З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Североуральск 23 июля 2015 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Сосниной Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Кулагиной Н.П.,
с участием истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1 о признании утратившей право пользования жилым помещением,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в Североуральский городской суд с исковым заявлением к ФИО1 о признании утратившей право пользования жилым помещением, в обоснование исковых требований, указав, что двухкомнатной квартирой 61 <адрес> он пользуется на основании ордера. В данной квартире зарегистрирована его дочь - ФИО1, которая не проживает в данной квартире уже семь лет, не несет бремя содержания жилья. В настоящее время ответчик проживает в <адрес>, по адресу: <адрес>, добровольно сняться с регистрационного учета не желает, по причине отсутствия дочери истец не может воспользоваться правом приватизации жилого помещения, в связи с чем, просит суд признать ФИО1 утратившей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>61.
В судебном заседании истец ФИО2 доводы искового заявления и заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить, дополнительно суду пояснил, что с матерью ответчицы в браке не состоял, однако, ответчица является его дочерью, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлена в надлежащем порядке, о причинах неявки суд не уведомила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала.
Третье лиц ООО «Наш дом» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, месте и времени судебного разбирательства уведомлено в надлежащем порядке, суду предоставило заявление о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителя.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
Суд, заслушав пояснения истца, допросив свидетелей, исследовав и оценив письменные доказательства, приходит к следующему.
Как следует из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между наймодателем - МУП «Служба заказчика» и нанимателем ФИО2, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в благоустроенном доме общей площадью 52,4м^2 по адресу: <адрес>61 для проживания в нем (п. 1.1). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО1 - дочь (п.1.3).
Согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 с семьей, состоящей из 2 человек имеет право на занятие 2 комнат в отдельной <адрес>. В качестве членов семьи в ордере указана ФИО1 - дочь.
Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ., в <адрес> в <адрес> зарегистрированы: ФИО2 наниматель, ФИО1 - дочь.
Истцом предоставлены платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт общего имущества жилого дома и предоставление коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ из содержания которых следует, что эти расходы несет только он.
<данные изъяты> нет.
<данные изъяты>
У суда нет оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, их показания согласуются между собой и с другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на недопустимости произвольного лишения жилища.
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые установлены ЖК, другими федеральными законами.
В соответствии со ст.10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Как указал истец ФИО2, ответчика ФИО1 вселена и зарегистрирована в спорном жилом помещении в качестве члена его семьи, является его дочерью.
Статьей 71 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В разъяснениях, данных в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (ст. 71 ЖК). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 83 ЖК в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 ЖК граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
Поскольку доказательства, представленные истцами, свидетельствуют о добровольном отказе ФИО1 от обязанностей по договору социального найма, длительном отсутствии в спорном жилом помещении, отсутствии препятствий в пользовании квартирой, отсутствие конфликтных отношений в семье, неисполнение ею обязанностей по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд приходит к выводу, что иск ФИО2 подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать ФИО1 утратившей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для снятия ФИО1 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Л.Н. Соснина