Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Соль-Илецк 19.09.2016 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Ботвиновской Е.А.,
при секретаре Ихсановой А.А.,
с участием истца Адельбаевой Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Адельбаевой Б. к администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области о признании права собственности,
У С ТА Н О В И Л:
Адельбаева Б. обратилась в суд с иском к администрации Муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг ФИО1. Она является наследником после смерти супруга. При жизни на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ супругу принадлежал незавершенный строительством жилой дом, с процентом готовности <данные изъяты>%, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на указанное имущество зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ строительство дома было завершено, построен жилой дом литер АА1, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. На основании Акта приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого дома литер АА1 от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением администрации, спорный жилой дом принят в эксплуатацию. Однако при жизни зарегистрировать свое право собственности на дом супруг не успел. Изложенное обстоятельство препятствует ей как наследнику оформить наследственные права. На основании изложенного, просила суд: установить факт принятия ею наследства после смерти ФИО1; включить в состав наследственной массы после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; признать за ней право собственности по праву наследования по закону на вышеуказанный жилой дом.
В судебном заседании истец Адельбаева Б. требования поддержала по изложенным основаниям и просила суд их удовлетворить. Указала, что помимо нее наследниками после смерти ФИО1, являются их дети сын Адельбаев А.Р., дочь Хайдаулова Т.Р., сын Адельбаев Ж.Р., дочь Бексултанова Ж.Р., дочь Ермуханова Ж.Р.
Представитель ответчика – администрации МО Соль-Илецкий городской округ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суду представлен письменный отзыв, согласно которому администрация не имеет заинтересованности в исходе данного гражданского дела, просят суд принять решение исходя из конкретных обстоятельств дела в отсутствие представителя.
Третьи лица по делу Адельбаев А.Р., Хайдаулова Т.Р., Адельбаев Ж.Р., Бексултанова Ж.Р., Ермуханова Ж.Р. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суду представили заявления, указав, что против удовлетворения исковых требований не возражают. На наследство в виде жилого дома по адресу: <адрес> не претендуют.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу п. 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства.
Из материалов дела следует, что ФИО1 и Адельбаева (до брака ***) Б. состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о браке.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником незавершенного строительством индивидуального жилого дома размером <данные изъяты> м на <данные изъяты> м, с процентом готовности <данные изъяты> %. Основание возникновения права собственности: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1.
Судом установлено, что в период брака, в ДД.ММ.ГГГГ строительство дома ФИО1 было завершено. Возведенный жилой дом имел следующие характеристики: жилой дом, литер АА1, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.
На основании Акта приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого дома литер АА1 от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом принят в эксплуатацию.
Согласно кадастровому паспорту помещения, указанный жилой дом одноэтажный, общей площадью <данные изъяты> кв.м., имеет кадастровый №.
Ввод оконченного строительством жилого дома литер АА1, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и последующая регистрация права собственности на него наследодателем ФИО1 при жизни не производилась.
В соответствии с ч.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство… Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с ч.1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу пункта 1 статьи 1142 ГК Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти.
Из материалов наследственного дела после смерти ФИО1 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии наследства обратились: супруга Адельбаева Б., сын Адельбаев А.Р. Иные наследники – дочь Хайдаулова Т.Р., сын Адельбаев Ж.Р., дочь Бексултанова Ж.Р., дочь Ермуханова Ж.Р. отказались от причитающейся им доли в наследстве после смерти ФИО1. При этом, Адельбаева Б. отказалась от причитающейся ей обязательной доли в наследственном имуществе ее супруга ФИО1. Выданы свидетельства о праве на наследство Адельбаевой Б., Адельбаеву А.Р. на земельную долю и денежные вклады.
Свидетель ФИО3 суду пояснил, что является другом сына Адельбаевой Б. Ему известно, что Адельбаева Б. после смерти супруга ФИО1 распорядилась принадлежащими ему вещами, забрала себе кровать, диван, холодильник, стол, телевизор и иное имущество, которым пользуется до настоящего времени.
Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суду не имеется.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявитель Адельбаева Б. в установленный законом шестимесячный срок после смерти супруга обратилась к нотариусу за выдачей свидетельства о праве собственности на наследство. Кроме того, наследство приняла фактически, распорядившись личными вещами умершего.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1110, 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом наследство переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде, как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в период зарегистрированного брака супругами ФИО1 и Адельбаевой Б. произведено строительство жилого дома по адресу: <адрес>. Однако ввод в эксплуатацию законченного строительством жилого дома не произведен по причине смерти ФИО1. Наследником первой очереди после его смерти является супруга Адельбаева Б., которая в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Сын Адельбаев А.Р., которому выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на земельную долю, указал, что на наследство в виде жилого дома по адресу: <адрес> не претендует. Иные наследники отказались от причитающейся им доли в наследстве после смерти ФИО1, представив соответствующие заявления нотариусу.
Учитывая то обстоятельство, что для принятия наследства после смерти ФИО1 имеется необходимость включения жилого дома в состав наследства после его смерти, суд считает, что исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Адельбаевой Б. удовлетворить.
Установить факт принятия Адельбаевой Б. наследства после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Включить в состав наследственной массы после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Адельбаевой Б. право собственности по праву наследования по закону на жилой дом с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Ботвиновская
Мотивированное решение составлено 23.09.2016 года.
Судья Е. А. Ботвиновская