гр. дело № 2-2131/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«4» июня 2018г. Центральный районный суд г. Воронежа
РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Жемчужниковой Р.Р’.
при секретаре Медведевой Е.Ю.
с участием представителя МВД России и ГУ МВД России по Воронежской области по доверенностям Панишевой М.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова Владимира Викторовича к МВД России, ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании расходов на оплату расходов по проведению автотехнической экспертизы при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, компенсации морального вреда и судебных расходов,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Рстец Гончаров Р’.Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј, указал, что 01.02.2017Рі. РІ 13 С‡. 40 РјРёРЅ. РїРѕ адресу Рі. Воронеж, СѓР». Богдана Хмельницкого, Рґ. 68 произошло РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортное происшествие (ДТП) СЃ участием автомобиля в„–, РїРѕРґ управлением Р¤РРћ10. Рё автомобиля в„–, РїРѕРґ управлением истца.
РџРѕ мнению истца, расположение транспортных средств РѕР±РѕРёС… участников ДТП РЅР° проезжей части после столкновения, Р° также характер повреждений РѕР±РѕРёС… автомобилей РЅРµ оставлял РїРѕРІРѕРґРѕРІ для сомнений РІ том, что виновен РІ ДТП второй его участник, РЅРѕ прибывшие РїРѕ вызову РЅР° место происшествия сотрудники Р“РБДД составили определение Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении Рё РІСЃРµ материалы направили РІ отдел дознания ОБДПС Р“РБДД РЈР’РњР” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронеж, СѓР». Обручева, Рґ. 3. РџСЂРё рассмотрении материалов дела сотрудники Р“РБДД предложили истцу РїРѕ его ходатайству провести Рё оплатить трасологическую экспертизу для определения виновности участников ДТП, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РІ С…РѕРґРµ проведения административного расследования истцом понесены расходы Р·Р° производство автотехнической экспертизы РІ размере 17 000 СЂСѓР±.
РџРѕ заключению экспертизы РІРёРЅРѕРІРЅРёРєРѕРј ДТП признан водитель автомобиля в„– Р¤РРћ10., который нарушил Рї. 9.1, 11.7, 10.1 ПДД Р Р¤, что подтверждается постановлением РїРѕ делу РѕР± административной правонарушении РѕС‚ 28.02.2017Рі.
Рстец считает, что согласно Административного регламента РњР’Р” Р Р¤ (Приказ РњР’Р” Р Р¤ РѕС‚ 02.03.2009 в„– 185, (РІ ред. РѕС‚ 13.08.2012Рі. в„– 780) исполнения РіРѕСЃ. функции РїРѕ контролю Рё надзору РІ области обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения (Рї.202), определение Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении Рё проведении административного расследования выносится РІ С…РѕРґРµ производства РїРѕ делу, РІ котором осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, то есть РїРѕ мнению истца возбуждение дела РѕР± административном правонарушении производится РїСЂРё невозможности вынесения постановления Рѕ назначении административного наказания непосредственно РЅР° месте ДТП без заключения экспертизы или проведения иных действий, которые обязаны производить работники Р“РБДД. Р’РѕР·Р±СѓРґРёРІ дело РѕР± административном правонарушении, Р“РБДД приняло РЅР° себя обязанность РїРѕ совершению всех последующих процессуальных действий, РІ том числе Рё РїРѕ проведению автоэкспертизы. Рнспектором РїРѕ РРђР— ОБДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области назначена экспертиза определением РѕС‚ 01.02.2017Рі., РЅРѕ только РЅРµ РїРѕ своей инициативе, Р° вынудив истца подать соответствующее ходатайство Рё оплатить ее проведение.
Рстец также считает, что сотрудники ОБДПС Р“РБДД СЃРІРѕРёРјРё незаконными действиями, Р° именно понуждением истца оплатить автотехническую экспертизу, нарушениями правил вынесения постановления РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении РІ части отсутствия РІ постановлении решения РѕР± издержках Рё бездействием, Р° именно РЅРµ исполнением СЃРІРѕРёС… обязанностей самим назначить РїРѕ своему усмотрению экспертизу Рё решить РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РїРѕ ее оплате причинили истцу материальный вред.
