа административного ответчика в принятии к рассмотрению документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации и полагает, что заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
Так как требования о возложении на ответчика обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть документы для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре являются производными от первоначальных в удовлетворении которых административному истцу отказано, данные требования также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Мак Доналда Патрика Левиса к УВМ ГУ МВД России по Воронежской области, МВД России о признании незаконным отказа в принятии к рассмотрению документов для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре, возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть документы для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 08.11.2021.
УИД 36RS0006-01-2021-006001-67
№ 2а-3855/21
Строка 3.024а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при помощнике судьи Бурлуцкой Е.Ю.,
с участием:
представителя административных ответчиков по доверенностям Урюпиной А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мак Доналда Патрика Левиса к УВМ ГУ МВД России по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области, МВД России о признании незаконным отказа в принятии к рассмотрению документов для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре, возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть документы для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре,
установил:
Мак Доналд Патрик Левис обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением к УВМ ГУ МВД России по Воронежской области, указав, что 02.09.2020 он прибыл на территорию Российской Федерации и зарегистрировался по адресу: <адрес>; состоит в браке с гражданкой РФ Мак Доналд В.А., правонарушений не свершал, намерен жить и работать в России, получить гражданство России. Срок его временного пребывания продлевался до 02.05.2021, затем до 15.06.2021. 08.10.2020 административный истец обратился в миграционный центр для получения разрешения на временное проживание, там потребовали справку ФБР об отсутствии у него судимости. Административный истец обратился в посольство <адрес> для получения справки, но ему было отказано в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. Имеющаяся у административного истца ранее выданная справка ФБР принята не была в связи с тем, что с момента её выдачи прошло более трех месяцев. 16.05.2021 административный истец обратился в УВМ ГУ МВД по Воронежской области и в УФМС <адрес> с заявлением о продлении срока действия визы до 16.12.2021, принять документы для выдачи разрешения на временное проживание. 09.06.2021 был получен ответ о том, что справка об отсутствии судимости, выданная не ранее чем за три месяца до подачи заявления и при наличии апостиля, является одним из обязательных документов. 01.07.2021 административный истец обратился в УВМ ГУ МВД по Воронежской области для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре, представив все необходимые документы, в том числе справку об отсутствии судимости. Однако документы не были приняты сотрудником УВМ ГУ МВД по Воронежской области с указанием на то, что справка об отсутствии судимости не соответствует п.30 Административного регламента. 07.07.2021 административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о признании незаконным данные действия сотрудника, однако 03.08.2021 административный истец отказал в удовлетворении данного заявления, что послужило основанием для обращения в суд с данный административным иском.
Определением суда от 14.09.2021 к участию в деле в качестве ответчика привлечено ГУ МВД России по Воронежской области; в качестве заинтересованного лица должностное лицо Бобряшова М.А.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 04.10.2021 в качестве ответчика привлечено МВД России.
Административный истец Мак Доналд П.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения.
Представитель административных ответчиков ГУ МВД по Воронежской области, МВД России по доверенностям (л.д.72,85) Урюпина А.С. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала, пояснила, что административный истец не обращался с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в упрощенной процедуре, как указано в иске, а с данным заявлением обращалась его супруга - Мак Доналд В.А., которой 03.08.2021 был дан ответ на это обращение; заявления административного истца по вопросу получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 01.07.2021, не имеется.
Представитель административного ответчика УВМ ГУ МВД России по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Мак Доналд В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения.
Заинтересованное лицо Бобряшова М.А. о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Учитывая изложенное, что судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения, суд, считая административного истца и заинтересованное лицо Мак Доналд В.А., извещенными о рассмотрении дела надлежащим образом, определил рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Регламентация правового положения иностранных граждан, их пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в части предоставления им разрешений на временное пребывание (проживание) в Российской Федерации, осуществлена Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ указано, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии п.4 ч.3 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, - в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой).
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в четырехмесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
В территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявление может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч.5 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Направление запросов и получение информации при наличии технической возможности осуществляются с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с ч.5 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ в случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание либо ранее выданное ему разрешение на временное проживание было аннулировано, он вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения его предыдущего заявления о выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.
Приказом МВД России от 08.06.2020 № 407 был утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, которым установлен порядок подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, а также перечень необходимых документов, предоставляемых иностранным гражданином одновременно с заявлением.
Согласно п.п.30.4 п.33 Административного регламента для получения разрешения иностранный гражданин подает в подразделение по вопросам миграции либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания не ранее чем за 3 месяца на день подачи заявления, о наличии (отсутствии) судимости у заявителя.
Официальные документы и акты, выданные на территориях иностранных государств, являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 года, в случае, если иное не установлено действующими международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ (п. 38).
Согласно п. 45 Административного регламента, основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: нарушение требований к форме и содержанию заявления, наличие фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных, отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала.
Как следует из материалов дела, административный истец - гражданин <адрес> Мак Доналд П.Л. ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с гражданкой РФ Павельевой В.А. (после заключения брака – Мак Доналд В.А.), что подтверждается копией свидетельства о браке (л.д.33-34)
17.05.2016 Мак Доналд П.Л. была выдана многократная туристическая виза № сроком действия с 19.06.2016 по 18.06.2019 на непрерывное пребывание в Российской Федерации в течение 6 месяцев (л.д.13).
