Решение по делу № 2-68/2020 ~ М-21/2020 от 18.02.2020

Дело № 2-68/2020

                                                                        УИД 76RS0018-01-2020-000026-44

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Большое Село                                                                     «8» октября 2020 г.

Ярославской области

Большесельский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой Е.В.,

при секретаре Горбачёвой О.С., ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Н.В.,

с участием прокурора прокуратуры Большесельского района Ярославской области Саитовой Е.А., Турунтаевой Л.В.,

третьего лица на стороне истца Зиновьева А.А.,

представителя ответчика Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области Саватеевой В.В.,

представителя ответчика МУП «Коммунальник» Смирнова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большесельского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности принять меры к отбору управляющей организации по управлению многоквартирным жилым домом, к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник», Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области о возложении на    Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальник» обязанности осуществлять деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома,

                                            УСТАНОВИЛ:

       Прокурор Большесельского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района <адрес> о возложении обязанности принять меры к отбору управляющей организации по управлению многоквартирным жилым домом , расположенным по <адрес>.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки доводов обращения собственника жилого помещения в указанном многоквартирном жилом доме Зиновьева А.А. были установлены нарушения законодательства РФ, регламентирующего правила содержания общего имущества, входящего в состав многоквартирного жилого дома. Исходя из положений п.6 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.2 ч.2 ст.2 Закона Ярославской области №36-з от 30.06.2014 «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» к вопросам местного значения сельских поселений на территории Ярославской области относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

На Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области лежит обязанность осуществлять полномочия в сфере жилищных отношений как прямо установленные Жилищным кодексом РФ, так и иные полномочия, отнесенные к таковым иными законодательными актами.

Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

На основании п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Положениями части 3 ст. 61 ЖК РФ предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран или изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 ЖК РФ и части 5 статьи 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Согласно п.п. 1 п.3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе    способа многоквартирным домом не принято.

В государственном кадастре недвижимости многоквартирный дом , расположенный по <адрес>, учтен как 4х-квартирный, отсутствуют сведения о наличии в составе данного дома иных жилых помещений, а также отсутствуют сведения о принадлежности таких жилых помещений каким-либо лицам.

Собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома решение о выборе способа управления общим имуществом дома не принималось, общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось.

Согласно техническому паспорту многоквартирного жилого дома в его составе имеются помещения коридоров, чердака, светелки, площадь которых не отнесена к жилой площади, лестница, ведущая в помещение светелки.

Указанные помещения, не входящие в состав четырех жилых помещений многоквартирного дома, надлежаще не содержатся, находятся в неудовлетворительном состоянии, угрожающем безопасности лиц, проживающих в доме.

Указанный многоквартирный дом до настоящего времени не имеет управляющей организации, что противоречит требованиям жилищного законодательства, органами местного самоуправления действия, направленные на определение управляющей организации, не осуществлялись.

Неисполнение органами местного самоуправления требований жилищного законодательства, непринятие мер по отбору управляющей организации многоквартирного жилого дома , расположенного по <адрес>, препятствует проведению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, что влечет нарушение прав проживающих в жилых помещениях граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

    В уточненном исковом заявлении, предъявленном к МУП «Коммунальник» и Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, прокурор просил возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальник» обязанность с даты вступления в законную силу решения суда осуществлять деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома , расположенного по <адрес>.

        В обоснование уточненного иска прокурор указал, что в государственном кадастре недвижимости многоквартирный дом , расположенный по <адрес>, учтен как 4х-квартирный, отсутствуют сведения о наличии в составе данного дома иных жилых помещений, а также отсутствуют сведения о принадлежности таких жилых помещений каким-либо лицам.

В состав многоквартирного жилого дома, расположенного по указанному адресу, входят помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, чердаки.

Указанные помещения, а также крыша дома согласно положениям ст.36 Жилищного кодекса РФ, п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.082006 №491, относятся к общему имуществу, принадлежащему на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

В ходе рассмотрения гражданского дела было установлено, что управление общим имуществом многоквартирного дома , расположенного по <адрес>, до 2010 года осуществлялось МУП «Коммунальник» на основании Постановления Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области от 11.06.2008 №372, указанным предприятием выполнялись работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, с собственников жилых помещений взималась плата за оказание услуг по содержанию общего имущества.

С 2010 года осуществление деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома МУП «Коммунальник» было прекращено в связи с принятием Постановления Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области от 26.03.2010 «О списании с баланса приватизированного жилищного фонда МУП «Коммунальник».

                       Согласно    данным, представленным Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области от 14.06.2019, указанный многоквартирный жилой дом был снят с содержания МУП «Коммунальник» как жилье блокированной застройки.

Указанные решения, повлекшие прекращение управления общим имуществом многоквартирного дома, не основаны на требованиях действующего законодательства.