На основании изложенного истец просит взыскать с ответчиков МВД России, за счет казны Российской Федерации и Главного Управления МВД России по Воронежской области в пользу Гончарова В.В. убытки, связанные с расходами по проведению автотехнической экспертизы в размере 17 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 680 руб. и компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.
Рстец Гончаров Р’.Р’. РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте судебного заседания извещен надлежащим образом, Рѕ чем имеется уведомление (Р».Рґ.26).
Представитель МВД России и ГУ МВД России по Воронежской области по доверенностям Панишева М.А. иск не признала, пояснила, что расходы за проведение экспертизы в рамках дела об административном правонарушении возмещаются в рамках этого же дела и убытками не являются.
Выслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
РќР° основании справки Рѕ ДТП, постановлений, имеющихся РІ деле, СЃСѓРґРѕРј установлено, что 01.02.2017Рі. РІ 13 С‡. 40 РјРёРЅ. РїРѕ адресу Рі. Воронеж, СѓР». Богдана Хмельницкого, Рґ. 68 произошло ДТП СЃ участием автомобиля в„–, РїРѕРґ управлением Р¤РРћ10. Рё автомобиля в„–, РїРѕРґ управлением истца (Р».Рґ.13).
Прибывшим РїРѕ вызову РЅР° место происшествия сотрудником Р“РБДД вынесено определение Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении СЃ указанием места рассмотрения: отдел дознания ОБДПС Р“РБДД РЈР’РњР” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронеж, СѓР». Обручева, Рґ. 3 (Р».Рґ.14).
В рамках дела об административном правонарушении по ходатайству истца, о чем указано в исковом заявлении, проведена автотехническая экспертиза, оплату за производство которой произвел истец в размере 17 000 руб. Ссылки истца на то, что его вынудили заявить данное ходатайство, не подтверждены объективными доказательствами, о чем разъяснено истцу в определении от 15.05.2018г. (л.д.1).
Согласно протокола Рё постановления РѕР± административном правонарушении РѕС‚ 28.02.2017Рі. виновным РІ ДТП признан водитель автомобиля в„– Р¤РРћ10., который нарушил Рї. 9.1, 11.7, 10.1 ПДД Р Р¤ (Р».Рґ.15,16).
Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом,- за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 ГК РФ.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа, местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Р’ соответствии СЃРѕ статьей 53 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации каждый имеет право РЅР° возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или РёС… должностных лиц. РР· содержания данной конституционной РЅРѕСЂРјС‹ следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или РёС… должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение Сѓ государства обязанности этот вред возместить, Р° каждый пострадавший РѕС‚ незаконных действий органов государственной власти или РёС… должностных лиц наделяется правом требовать РѕС‚ государства справедливого возмещения вреда.
Гражданский кодекс Российской Федерации среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (ст. 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (ст. 12), включающих как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, так и полное возмещение убытков (ст. 15).
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с п. и п. 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 КоАП РФ в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу. При этом необходимо учитывать, что физические лица освобождены от издержек по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7 КоАП РФ и не подлежит расширительному толкованию. Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат (п.26). Требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства (п.27).
РР· содержания названных правовых РЅРѕСЂРј следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или РёС… должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение Сѓ государства обязанности этот вред возместить, Р° каждый пострадавший РѕС‚ незаконных действий органов государственной власти или РёС… должностных лиц наделяется правом требовать РѕС‚ государства справедливого возмещения вреда.
Доказательства незаконных действий Рё наличия вреда РІ результате незаконных действий сотрудников Р“РБДД истцом СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлены, Р° указанные истцом обстоятельства, изложенные выше, Рѕ незаконности действий РЅРµ свидетельствуют.
Как лишенные правовых оснований РЅРµ принимаются РІРѕ внимание ссылки истца РЅР° Административный регламент РњР’Р” Р Р¤, утвержденный приказом РњР’Р” Р Р¤ РѕС‚ 02.03.2009 в„– 185, действующий РЅР° день ДТП, утративший силу РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ изданием Приказа РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 23.08.2017Рі. в„– 664, утвердившим Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации государственной функции РїРѕ осуществлению федерального государственного надзора Р·Р° соблюдением участниками РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения требований законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ области безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. РџСЂРё этом СЃСѓРґ учитывает, что РІ соответствии СЃ требованиями Рї. 202 действовавшего РЅР° момент ДТП Административного регламента инспектор Р“РБДД вынес определение Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении Рё проведении административного расследования РЅР° основании СЃС‚. 28.7 РљРѕРђРџ Р Р¤, участникам производства разъяснил права Рё обязанности Рё времени Рё месте рассмотрения дела, Рѕ чем имеются РїРѕРґРїРёСЃРё участников ДТП РІ определении.
Более того, суд считает, что заявляя о том, что инспектор на месте ДТП имел возможность определить виновность одного из участников в ДТП, истец предопределил полномочия инспектора, который в силу должностных обязанностей не является экспертом, обладающим специальными познаниями в той или иной области науки и техники, поэтому по мнению суда, вынесение постановления о назначении административного наказания непосредственно на месте ДТП без заключения экспертизы является правом инспектора, а не его обязанностью.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16.06.2009г. № 9-П, исходя из положений Конституции Российской Федерации, устанавливающих, с одной стороны, обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15, часть 2), а с другой - право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), в системном единстве с конституционными принципами правового государства и приоритета прав человека и гражданина, критериями их допустимых ограничений и гарантиями государственной, в том числе судебной, защиты, акт о привлечении к административной ответственности является законным, если он издан на основании закона и по сути отвечает конституционным требованиям справедливости, соразмерности и правовой безопасности; соответственно, лицо, относительно которого вынесен указанный акт по делу об административном правонарушении, по существу, ограничивалось бы в возможности реализовать свое право на судебную защиту, если бы суды оценивали законность действий (бездействия) органа государственной власти или должностного лица исключительно с точки зрения соблюдения пределов предоставленных им законом, то есть формально определенных, полномочий, не исследуя все обстоятельства, связанные с установлением наличия или отсутствия события и (или) состава административного правонарушения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.06.2009г. № 1005-О-О по своей юридической природе обязательства, возникающие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного актами органов власти или их должностных лиц, представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда (статья 1064 ГК РФ). В частности, статья 1069 ГК РФ содержит конкретную норму об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Применение данной нормы предполагает наличие как общих условий деликтной, то есть внедоговорной, ответственности (наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя), так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий.
Согласно части 4 статьи 24.7 РљРѕРђРџ Р Р¤ издержки РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении состоят, РІ том числе, РёР· СЃСѓРјРј, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, РёС… законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, РІ том числе выплачиваемых РЅР° покрытие расходов РЅР° проезд, наем жилого помещения Рё дополнительных расходов, связанных СЃ проживанием РІРЅРµ места постоянного жительства (суточных). Рздержки РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, совершенном физическим лицом Рё предусмотренном настоящим Кодексом, относятся РЅР° счет федерального бюджета, Р° издержки РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, совершенном физическим лицом Рё предусмотренном законом субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, - РЅР° счет бюджета соответствующего субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р·Р° исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Решение РѕР± издержках РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении отражается РІ постановлении Рѕ назначении административного наказания или РІ постановлении Рѕ прекращении производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений названной РЅРѕСЂРјС‹, Р° также правовой позиции, выраженной РІ Рї. 26 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 24.03.2005Рі. в„– 5 «О некоторых вопросах, возникающих Сѓ СЃСѓРґРѕРІ РїСЂРё применении Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях», решение относительно СЃСѓРјРј, выплаченных экспертам (расходов, понесенных РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ проведением экспертизы), Рё признанных издержками, должно быть отражено РІ постановлении Рѕ назначении административного наказания или РІ постановлении Рѕ прекращении производства РїРѕ делу, соответствующие расходы подлежат возмещению РІ рамках производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении.
Таким образом, в силу прямого указания Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос об издержках должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении.
Отсюда следует, что требование о взыскании расходов на проведение экспертизы по делу об административном правонарушении не может быть заявлено в качестве убытков в рамках гражданского судопроизводства даже в том случае, если решение об издержках не отражено в постановлении по делу об административном правонарушении.
В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению исковые требования о компенсации морального вреда и взыскании по настоящему делу судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Отказать в удовлетворении исковых требований Гончарова Владимира Викторовича к МВД России, ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании расходов на оплату расходов по проведению автотехнической экспертизы при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, компенсации морального вреда и судебных расходов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ:
гр. дело № 2-2131/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«4» июня 2018г. Центральный районный суд г. Воронежа
РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Жемчужниковой Р.Р’.
при секретаре Медведевой Е.Ю.
с участием представителя МВД России и ГУ МВД России по Воронежской области по доверенностям Панишевой М.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова Владимира Викторовича к МВД России, ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании расходов на оплату расходов по проведению автотехнической экспертизы при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, компенсации морального вреда и судебных расходов,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Рстец Гончаров Р’.Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј, указал, что 01.02.2017Рі. РІ 13 С‡. 40 РјРёРЅ. РїРѕ адресу Рі. Воронеж, СѓР». Богдана Хмельницкого, Рґ. 68 произошло РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортное происшествие (ДТП) СЃ участием автомобиля в„–, РїРѕРґ управлением Р¤РРћ10. Рё автомобиля в„–, РїРѕРґ управлением истца.
РџРѕ мнению истца, расположение транспортных средств РѕР±РѕРёС… участников ДТП РЅР° проезжей части после столкновения, Р° также характер повреждений РѕР±РѕРёС… автомобилей РЅРµ оставлял РїРѕРІРѕРґРѕРІ для сомнений РІ том, что виновен РІ ДТП второй его участник, РЅРѕ прибывшие РїРѕ вызову РЅР° место происшествия сотрудники Р“РБДД составили определение Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении Рё РІСЃРµ материалы направили РІ отдел дознания ОБДПС Р“РБДД РЈР’РњР” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронеж, СѓР». Обручева, Рґ. 3. РџСЂРё рассмотрении материалов дела сотрудники Р“РБДД предложили истцу РїРѕ его ходатайству провести Рё оплатить трасологическую экспертизу для определения виновности участников ДТП, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РІ С…РѕРґРµ проведения административного расследования истцом понесены расходы Р·Р° производство автотехнической экспертизы РІ размере 17 000 СЂСѓР±.
РџРѕ заключению экспертизы РІРёРЅРѕРІРЅРёРєРѕРј ДТП признан водитель автомобиля в„– Р¤РРћ10., который нарушил Рї. 9.1, 11.7, 10.1 ПДД Р Р¤, что подтверждается постановлением РїРѕ делу РѕР± административной правонарушении РѕС‚ 28.02.2017Рі.
Рстец считает, что согласно Административного регламента РњР’Р” Р Р¤ (Приказ РњР’Р” Р Р¤ РѕС‚ 02.03.2009 в„– 185, (РІ ред. РѕС‚ 13.08.2012Рі. в„– 780) исполнения РіРѕСЃ. функции РїРѕ контролю Рё надзору РІ области обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения (Рї.202), определение Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении Рё проведении административного расследования выносится РІ С…РѕРґРµ производства РїРѕ делу, РІ котором осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, то есть РїРѕ мнению истца возбуждение дела РѕР± административном правонарушении производится РїСЂРё невозможности вынесения постановления Рѕ назначении административного наказания непосредственно РЅР° месте ДТП без заключения экспертизы или проведения иных действий, которые обязаны производить работники Р“РБДД. Р’РѕР·Р±СѓРґРёРІ дело РѕР± административном правонарушении, Р“РБДД приняло РЅР° себя обязанность РїРѕ совершению всех последующих процессуальных действий, РІ том числе Рё РїРѕ проведению автоэкспертизы. Рнспектором РїРѕ РРђР— ОБДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области назначена экспертиза определением РѕС‚ 01.02.2017Рі., РЅРѕ только РЅРµ РїРѕ своей инициативе, Р° вынудив истца подать соответствующее ходатайство Рё оплатить ее проведение.
Рстец также считает, что сотрудники ОБДПС Р“РБДД СЃРІРѕРёРјРё незаконными действиями, Р° именно понуждением истца оплатить автотехническую экспертизу, нарушениями правил вынесения постановления РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении РІ части отсутствия РІ постановлении решения РѕР± издержках Рё бездействием, Р° именно РЅРµ исполнением СЃРІРѕРёС… обязанностей самим назначить РїРѕ своему усмотрению экспертизу Рё решить РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РїРѕ ее оплате причинили истцу материальный вред.
На основании изложенного истец просит взыскать с ответчиков МВД России, за счет казны Российской Федерации и Главного Управления МВД России по Воронежской области в пользу Гончарова В.В. убытки, связанные с расходами по проведению автотехнической экспертизы в размере 17 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 680 руб. и компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.
Рстец Гончаров Р’.Р’. РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте судебного заседания извещен надлежащим образом, Рѕ чем имеется уведомление (Р».Рґ.26).
Представитель МВД России и ГУ МВД России по Воронежской области по доверенностям Панишева М.А. иск не признала, пояснила, что расходы за проведение экспертизы в рамках дела об административном правонарушении возмещаются в рамках этого же дела и убытками не являются.
Выслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
РќР° основании справки Рѕ ДТП, постановлений, имеющихся РІ деле, СЃСѓРґРѕРј установлено, что 01.02.2017Рі. РІ 13 С‡. 40 РјРёРЅ. РїРѕ адресу Рі. Воронеж, СѓР». Богдана Хмельницкого, Рґ. 68 произошло ДТП СЃ участием автомобиля в„–, РїРѕРґ управлением Р¤РРћ10. Рё автомобиля в„–, РїРѕРґ управлением истца (Р».Рґ.13).
Прибывшим РїРѕ вызову РЅР° место происшествия сотрудником Р“РБДД вынесено определение Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении СЃ указанием места рассмотрения: отдел дознания ОБДПС Р“РБДД РЈР’РњР” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронеж, СѓР». Обручева, Рґ. 3 (Р».Рґ.14).
В рамках дела об административном правонарушении по ходатайству истца, о чем указано в исковом заявлении, проведена автотехническая экспертиза, оплату за производство которой произвел истец в размере 17 000 руб. Ссылки истца на то, что его вынудили заявить данное ходатайство, не подтверждены объективными доказательствами, о чем разъяснено истцу в определении от 15.05.2018г. (л.д.1).
Согласно протокола Рё постановления РѕР± административном правонарушении РѕС‚ 28.02.2017Рі. виновным РІ ДТП признан водитель автомобиля в„– Р¤РРћ10., который нарушил Рї. 9.1, 11.7, 10.1 ПДД Р Р¤ (Р».Рґ.15,16).
Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом,- за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 ГК РФ.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа, местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Р’ соответствии СЃРѕ статьей 53 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации каждый имеет право РЅР° возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или РёС… должностных лиц. РР· содержания данной конституционной РЅРѕСЂРјС‹ следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или РёС… должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение Сѓ государства обязанности этот вред возместить, Р° каждый пострадавший РѕС‚ незаконных действий органов государственной власти или РёС… должностных лиц наделяется правом требовать РѕС‚ государства справедливого возмещения вреда.
Гражданский кодекс Российской Федерации среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (ст. 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (ст. 12), включающих как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, так и полное возмещение убытков (ст. 15).
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с п. и п. 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 КоАП РФ в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу. При этом необходимо учитывать, что физические лица освобождены от издержек по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7 КоАП РФ и не подлежит расширительному толкованию. Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат (п.26). Требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства (п.27).
РР· содержания названных правовых РЅРѕСЂРј следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или РёС… должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение Сѓ государства обязанности этот вред возместить, Р° каждый пострадавший РѕС‚ незаконных действий органов государственной власти или РёС… должностных лиц наделяется правом требовать РѕС‚ государства справедливого возмещения вреда.
Доказательства незаконных действий Рё наличия вреда РІ результате незаконных действий сотрудников Р“РБДД истцом СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлены, Р° указанные истцом обстоятельства, изложенные выше, Рѕ незаконности действий РЅРµ свидетельствуют.
Как лишенные правовых оснований РЅРµ принимаются РІРѕ внимание ссылки истца РЅР° Административный регламент РњР’Р” Р Р¤, утвержденный приказом РњР’Р” Р Р¤ РѕС‚ 02.03.2009 в„– 185, действующий РЅР° день ДТП, утративший силу РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ изданием Приказа РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 23.08.2017Рі. в„– 664, утвердившим Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации государственной функции РїРѕ осуществлению федерального государственного надзора Р·Р° соблюдением участниками РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения требований законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ области безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. РџСЂРё этом СЃСѓРґ учитывает, что РІ соответствии СЃ требованиями Рї. 202 действовавшего РЅР° момент ДТП Административного регламента инспектор Р“РБДД вынес определение Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении Рё проведении административного расследования РЅР° основании СЃС‚. 28.7 РљРѕРђРџ Р Р¤, участникам производства разъяснил права Рё обязанности Рё времени Рё месте рассмотрения дела, Рѕ чем имеются РїРѕРґРїРёСЃРё участников ДТП РІ определении.
Более того, суд считает, что заявляя о том, что инспектор на месте ДТП имел возможность определить виновность одного из участников в ДТП, истец предопределил полномочия инспектора, который в силу должностных обязанностей не является экспертом, обладающим специальными познаниями в той или иной области науки и техники, поэтому по мнению суда, вынесение постановления о назначении административного наказания непосредственно на месте ДТП без заключения экспертизы является правом инспектора, а не его обязанностью.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16.06.2009г. № 9-П, исходя из положений Конституции Российской Федерации, устанавливающих, с одной стороны, обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15, часть 2), а с другой - право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), в системном единстве с конституционными принципами правового государства и приоритета прав человека и гражданина, критериями их допустимых ограничений и гарантиями государственной, в том числе судебной, защиты, акт о привлечении к административной ответственности является законным, если он издан на основании закона и по сути отвечает конституционным требованиям справедливости, соразмерности и правовой безопасности; соответственно, лицо, относительно которого вынесен указанный акт по делу об административном правонарушении, по существу, ограничивалось бы в возможности реализовать свое право на судебную защиту, если бы суды оценивали законность действий (бездействия) органа государственной власти или должностного лица исключительно с точки зрения соблюдения пределов предоставленных им законом, то есть формально определенных, полномочий, не исследуя все обстоятельства, связанные с установлением наличия или отсутствия события и (или) состава административного правонарушения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.06.2009г. № 1005-О-О по своей юридической природе обязательства, возникающие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного актами органов власти или их должностных лиц, представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда (статья 1064 ГК РФ). В частности, статья 1069 ГК РФ содержит конкретную норму об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Применение данной нормы предполагает наличие как общих условий деликтной, то есть внедоговорной, ответственности (наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя), так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий.
Согласно части 4 статьи 24.7 РљРѕРђРџ Р Р¤ издержки РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении состоят, РІ том числе, РёР· СЃСѓРјРј, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, РёС… законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, РІ том числе выплачиваемых РЅР° покрытие расходов РЅР° проезд, наем жилого помещения Рё дополнительных расходов, связанных СЃ проживанием РІРЅРµ места постоянного жительства (суточных). Рздержки РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, совершенном физическим лицом Рё предусмотренном настоящим Кодексом, относятся РЅР° счет федерального бюджета, Р° издержки РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, совершенном физическим лицом Рё предусмотренном законом субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, - РЅР° счет бюджета соответствующего субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р·Р° исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Решение РѕР± издержках РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении отражается РІ постановлении Рѕ назначении административного наказания или РІ постановлении Рѕ прекращении производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений названной РЅРѕСЂРјС‹, Р° также правовой позиции, выраженной РІ Рї. 26 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 24.03.2005Рі. в„– 5 «О некоторых вопросах, возникающих Сѓ СЃСѓРґРѕРІ РїСЂРё применении Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях», решение относительно СЃСѓРјРј, выплаченных экспертам (расходов, понесенных РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ проведением экспертизы), Рё признанных издержками, должно быть отражено РІ постановлении Рѕ назначении административного наказания или РІ постановлении Рѕ прекращении производства РїРѕ делу, соответствующие расходы подлежат возмещению РІ рамках производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении.
Таким образом, в силу прямого указания Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос об издержках должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении.
Отсюда следует, что требование о взыскании расходов на проведение экспертизы по делу об административном правонарушении не может быть заявлено в качестве убытков в рамках гражданского судопроизводства даже в том случае, если решение об издержках не отражено в постановлении по делу об административном правонарушении.
В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению исковые требования о компенсации морального вреда и взыскании по настоящему делу судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Отказать в удовлетворении исковых требований Гончарова Владимира Викторовича к МВД России, ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании расходов на оплату расходов по проведению автотехнической экспертизы при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, компенсации морального вреда и судебных расходов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ: