РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2019 г. Центральный районный суд г. Тольятти в составе
председательствующего Серикова В.А.,
при секретаре Пугачевой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2535/2019 по иску Лужанского А.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Лужанский А.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. о. Тольятти Самарской области (межрайонное) в котором просил обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии с 11.04.2017 года, исходя из размера заработной платы за 60 месяцев подряд, указанной в партийном билете.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена трудовая пенсия по старости в размере 6930 руб. 15 коп. При подаче заявления о назначении пенсии у него отсутствовали документы о размере его заработной платы с 27.11.1980 года по 18.04.1993 года за время работы в Узбекской ССР, а наиболее выгодный вариант среднемесячного заработка для назначения пенсии приходится именно на этот период времени. Ответчиком направлялись запросы в Узбекистан о предоставлении документов, подтверждающих размер заработной платы, но ответ на данные запросы не поступили.
В целях назначения пенсии истец представил в УПФР партийный билет члена КПСС, однако в принятии данного документа для перерасчета пенсии ответчиком было отказано.
Истец полагает, что на основании представленного партийного билета, в котором помесячно указана его заработная плата, возможно было произвести перерасчет его пенсии, а отказ ответчика в перерасчете пенсии нарушает его права.
На основании изложенного просил удовлетворить заявленное требование.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования и просил обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из заработной платы, указанной в партийном билете за 60 месяцев подряд – с января 1985 года по декабрь 1989 года.
В судебном заседании истец поддержал иск по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Ответчиком представлен письменный отзыв на иск, из которого следует, что ответчик против иска возражает, полагая, что отсутствуют законные основания для принятия представленного истцом партийного билета в подтверждение размера заработной платы в целях исчисления размера пенсии.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч.3 ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Силу п.п. 3,4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0,75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, данным в письме от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников, в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.
В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены: учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Как следует из материалов дела Лужанскому А.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена трудовая пенсия по старости в размере 6930 руб. 15 коп.
Копией трудовой книжки истца подтверждается, что Лужанский А.А. с 27.10.1980 года по 01.12.1987 года работал в Сергилийском ЗМК и СМЗ; с 04.12.1987 года по 27.09.1988 года работал в конструкторско-технологическом бюро с экспериментальным производством треста Узагроэлектромонтаж; с 28.09.1988 года по 18.04.1993 года работал в кооперативе «Аспект».
Из пояснений истца явствует, что документы о размере его заработка в указанных предприятиях и организациях, находившихся в Республике Узбекистан, у него отсутствуют, на запросы УПФР, направленные в Республику Узбекистан при его обращении за назначением пенсии такие документы не поступили. Указанные пояснения истца не оспаривались ответчиком.
Судом также установлено, что 05.03.2019 года Лужанский А.А. обратился в УПФР с заявлением о перерасчете его пенсии, просил при определении размера пенсии исходить из его заработной платы за 60 месяцев подряд за период наиболее выгодный для него, исходя из размера заработной платы, указанной в его партийном билете.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказал в перерасчете пенсии, ссылаясь на отсутствие оснований для этого и невозможности принять партийный билет для определения размера заработной платы.
Разрешая данный спор, суд исходит из того, что отсутствие лицевых счетов, ведомостей по начислению заработной платы, справок о ее размере в спорный период по причинам, независящим от истца, не могут лишить последнего права на начисление пенсии в соответствии с заработной платой, которую он получал в вышеназванных организациях в период с мая 1983 года по февраль 1990 года. Представленный Лужанским А.А. партийный билет члена КПСС является документом, косвенно подтверждающим фактический заработок истца в указанный период, на основании которого можно сделать вывод об индивидуальном характере его заработка. Факт принадлежности партийного билета члена КПСС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Лужанскому А.А., в котором указан его заработок в спорный период, ответчиком не оспаривается. Сведения о размере заработной платы членов КПСС в партийный билет вносились исходя из ведомостей о заработной плате, предоставляемых бухгалтерией.
Принимая во внимание, что истец из-за отсутствия первичных документов о заработной плате не может реализовать право на перерасчет размера пенсии из наиболее выгодного для него варианта среднемесячной заработной платы, а представленный партийный документ подтверждает фактический заработок в спорный период, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований в части возложения на ответчика обязанности произвести истцу перерасчет пенсии, исходя из заработной платы, указанной в его партийном билете за период с января 1985 года по декабрь 1990 года.
По изложенным основаниям доводы ответчика том, что для исчисления пенсии истцу не может быть использован заработок, подтвержденный косвенным документом - партийным билетом, являются несостоятельными.
В то же время требование истца о перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению, поскольку не основано на нормах материального права. В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку Лужанский А.А. с заявлением о перерасчете пенсии обратился в УПФР ДД.ММ.ГГГГ, то перерасчет пенсии следует произвести с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Лужанского А.А. удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. о. Тольятти Самарской области (межрайонное) произвести перерасчет пенсии Лужанскому А.А. с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из заработной платы за 60 месяцев подряд- с января 1985 года по декабрь 1989 года, определенной по данным партийного билета №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 05.08.2019 года.
Председательствующий: