Дело № 2-4986/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21.10.2015г. Советский районный суд г. Красноярска в составе:
судьи Бондаренко Е.И.,
при секретаре Зуевой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Кулагин А.Ю. к ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
Кулагин А.Ю. обратился в суд с исковыми требованиями о признании действий ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю о водворении в ШИЗО 14.01.2014г. незаконными, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что во время содержания в ФКУ ИК-16 в отношении него было незаконно вынесено постановление от 14.01.2014г. о водворении на 3 суток в ШИЗО – процедура наложения взыскания была нарушена. Из-за незаконного водворения в ШИЗО ему причинен моральный вред. Просит о взыскании компенсации морального вреда 50 000 руб.
Истец извещен о рассмотрении данного дела своевременно и надлежащим образом, что подтверждается его распиской, в зал суда не явился, поскольку в настоящее время отбывает наказание в исправительном учреждении. Необходимость его личного участия для дачи объяснений по существу иска непосредственно в судебном заседании отсутствует, поскольку обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, подробно изложены в исковом заявлении. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю по доверенности Козиков А. В. просил в иске истцу отказать в полном объеме.
Представитель ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в результате которого нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Частью 1 статьи 3 которого установлено, что дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации в силу ст.17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст.21 Конституции РФ).
В соответствии с общим правилом, предусмотренным ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, вследствие деликтных действий, возмещается причинителем.
Вред, причинённый в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов в соответствии со ст. 1069, 1070 ГК РФ, возмещается за счет средств соответствующей казны.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
Согласно ст. 151 ГК РФ при причинении гражданину физических и нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие материальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размере компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В ч. 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 года N 205 по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 14 ноября 2005 года.
Согласно абз. 11 пункта 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 года N 205, осужденным запрещается нахождение на спальном месте в не отведенное для сна время, а также его оборудование в непредусмотренных местах.
Согласно п. "в" ч. 1 ст. 115 УИК РФ, за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 117 УИК РФ, при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Судом установлено, что приговором Красноярского краевого суда от 8.02.2010г., с изменениями, внесенными кассационным определением Верховного Суда РФ от 16.09.2010г., Кулагин А.Ю. осужден по № УК РФ 18 лет 10 месяцев лишения свободы со штрафом 9 500 руб. в исправительной колонии строгого режима.
13.01.2014г. в 20 час. 50 мин. Кулагин А.Ю., отбывающий наказание в ИК-16, находился в жилой секции №5, отряда №3, сидел на своем спальном месте, где был выявлен при обходе начальником отряда Чуриновым А. П., дать письменное объяснение по факту нахождения на спальном месте в не отведенное для сна время отказался.
Постановлением начальника ИК-16 указанные факты признаны нарушением п.14 и п. 15 Правил внутреннего распорядка в исправительном учреждении и Кулагин А.Ю. 14.01.2014г. был водворен в штрафной изолятор на 3 суток.
По состоянию здоровья Кулагин А.Ю. в ШИЗО содержаться может.
Постановление от 14.01.2014г. вручено Кулагин А.Ю. 14.01.2014г.
О факте совершения указанного проступка в рапортах на имя начальника учреждения доложили сотрудники Чуринов А. П., актом от 13.01.2014г. зафиксирован отказ Кулагин А.Ю. дать письменное объяснение.
Таким образом, совокупностью собранных по делу доказательств подтверждено вмененное заявителю нарушение требований о запрете находиться на спальном месте в не отведенное для сна время.
Утверждение истца о том, что не соблюдены положения ч. 1 ст. 117 УИК РФ, материалами дела не подтверждается.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Кулагин А.Ю. не представил доказательств, подтверждающих его позицию, в том числе о том, что он не совершал указанного выше нарушения, ходатайств об истребовании доказательств, обосновывающих доводы осужденного, не заявлял.
Оспариваемое истцом постановление принято с соблюдением полномочий начальника ИК-16, в соответствии с законом, прав и законных интересов истца не нарушает.
Кроме того, истец не представил доказанных данных о том, что оспариваемым постановлением ему причинены физические и нравственные страдания, их размер.
Процессуальных нарушений закона при наложении взыскания в отношении осужденного допущено не было.
Поэтому постановление начальника ИК-16 о водворении истца в штрафной изолятор является законным и обоснованным, оно соответствует требованиям законов, личности осужденного, характеру и тяжести совершенного им нарушения, оснований для отмены вышеуказанного постановления не имеется.
В связи с чем основания для взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Кулагин А.Ю. в иске к ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд срок один месяц с подачей жалобы через суд его вынесший.
Судья Е. И. Бондаренко.