07.07.2020 ему была выдана однократная частная виза № сроком действия с 08.08.2020 по 06.11.2020 (л.д.12-20).
08.09.2020 Мак Доналд П.Л. был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок действия визы (л.д.22).
05.11.2020 УВМ ГУ МВД России по Воронежской области ему была оформлена виза № сроком действия с 07.11.2020 по 05.02.2021 (л.д.14).
16.05.2021 Административный истец обращался в ОУФМС <адрес> района г.Воронежа с заявлением о получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации (л.д.40-42) и 09.06.2021 УВМ ГУ МВД России по Воронежской области в его адрес было направлено сообщение, в котором административному истцу было разъяснено, что заявление установленной формы (приложение № 1 к Административному регламенту) предоставляется лично иностранным гражданином, законно находящимся на территории Российской Федерации в двух экземплярах. Одним их обязательных документов, прилагаемых иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получение визы, согласно п.п.30.3 п.30 Административного регламента, является документ о наличии (отсутствии) судимости, выданный органом государства постоянного проживания не ранее, чем за 3 месяца на день подачи заявления. Требованием п.38 Административного регламента установлено, что официальные документы и акты, выданные на территориях иностранных государств, не являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961 в случае, если иное не установлено действующими международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами, при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульский департамент МИД России. Составленные на иностранном языке документы, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.
Также в данном ответе административному истцу сообщено, что заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации будет принято к рассмотрению незамедлительно, в случае предоставления всех необходимых документов, оформленных должным образом, при условии отсутствия оснований для отказа в приеме документов, указанных в п.45 Административного регламента (л.д.43-44).
В административном исковом заявлении административный истец ссылается на то, что 08.10.2020 он обращался с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, но документы приняты не были в виду того, что представленная им справка ФБР об отсутствии судимости была выдана ранее, чем за три месяца до обращения с заявлением.
Однако доказательств обращения административного истца к административному ответчику 08.10.2020 с указанным заявлением не представлено.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что 01.07.2021 он повторно обратился в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области, представив справку ФБР от 26.04.2021, имеющую перевод на русский язык и апостиль (л.д.50-59), однако 01.07.2021 ему было отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации в связи с тем, что не представлен документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания не ранее, чем за 3 месяца на день подачи заявления, о наличии (отсутствии) судимости у заявителя, предусмотренный п.п.30.4 п.30 Административного регламента, о чем представлена копия справки от 01.07.2021 (л.д.60).
Вместе с тем, письменного заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации подано не было, на что также указывалось представителем ответчиков; доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Из текста перевода справки, выданной отделом информационной службы криминальной юстиции Федерального Бюро Расследований Министерства юстиции <адрес> от 26.04.2021 (апостиль от 02.06.2021), в отношении административного истца следует, что поиск отпечатков пальцев предоставленных данным лицом, обнаружил у ФБР данные о ранее имевшем место аресте, что не исключает дальнейшего наличия судимости на государственном или местном уровне (л.д.57).
Таким образом, указанная справка не содержит однозначных сведений относительно наличия/отсутствия судимости административного ответчика в соответствии с пп. 30.4 п. 33 Административного регламента.
Согласно представленным материалам, МВД России было рассмотрено обращение Мак Доналд В.А. (супруга административного истца) по вопросу выдачи разрешения на временное проживание в Российской Федерации её супругу (административному истцу) по документам, указанным в административном иске, с истребованием необходимых сведений. По рассмотрении обращения Мак Доналд В.А., 03.08.2021 был дан ответ, что поскольку представленная справка не соответствовала предъявляемым требованиям, принять заявление о выдаче разрешения на временное проживание от супруга (административного истца) в настоящее время не представляется возможным (л.д.63-64).
В силу п.п.45.3 п. 45 Административного регламента основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала.
Заявление в электронной форме с использованием Единого портала, как и на приеме, подано не было; доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с ч.3 ст.84 КАС РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая совокупность предоставленных сторонами доказательств, суд полагает, что представленный административным истцом документ не может быть принят в качестве документа, подтверждающего наличие (отсутствие) у него судимости, в соответствии с требованиями п.п.30.4 п.33 Административного регламента, поскольку данный документ не содержит однозначных сведений о наличии или об отсутствии судимости у административного истца.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что на момент обращения административного истца 01.07.20201 в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области по вопросу о предоставлении разрешения на временное проживание документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания не ранее чем за 3 месяца на день подачи заявления, о наличии (отсутствии) судимости у заявителя в соответствии с требованиями Административного регламента, представлен не был.
Учитывая все выше изложенное, суд считает, что отказ в приеме документов был в соответствиями с требованиями Административного регламента, в пределах полномочий.
Кроме того, административный истец не лишен возможности при получении надлежащей справки обратиться с заявлением о разрешении на временное проживание в Российской Федерации.
С учетом изложенного суд не находит оснований для признания незаконным отказа административного ответчика в принятии к рассмотрению документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации и полагает, что заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
Так как требования о возложении на ответчика обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть документы для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре являются производными от первоначальных в удовлетворении которых административному истцу отказано, данные требования также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Мак Доналда Патрика Левиса к УВМ ГУ МВД России по Воронежской области, МВД России о признании незаконным отказа в принятии к рассмотрению документов для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре, возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть документы для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 08.11.2021.