Данный многоквартирный дом не является жилым домом блокированной застройки, поскольку не отвечает характеристикам, установленным для жилого дома данной категории положениями п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, ввиду наличия в его составе помещений общего пользования.

Обстоятельства, в силу действующего законодательства являющиеся основанием для прекращения обязательств управляющей организации по управлению общим имуществом многоквартирного дома, на момент принятия Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и МУП «Коммунальник» соответствующего решения отсутствовали.

Осуществление МУП «Коммунальник» деятельности по управлению общим имуществом многоквартирного дома , расположенного по <адрес>, в связи с принятием Постановления Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области от 26.03.2010 было прекращено без установленных законом либо договором оснований.

Согласно техническому паспорту многоквартирного жилого дома в его составе имеются помещения коридоров, чердака, светелки, площадь которых не отнесена к жилой площади, лестница, ведущая в помещение светелки.

Указанные помещения, не входящие в состав четырех жилых помещений многоквартирного дома, надлежаще не содержатся, находятся в неудовлетворительном состоянии, угрожающем безопасности лиц, проживающих в доме.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного дома , расположенного по <адрес>, прекращенная без законных оснований, до настоящего времени не осуществляется, что противоречит требованиям жилищного законодательства.

Не проведение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома влечет нарушение прав проживающих в многоквартирном доме граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

В судебном заседании 02.09.2020 прокурор Саитова Е.А., 08.10.2020 прокурор Турунтаева Л.В. поддержали уточненные исковые требования.

Третье лицо на стороне истца Зиновьев А.А. в судебном заседании поддержал предъявленные исковые требования, пояснил, что на праве собственности ему принадлежит квартира , расположенная в многоквартирном жилом доме , расположенном по <адрес>, в указанном многоквартирном доме необходимо проведение текущего ремонта мест общего пользования, о том, что управление многоквартирным домом не осуществляется управляющей организацией ему стало известно в апреле 2018 года в ходе рассмотрения Большесельским районным судом Ярославской области гражданского дела () по иску Давыденко С.Е. к нему о возложении обязанности демонтировать санузел и привести общий коридор многоквартирного дома в первоначальное состояние. 23.06.2018 он пытался организовать проведение собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, в том числе, для решения вопроса об управлении общим имуществом дома, о чем надлежаще заказными почтовыми отправлениями извещал собственников жилых помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, Подстрельнова Л.Ю., Подстрельнову Л.Г., Давыденко С.Е., но собрание не состоялось, поскольку на него явился он один.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца Давыденко С.Е., Подстрельнова Л.Г., Подстрельнов Л.Ю., Пиманов В.А., являющиеся собственниками квартир , , , расположенных в указанном доме, в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела были судом извещены надлежаще.

В судебном заседании 20.07.2020 третье лицо Подстрельнов Л.Ю. исковые требования, предъявленные прокурором к Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, не поддержал, пояснил, что в принадлежащей ему на праве общей совместной собственности квартире , расположенной в указанном многоквартирном доме, он не проживает, в 2008 году замену крыши в доме производило МУП «Коммунальник», ранее ремонт жилого дома производили за счет собственных средств жители дома.

Представитель ответчика Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал.

Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.

Представитель ответчика МУП «Коммунальник» Смирнов А.В., действующий согласно доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в период до 26.03.2010 МУП осуществляло содержание общего имущества указанного многоквартирного дома, в связи с приватизацией всех квартир, расположенных в доме, на основании Постановления Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области от 26.03.2010 «О списании с баланса приватизированного жилищного фонда МУП «Коммунальник» ответчиком обслуживание жилого дома было прекращено. Прокурором пропущен срок исковой давности, поскольку согласно ст.1, ст.2, ст.5 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин вправе обжаловать бездействие органов местного самоуправления, предприятий и организаций в случае нарушения прав и свобод гражданина, создании препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод в течении трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Зиновьеву А.А. около 10 лет было известно о нарушении его прав, с момента, когда он перестал получать квитанции об оплате за содержание общего имущества многоквартирного дома, правила, предусмотренные ст.195, п.2 ст.196 ГК РФ, распространяются также на специальные сроки давности.

           В судебном заседании представитель ответчика Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области Саватеева В.В., действующая согласно доверенности, уточненные исковые требования признала.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Из технического паспорта на жилой дом , расположенный по адресу: <адрес>, составленного по состоянию на 25.05.1993, следует, что дом состоит из четырех квартир, в составе общего имущества многоквартирного дома имеются помещения коридоров, чердака, светелки.

    Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 06.03.2020, Зиновьеву А.А. с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит квартира , расположенная по адресу: <адрес>;    Давыденко С.Е. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры , расположенной по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ квартира , расположенная по указанному адресу, принадлежит на праве общей совместной собственности Подстрельнову Л.Ю. и Подстрельновой Л.Г.; собственником квартиры , расположенной в указанном доме, с ДД.ММ.ГГГГ является Пиманов В.А.

    Как следует из акта обследования помещения от 26.08.2019, составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области от 13.05.2016, жилой многоквартирный дом , общей площадью 237,8 кв.м, состоящий из четырех квартир, расположенный по адресу: <адрес>, имеет процент износа 52, дом пригоден для постоянного проживания, помещения светелки площадью 23,3 кв.м и 26,5 кв.м признаны нежилыми помещениями, не пригодными для постоянного проживания; для обеспечения безопасности и создания нормальных условий для постоянного проживания межведомственной комиссией рекомендовано произвести текущий ремонт мест общего пользования, крыши, фундамента дома, деревянного балкона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) являются общим имуществом многоквартирного дома и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

    Из Постановления Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области от 26.03.2010 «О списании с баланса приватизированного жилищного фонда МУП «Коммунальник» следует, что директору МУП «Коммунальник» постановлено списать с баланса приватизированный жилищный фонд, общей площадью 1830,7 кв.м, балансовой стоимостью 4436250,80 руб. согласно приложению к указанному постановлению, в котором значится жилой дом, состоящий из четырех квартир, общей площадью 146 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

         Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В судебном заседании было установлено, что управление общим имуществом многоквартирного дома , расположенного по <адрес>, до 26.03.2010 осуществлялось МУП «Коммунальник», ответчиком выполнялись работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, с собственников жилых помещений взималась плата за оказание услуг по содержанию общего имущества.

С 26.03.2010 осуществление деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома МУП «Коммунальник» было прекращено на основании Постановления Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области от 26.03.2010 «О списании с баланса приватизированного жилищного фонда МУП «Коммунальник».

    Указанное постановление было принято органом местного самоуправления в нарушение требований жилищного законодательства РФ.

    Собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома способ управления общим имуществом дома в соответствии с положениями ст.44, ст.161 ЖК РФ до настоящего времени избран не был.

    Как было установлено судом, в указанном многоквартирном доме необходимо проведение текущего ремонта мест общего пользования, крыши, фундамента дома, деревянного балкона.

Отсутствие управления общим имуществом многоквартирного дома , расположенного по <адрес>, является препятствием к проведению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, нарушает права собственников жилых помещений многоквартирного дома, а также проживающих в доме граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

    В судебном заседании прокурор Турунтаева Л.В. возражала против удовлетворения заявления представителя ответчика МУП «Коммунальник» о пропуске истцом срока исковой давности, пояснила, что допущенное ответчиками нарушение прав собственников многоквартирного жилого дома и лиц, проживающих в нем, является длящимся, о том, что указанный жилой дом признан многоквартирным, собственникам жилых помещений стало известно в 2018 году.

Доводы представителя ответчика МУП «Коммунальник» о пропуске истцом срока исковой давности суд считает несостоятельными.

Прокурором в соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ предъявлены указанные исковые требования в защиту неопределенного круга лиц, в том числе собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме, которым на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество многоквартирного дома.

Согласно абзацу 5 ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

Исходя из положений абзаца 5 ст. 208 ГК РФ, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04. 2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что спорные правоотношения являются длящимися, собственники жилых помещений в многоквартирном доме были вправе в любое время поставить вопрос о нарушении своих прав, на предъявленные прокурором требования не распространяется исковая давность, как на требования собственника или иного владельца об устранении нарушений его прав, не связанных с лишением владения.

    Из Постановления Главы Большесельского муниципального района Ярославской области от 11.06.2008 «Об отборе управляющей организации для управления многоквартирными домами» следует, что Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальник» признано управляющей организацией по результатам конкурса (протокол от 10.06.2008).

    Согласно лицензии от 28.04.2015, выданной <данные изъяты>, МУП «Коммунальник» предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами бессрочно.

    Учитывая изложенное, суд возлагает на МУП «Коммунальник» обязанность с даты вступления в законную силу решения суда осуществлять деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома , расположенного по <адрес>.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

                                                 Р Е Ш И Л:

     Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальник» обязанность с даты вступления в законную силу решения суда осуществлять деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома , расположенного по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Большесельский районный суд в течение    месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 октября 2020 г.

       Судья

2-68/2020 ~ М-21/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Большесельского района Ярославской области
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальник" Большесельского муниципального района Ярославской области
Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области
Администрация Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области
Другие
Подстрельнов Леонид Юрьевич
Давыденко Сергей Евгеньевич
Пиманов Владимир Александрович
Подстрельнова Любовь Геннадьевна
Зиновьев Александр Андреевич
Суд
Большесельский районный суд Ярославской области
Судья
Киселева Екатерина Валентиновна
Дело на странице суда
bolsheselsky--jrs.sudrf.ru
18.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2020Передача материалов судье
21.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
23.04.2020Судебное заседание
20.05.2020Производство по делу возобновлено
09.06.2020Судебное заседание
20.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
02.09.2020Судебное заседание
08.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2020Дело оформлено
15.07.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее