Дело № 2-292/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 апреля 2018 года п.Шушенское
Шушенский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шимохиной Н.П.
при секретаре Бикееквой Е.А.,
с участием помощника прокурора Шушенского района Алейниковой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шушенского района, поданному в интересах Фогель Н.М., Воротниковой Е.Н., Щукиной Н.Н. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шушенская средняя общеобразовательная школа № 1» о взыскании недоначисленной заработной платы,
У с т а н о в и л:
Прокурор Шушенского района Красноярского края, действуя в интересах Фогель Н.М., Воротниковой Е.Н., Щукиной Н.Н. обратился в суд с требованиями (с учетом уточнений) к МБОУ «Шушенская средняя общеобразовательная школа № 1» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 марта 2017 года по 28 февраля 2018 года. Просил взыскать в пользу Фогель Н.М. - 50908,59 рублей; в пользу Воротниковой Е.Н. -25130,12 рублей; в пользу Щукиной Н.Н. -20572,39 рублей. Требования мотивированы тем, что истцы состоят с ответчиком в трудовых отношениях, Фогель Н.М. - в должности гардеробщика на одну основную ставку и 0,5 ставки гардеробщика по совместительству; Воротникова Е.Н. - в должности уборщика служебных помещений; Щукина Н.Н. – в должности уборщика служебных помещений.
Полагает, что в спорный период с 01 марта 2017 года по 28 февраля 2018 года заработная плата материальным истцам начислялась с нарушением норм действующего законодательства, поскольку районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях включались работодателем в величину МРОТ, установленного Региональным соглашением от 23.12.2016 г.
В судебном заседании помощник прокурора Алейникова Е.Н. иск поддержала по уточненному расчету на дату рассмотрения дела, в котором включен перерасчет отпускных с учетом недоначисленной заработной платы.
Материальные истцы Фогель Н.М., Воротникова Е.Н., Щукина Н.Н. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Вахрушев Г.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, мотивируя тем, что заработная плата истцам начислялась в строгом соответствии с нормами законодательства, в соответствии с фондом оплаты труда, утвержденным решением районного Совета депутатов, и в соответствии с минимальным размером оплаты труда, установленного Региональным соглашением. Заработная плата работника зависит от квалификации, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также из компенсационных доплат и надбавок, в том числе за работу в особых климатических условиях. Месячная зарплата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. МРОТ, установленный Федеральным законом, уже включает в себя все надбавки, в том числе и за работу в особых климатических условиях. На основании статьи 133.1 ТК РФ субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать иной минимальный размер оплаты труда, с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте, который выше установленного федеральным законом. Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах с особыми климатическими условиями. В Красноярском крае принято 23.12.2016 года Региональное соглашение о минимальной заработной плате, в соответствии с которым установлен дифференцированный размер МРОТ по группам районов. Размер заработной платы по Региональному соглашению больше, чем МРОТ, установленный Федеральным законом. Тарифные оклады утверждены администрацией Шушенского района. В случае, если начисленная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени ниже установленного Региональным соглашением минимального размера, то производится доплата до размера, установленного Региональным соглашением. Школа является бюджетным учреждением, коммерческой деятельностью не занимается, поэтому не вправе изменить самостоятельно фонд оплаты труда. Собственных источников дохода ответчик не имеет, финансируется за счет средств бюджета, не вправе выйти за пределы утвержденной сметы и изменить законодательство, поэтому является ненадлежащим ответчиком.
Представитель администрации Шушенского района Козлов А.А. с иском не согласен, считает, что заработная плата начисляется в строгом соответствии с действующим законодательством и в соответствии с Региональным соглашением, и общий размер начислений заработной платы истцам не менее минимального размера оплаты труда, утвержденного Федеральным законом.
Представитель Управления образования Ельцина С.Р., действующая на основании доверенности, считает, что необходимо учитывать Постановление Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года, в котором разъяснен порядок начисления процентных надбавок в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, и в котором прямо указано на то, что данное постановление не имеет обратной силы, то есть заработная плата истцам с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в соответствующих районах может быть начислена только с даты разъяснения законоположений ТК РФ о принципах исчисления зарплаты Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст.148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010г. №162-О-О и от 25 февраля 2013г. №327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992г. № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате. Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории Шушенского района, относящегося к южным районам Красноярского края.
Разрешая возникший трудовой спор, суд исходит из того, что районный коэффициент и процентная надбавка за особые климатические условия должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования установлен с 01.07.2016 года в размере 7500 рублей (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ), с 01.07.2017 года в размере 7800 рублей (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ), с 01.01.2018 года в размере 9489 рублей (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N421-ФЗ).
В судебном заседании установлено, чтоФогель Н.М. в МБОУ «Шушенская средняя общеобразовательная школа №1» работает согласно трудовому договору с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время <данные изъяты> на 1 ставку, с окладом 2231 рубль, и 0,5 ставки гардеробщика по внутреннему совместительству с выплатой надбавок за стаж работы с особыми климатическими условиями;
Воротникова Е.Н. в МБОУ «Шушенская средняя общеобразовательная школа №1» работает с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по настоящее время, занимая 1 ставку, с окладом 2231 рубль, с надбавками – 30% районный коэффициент, 30% за стаж работы в районе с особыми климатическими условиями.
Щукина Н.Н. в МБОУ «Шушенская средняя общеобразовательная школа №1» работает <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, занимая 1 ставку, с окладом 2454 рубля, с надбавками – 30% районный коэффициент, 30% за стаж работы в районе с особыми климатическими условиями.
Согласно представленным расчетным листкам заработная плата Фогель Н.М. Воротниковой Е.Н. Щукиной Н.Н. в течение марта-декабря 2017 года начислялась в размере, определенном региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае, то есть 10592 рубля, а за январь- февраль 2018 года в размере 11016 рублей.
С учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, минимальная заработная плата Фогель Н.М. Воротниковой Е.Н. Щукиной Н.Н., гарантированная государством, при полной отработке нормы рабочего времени должна быть начислена в сумме не менее 12000 рублей в месяц за период с марта по июнь 2017 года (7500 х1,6), не менее 12480 рублей в месяц за период с июля по декабрь 2017 года (7800 х1,6), не менее 15182,40 рублей за период с января по февраль 2018 года (9489 х 1,6).
Из представленных документов видно, что заработная плата истцам начислена и выплачена не в полном объеме, работодателем при начислении заработной платы допущено нарушение трудовых прав истцов на получение заработной платы в соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства.
Учитывая имеющиеся в материалах дела сведения о фактически начисленной заработной плате за спорный период времени работы истцов и количестве отработанных дней, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 марта 2017 годапо28 февраля 2018 года.
На основании представленного МКУ «ЦБОУ Шушенского района» расчета исходя из фактического выполнения истцами нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 года МРОТ в размере 7500 рублей в месяц, с 01.07.2017г. - в размере 7800 рублей в месяц, с 01.01.2018 года в размере 9489 рублей в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30 %, который суд признает правильным, подлежит взысканию недополученная заработная плата Фогель Н.М. - 50908,59 рублей; Воротниковой Е.Н. - 25130,12 рублей; Щукиной Н.Н. -20572,39 рублей.
Доводы представителя Управления образования о том, что право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, на повышенную оплату труда, не может считаться нарушенным, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями составляет не менее МРОТ, а правовая позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, согласно которой в состав МРОТ не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, не подлежит применению к правоотношениям, возникшим за прошедшее время, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно п.1 ч.1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20. Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
С ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины исходя из размера удовлетворенных исковых требований 96611,10 рублей. На основании подп. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей – 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
Таким образом, размер подлежащей взысканию с ответчика суммы государственной пошлины составляет 3098,33 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Шушенская средняя общеобразовательная школа № 1 недоначисленную заработную плату за период с 01 марта 2017 года по 28 февраля 2018 года
в пользу Фогель Н.М. 50908,59 рублей;
в пользу Воротниковой Е.Н. 25130,12 рублей;
в пользу Щукиной Н.Н. 20572,39 рублей.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Шушенская средняя общеобразовательная школа № 1 государственную пошлину в размере 3098,33 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Н.П.Шимохина
Решение принято в окончательной форме 11 апреля 2018 года.