Дело № 2-717/2015
решение
Именем Российской Федерации
27 июля 2015 года п.Шушенское
Шушенский районный суда Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шимохиной Н.П.
при секретаре Рощупкиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску САвченко С.В. к администрации Шушенского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
САвченко С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Савченко С.В. обратился с иском к администрации Шушенского района о возложении обязанности предоставить ему жилое помещение площадью не менее социальной нормы, установленной органами исполнительной власти по месту жительства. Свои требования мотивировал тем, что его мать Савченко Е.П. была лишена родительских прав по решению Шушенского районного суда ДД.ММ.ГГГГ, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. Постановлением администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ № он определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, а его попечитель освобожден от выполнения своих обязанностей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в НПО «<данные изъяты>», после окончания которого поступил в <данные изъяты> сельскохозяйственный колледж, где не смог продолжить обучение в связи с состоянием здоровья, в ДД.ММ.ГГГГ года ему выставили диагноз опухоль головного мозга. Его мать и он сам жилых помещений на праве собственности не имеют, он до настоящего времени жильем не обеспечен, постоянно проживает в п. Шушенское Шушенского района Красноярского края у своего знакомого по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Шушенского района № от ДД.ММ.ГГГГ он включен в списки администрации Шушенского района на внеочередное получения жилья как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под № №. По данным на ДД.ММ.ГГГГ он вновь был поставлен на учет в администрации Шушенского района на получение внеочередного жилья как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под номером №. Считает, что имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании истец Савченко С.В. заявленные требования поддержал.
Представитель истца Бородин В.П., допущенный к участию в деле на основании определения суда по ходатайству истца, заявленные требования поддержал, суду пояснил, что Савченко С.В. после лишения его матери Савченко Е.П. родительских прав был определен в интернат, откуда его забрала к себе тетя, оформив над ним опеку. После окончания школы он был определен в <данные изъяты> интернат, а затем обучался в <данные изъяты>. По окончании <данные изъяты> поступил в <данные изъяты> техникум, но вынужден был взять академический отпуск по состоянию здоровья, так как у него было обнаружено онкологическое заболевание, и ему была сделана операция. Савченко С.В. после операции установлена инвалидность <данные изъяты> группы. Продолжить обучение в техникуме он по состоянию здоровья не может. Своего жилья Саенко С.В. не имеет, в настоящий момент Савченко С.В. проживает с ним в его однокомнатной квартире.
Представитель ответчика администрации Шушенского района, представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, отзыв на исковое заявление в суд не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав истца Савченко С.В. и его представителя Бородина В.П., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Статья 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 (ред. от 20.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со ст.17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не являющихся нанимателями жилых помещений по договора социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
В соответствии со ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 г. № 3-977) общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно свидетельству о рождении райбюро ЗАГС Шушенского района Красноярского края САвченко С.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края. Мать – Савченко Е.П., отец – Савченко В.В..
Отец в свидетельстве о рождении САвченко С.В. внесен со слов матери.
Решением Шушенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Савченко Е.П. лишена родительских прав в отношении детей: Савченко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, САвченко С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Савченко Я.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с передачей детей органу опеки и попечительства администрации Шушенского района.
Согласно справке администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ САвченко С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в детском доме «Огонёк», закрепленного жилья не имеет и состоит на очереди для внеочередного получения жилья в администрации Шушенского района
Постановлением администрации Шушенского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ САвченко С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определен на полное государственное обеспечение в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что мать – Савченко Е.П., являющаяся его единственным законным представителем, лишена родительских прав, имевшийся попечитель освобожден от выполнения обязанностей попечителя по отношению к несовершеннолетнему Савченко С.В.
Согласно справке Управления образования администрации Шушенского района № от ДД.ММ.ГГГГ Савченко С.В. не имеет закрепленного жилого помещения и включен в списки администрации Шушенского района на внеочередное получение жилья как оставшийся без попечения родителей под № (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из справки администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что САвченко С.В. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства <адрес> (детский дом), на территории Шушенского района жилое помещение ему по договору социального найма не представлялось.
Согласно справке КГБОУ НПО «<данные изъяты>» САвченко С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился на полном государственном обеспечении в КГБОУ НПО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как обучающийся, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Снят с полного государственного обеспечения в связи и окончанием учебного заведения.
У Савченко С.В. и его матери Савченко Е.П. в собственности жилых помещений не значится, что подтверждается: сообщениями Шушенского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю; справками администрации Ильичевского сельсовета.
Савченко С.В. на учете комиссии в Министерстве образования и науки Красноярского края по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, не состоит.
Согласно представленным медицинским документам Савченко С.В. в связи с заболеванием головного мозга перенес операцию, с ДД.ММ.ГГГГ ему установлена инвалидность второй группы по общему заболевания на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что Савченко С.В. не достиг возраста 23 лет, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с рождения проживает на территории Шушенского района, жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлялось, в собственности жилых помещений не имеет, а также не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в № окончил учебное заведение. Савченко С.В. имеет право на предоставление жилья в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в возрасте до 18 лет он остался без попечения родителей, не имеет закрепленных за ним жилых помещений, с сентября 2003 года состоит на учете лиц, вышеуказанной категории, нуждается в предоставлении жилья, на день рассмотрения дела жилым помещением Савченко С.В. не обеспечен; обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с норами законодательства возложена на органы местного самоуправления.
Согласно Закону Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 (ред. от 20.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц, в связи с чем обязанность по предоставлению Савченко С.В. специализированного жилого помещения следует возложить на администрацию Шушенского района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Шушенского района предоставить САвченко С.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта общей площадью 33 кв.м., с учетом конструктивных особенностей жилого помещения не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.
Председательствующий Н.П. Шимохина
Решение принято в окончательной форме 31 июля 2015 г.