Дело № 2-215/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2015 года г. Балей
Балейский городской суд Забайкальского края
в составе председательствующего судьи Малаховой Е.А.,
при секретаре Гончаренко Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балейского межрайонного прокурора в интересах Новоселовой Н.Н., Никитиной В.В., Лихановой А.В. к Государственному Учреждению Здравоохранения «Балейская центральная районная больница» о признании действий ГУЗ «Балейская ЦРБ» по невыплате денежных средств стимулирующего характера по итогам работы за 2014 год незаконными, об обязании произвести начисление и выплату денежных средств стимулирующего характера по итогам работы за 2014 год в полном объеме,
У С Т А Н О В И Л:
Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным исками, мотивируя тем, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ГУЗ «Балейская ЦРБ», в ходе которой было установлено следующее.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее Указ №597) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 15.07.2013 г. №309 «О денежных выплатах стимулирующего характера медицинскому персоналу, представляющему медицинские услуги (обеспечивающему представление медицинских услуг)» (далее -Приказ №309) утверждены значения показателей оценки деятельности врачей, среднего и младшего медицинского персонала.
Согласно приложения №3 к Приказу №309 младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему предоставление медицинских услуг, денежные выплаты стимулирующего характера устанавливаются в следующем размере: в случае отсутствия нарушения установленных санитарных правил и норм; отсутствия обоснованных жалоб пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссией медицинской организации; отсутствия случаев нарушения установленных правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины выплаты производятся в полном объеме или 100 %. При наличии нарушений выплаты стимулирующего характера не производятся.
Дополнительным положением к положению от 26.07.2013 «О денежных выплатах стимулирующего характера медицинскому персоналу, предоставляющему медицинские услуги (обеспечивающему предоставление медицинских услуг» ГУЗ «Балейская ЦРБ», утвержденного приказом главного врача ГУЗ «Балейская ЦРБ», установлены значения показателей оценки деятельности медицинских работников, предоставляющих медицинские услуги.
Денежные выплаты стимулирующего характера медицинскому персоналу, предоставляющему медицинские услуги (обеспечивающему предоставление медицинских услуг, устанавливаются в пределах объема средств, направляемых в учреждение на выполнение мероприятий Указа Президента РФ №597 от 07.05.2012.
Согласно информации ГУЗ «Балейская ЦРБ» начисление денежных выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу не производилось в связи с невыполнением объемов по оказанию медицинской помощи населению. Однако каких-либо документов распорядительного характера в связи с этим принято не было.
Согласно информации министерства здравоохранения Забайкальского края по данным, представленным территориальным фондом обязательного медицинского страхования Забайкальского края ГУЗ «Балейская ЦРБ» объемы медицинской помощи за 2014 год выполнены: скорая медицинская помощь - 84%; амбулаторная помощь - 48%; дневной стационар -19%; стационарная помощь - 119 %.
Новоселова Н.В. работает в хирургическом отделении ГУЗ «Балейская ЦРБ» в качестве <данные изъяты>. За 2014 год Нововоселовой Н.В. каких-либо нарушений, изложенных в приложении №3 к Приказу № 309, допущено не было.
Вместе с тем денежные выплаты стимулирующего характера Новоселовой Н.В. в 2014 году не производились.
Оклад Новоселовой Н.Н. по должности <данные изъяты> с января по июль 2014 года составлял <данные изъяты> рублей, с августа по декабрь 2014 года <данные изъяты> рублей.
Таким образом, по итогам работы за 2014 год Новоселовой Н.В. ГУЗ «Балейская ЦРБ» должно было начислить и выплатить стимулирующие выплаты из расчета 100% оклада, а именно: <данные изъяты> рубля.
Никитина В.В. работает в терапевтическом отделении ГУЗ «Балейская ЦРБ» в качестве <данные изъяты>. За 2014 год Никитиной В.В. каких-либо нарушений, изложенных в приложении №3 к Приказу № 309, допущено не было.
Вместе с тем денежные выплаты стимулирующего характера Никитиной В.В. в 2014 году не производились.
Оклад Никитиной В.В. по должности <данные изъяты> с января по июль 2014 года составлял <данные изъяты> рублей, с августа по декабрь 2014 года <данные изъяты> рублей.
Таким образом, по итогам работы за 2014 год Никитиной В.В. ГУЗ «Балейская ЦРБ» должно было начислить и выплатить стимулирующие выплаты из расчета 100% оклада, а именно: <данные изъяты> рубля.
Лиханова А.В. работает в приемном покое ГУЗ «Балейская ЦРБ» в качестве <данные изъяты>. За 2014 год Лихановой А.В. каких-либо нарушений, изложенных в приложении №3 к Приказу № 309, допущено не было.
Вместе с тем денежные выплаты стимулирующего характера Лихановой А.В. в 2014 году не производились.
Оклад Лихановой А.В. по должности <данные изъяты> с января по июль 2014 года составлял <данные изъяты> рублей, с августа по декабрь 2014 года <данные изъяты> рублей.
Таким образом, по итогам работы за 2014 год Лихановой А.В. ГУЗ «Балейская ЦРБ» должно было начислить и выплатить стимулирующие выплаты из расчета 100% оклада, а именно: <данные изъяты> рубля.
Балейский межрайонный прокурор просит признать действия ГУЗ «Балейская ЦРБ» по невыплате Новоселовой Н.Н., Никитиной В.В., Лихановой А.В. денежных средств стимулирующего характера по итогам работы за 2014 год незаконными, обязать ГУЗ «Балейская ЦРБ» произвести начисление и выплату денежных средств стимулирующего характера по итогам работы за 2014 год в полном объеме Новоселовой Н.Н., Никитиной В.В., Лихановой А.В., исходя из расчетов, указанных в иске.
В ходе судебного заседания представитель прокуратуры Загонкин И.Б. исковые требования уточнил, просил учесть, что его ссылка на Постановление Правительства ЗК от 22.01.2013 г. № 37 действовала до 24.04.2014 г., а Приказ Министерства здравоохранения ЗК от 26.08.2009 г. № 628 распространял свое действие до 23.06.2014 г., в остальном суть исковых требований не изменялась.
Определением Балейского городского суда Забайкальского края от 09 апреля 2015 г. гражданские дела по вышеуказанным искам прокурора на основании ст. 151 ГПК РФ объединены в одно производство.
Определением Балейского городского суда Забайкальского края от 09 апреля 2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Забайкальского края.
Определением Балейского городского суда Забайкальского края от 09 апреля 2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края.
В ходе судебного заседания истцы исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ГУЗ «Балейская ЦРБ» Пакулова Е.О. исковые требования не признала, по основаниям, указанным в отзыве на иск.
Представитель ответчика Министерство здравоохранения Забайкальского края в судебное заседание не явился, представив в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края в судебное заседание не явился, представив в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый работник имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ основным принципом правового регулирования трудовых отношений признаются: в том числе права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Как установлено ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В силу прямого указания ст. ст. 135,144,191 Трудового кодекса определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера, является прерогативой работодателя.
В ходе судебного заседания установлены следующие обстоятельства дела.
Новоселова Н.В. работает в хирургическом отделении ГУЗ «Балейская ЦРБ» в качестве <данные изъяты>, что подтверждается трудовым договором № от 21.05.2010 г.
Никитина В.В. работает в терапевтическом отделении ГУЗ «Балейская ЦРБ» в качестве <данные изъяты>, что подтверждается трудовым договором № от 17.10.2012 г.
Лиханова А.В. работает в приемном покое ГУЗ «Балейская ЦРБ» в качестве <данные изъяты>, что подтверждается трудовым договором № от 15.11.2012 г.
Данным работникам не выплачивалась стимулирующая надбавка за 2014 год.
Согласно подпункту "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству Российской Федерации поручено в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев: повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря года N 2599-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», предусматривающий повышение оплаты труда медицинских работников и работников медицинских
Пунктом 4 раздела 2 названного Распоряжения Правительства РФ в план мероприятий включено утверждение субъектами Российской Федерации по согласованию с Минздравом России "дорожных карт" развития здравоохранения, содержащих целевые индикаторы развития отрасли, оптимизацию структуры и определение динамики значений соотношения средней заработной платы категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации в 2012 - 2018 годах.
В соответствии с пунктом 4 раздела 2 указанного Распоряжения Правительства РФ, Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 15.07.2013 № 309 «О денежных выплатах стимулирующего характера медицинскому персоналу, предоставляющему медицинские услуги (обеспечивающему предоставление медицинских услуг)» утверждены значения показателей оценки деятельности медицинских работников, применяемые при расчете размера денежных выплат стимулирующего характера.
Стимулирующие выплаты регулировались приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 26.08.2009 г. № 628 (в редакции приказов от 3.11.2012 г. № 202, от 15 июля 2013 г. № 310) «Об утверждении примерного Положения об оплате труда работников краевых учреждений здравоохранения», приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 15 июля 2013 г. № 309 «О денежных выплатах стимулирующего характера медицинскому персоналу, предоставляющему медицинские услуги (обеспечивающему предоставление медицинских услуг)».
Приказ Министерства здравоохранения Забайкальского края от 26.08.2009 г. № 628 (в редакции приказов от 3.11.2012 г. № 202, от 15 июля 2013 г. № 310) «Об утверждении примерного Положения об оплате труда работников краевых учреждений здравоохранения» утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства здравоохранения Забайкальского края от 23.06.2014 г. № 331, данный документ утратил силу в связи с принятием Приказа Министерства здравоохранения Забайкальского края от 26.01.2015 г. № 34.
Следовательно, по состоянию на 2014 год действовал приказ Министерства Здравоохранения от 26.08.2009 г. № 628 до принятия 23.06.2014 г. Приказа Министерства здравоохранения № 33, с 26.01.2015 г. действует Приказ Министерства здравоохранения Забайкальского края № 34.
Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 26.08.2009 г. № 628 утверждено Примерное Положение об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения Забайкальского края. Разделом VII данного Положения предусмотрено, что целью стимулирующих выплат является стимулирование к качественному результату труда и поощрения работников за выполненную работу в учреждении, выплаты стимулирующего характера, предусмотренные за качество выполняемых работ, медицинским работникам, предоставляющему медицинские услуги (обеспечивающему предоставление медицинских услуг), производить с учетом значения показателей оценки деятельности медицинских работников, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края.
Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 23.06.2014 г. № 331 «Об утверждении примерного Положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Забайкальского края» Разделом VI «Наименование и размеры стимулирующих выплат, показатели для каждой конкретной группы» предусмотрено, что с целью стимулирования к качественному результату труда и поощрения работников за выполненную работу в учреждении устанавливаются стимулирующие выплаты: за интенсивность, за высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, порядок, условия предоставления выплаты за качество выполняемых работ медицинским работникам устанавливается Правительством Забайкальского края.
Постановление Правительства Забайкальского края от 22.01.2013 г. № 37 «Об утверждении размеров повышающих коэффициентов к окладу (должностному окладу) по соответствующей профессиональной квалификационной группе и перечня профессий (специальностей) и должностей по категориям работников учреждений здравоохранения Забайкальского края, принимающих непосредственное участие в оказании государственных услуг» (в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 23.05.2013 г. № 199) утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 г. № 382 «О базовых окладах (базовых должностных окладов), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края», изменения внесенные Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.05.2013 г. № 199 распространяются на правоотношения возникшие с 8 января 2013 г.
Постановление Правительства Забайкальского края от 22.01.2013 г. № 37 «Об утверждении размеров повышающих коэффициентов к окладу (должностному окладу) по соответствующей профессиональной квалификационной группе и перечня профессий (специальностей) и должностей по категориям работников учреждений здравоохранения Забайкальского края, принимающих непосредственное участие в оказании государственных услуг» разработано в целях обеспечения достойной оплаты труда и права каждого работника на выплату заработной платы не ниже минимального размера заработной платы, с учетом особенностей финансирования государственных учреждений здравоохранения Забайкальского края Правительством Забайкальского края.
Действующее Постановление Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 г. № 382 «О базовых окладах (базовых должностных окладов), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края», разработано также в целях обеспечения достойной оплаты труда и права каждого работника на выплату заработной платы не ниже минимального размера заработной платы, с учетом особенностей финансирования государственных учреждений здравоохранения Забайкальского края Правительство Забайкальского края.
Ссылка представителя Балейской межрайонной прокуратуры на указанные Постановления являются несостоятельными, поскольку данная норма права регулирует правоотношения в части выплаты заработной платы.
Заработная плата была выплачена работникам в полном объеме и не является предметом исследования по данному иску.
Как следует из материалов дела, стимулирующие выплаты производятся за счет средств бюджета Забайкальского края (медицинскому персоналу не работающему в системе ОМС) и за счет средств обязательного медицинского страхования (медицинскому персоналу работающему в системе ОМС), а также за счет средств от приносящей доход деятельности.
Финансирование расходов на заработную плату осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
Средства обязательного медицинского страхования, получаемые учреждениями здравоохранения по договорам со страховыми компаниями на оказание и оплату медицинской помощи, в первую очередь направляются на выплату заработной платы, заработная плата данным работникам была выплачена в полном объеме,
Стимулирующие выплаты регулируются локальными нормативными актами и носят характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, относятся к компетенции работодателя с учетом финансовых возможностей учреждения.
По состоянию на 01.01.2014 г. кредиторская задолженность ГУЗ «Балейской ЦРБ» составила <данные изъяты> млн. руб.
Представителем истца в судебном заседании были предоставлены копии Положений об оплате труда работников ГУЗ «Балейская ЦРБ», утвержденные главным врачом Б. от 01.02.2015 г., в тексте данных положений в разделе VI имеются разночтения.
Из анализа представленных локальных нормативно-правовых актов следует, что стимулирующие выплаты носят характер дополнительного поощрения, выплаты относятся к исключительной компетенции руководителя (главного врача) с учетом финансовых возможностей учреждения, на основании приказов Министерства здравоохранения.
Таким образом, для удовлетворения иска необходимо Распоряжения Правительства РФ по субъекту РФ, Приказ Министерства здравоохранения Забайкальского края, с учетом целевых показателей, за счет выделенных средств, а также приказ главного врача ГУЗ «Балейская ЦРБ».
При установленных судом обстоятельствах, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Балейскому межрайонному прокурору в интересах Новоселовой Н.Н., Никитиной В.В., Лихановой А.В. к Государственному Учреждению Здравоохранения «Балейская центральная районная больница» о признании действий ГУЗ «Балейская ЦРБ» по невыплате денежных средств стимулирующего характера по итогам работы за 2014 год незаконными, об обязании произвести начисление и выплату денежных средств стимулирующего характера по итогам работы за 2014 год, отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 25 мая 2015 года.
Судья Малахова Е.А.