Гражданское дело № (2-297/2021)
УИД 24RS0№-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2022 года <адрес>
Саянский районный суд <адрес> РФ в составе судьи Захаровой Л.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО1,
представителя ответчика МКУ «Управление образования администрации <адрес>» и ответчика МКОУ «Межовская СОШ» ФИО3, действующей на основании доверенности,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № (2-297/2021) по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Управление образования администрации <адрес>» о возложении обязанности осуществить финансирование МКОУ «Межовская СОШ» для обеспечения охраной образовательного учреждения сотрудниками, имеющих право на создание ведомственной охраны, к МКОУ «Межовская СОШ» о возложении обязанности обеспечить охрану учреждения сотрудниками, имеющих право на создание ведомственной охраны,
УСТАНОВИЛ
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКУ «Управление образования администрации <адрес>» о возложении обязанности осуществить финансирование МКОУ «Межовская СОШ» для обеспечения охраной образовательного учреждения сотрудниками, имеющих право на создание ведомственной охраны, к МКОУ «Межовская СОШ» о возложении обязанности обеспечить охрану учреждения сотрудниками, имеющих право на создание ведомственной охраны, мотивируя тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений установлено, что ответчик при осуществлении учебной деятельности не выполняет установленные законом требования по обеспечению антитеррористической безопасности и защищенности образовательного учреждения МКОУ «Межовская». В рамках проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ руководителю МКУ «Управление образования администрации <адрес>» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействию терроризму, а именно устранить нарушения в части необеспечения МКОУ «Межовская СОШ» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. В рамках проведенной в ноябре 2021 года повторной прокурорской проверки установлено, что финансирование МКОУ «Межовская» на реализацию мероприятий по обеспечению охраной образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение двух прошедших финансовых периодов (2020-2021 годы) не производилось, нарушение не устранено. При условии надлежащего финансирования образовательное учреждение обязано устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности за счёт выделенных на указанные цели средств. Органом, координирующим деятельность образовательного учреждения, а также осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя, является МКУ «Управление образования администрации <адрес>».
Помощник прокурора <адрес> ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск прокурора удовлетворить.
Ответчики МКУ «Управление образования администрации <адрес>» и МКОУ «Межовская СОШ» иск по существу признали, о чем предоставили отзыв, представитель ответчиков ФИО3 пояснила, что сроки, указанные прокурором, недостаточны для исполнения решения, просила предоставить срок для МКУ «Управление образования администрации <адрес>» 6 месяцев, для МКОУ «Межовская СОШ» -3 месяца.
Третье лицо – администрация <адрес> о месте и времени судебного заседания извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.
Суд, выслушав явившихся, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 названного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
"Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации" (утверждена Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
При этом согласно пункту 1 статьи 5.2 данного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Подпунктом "г" пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается также посредством организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями (подпункт "е" пункта 20 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно пунктам 24, 25, 26 и 27 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении объектов (территорий) второй, а также первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Согласно пункту 25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований к защищенности объектов, осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (пп. "б" п. 25 Требований к защищенности объектов).
Как следует из материалов дела, ответчик МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа», ОГРН 1022400781116, является образовательным учреждением, согласно Уставу МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа» создано для оказания муниципальных услуг и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Учредителем Школы и собственником ее имущества является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя Школы от имени муниципального образования <адрес> исполняет орган местного самоуправления администрация <адрес> (далее - Учредитель). Органом администрации <адрес>, координирующим деятельность Школы, а также осуществляющим в отношении нее отдельные функции и полномочия Учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами района, является муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации <адрес>». В соответствии с Положением муниципального казенного учреждения «Управление образования администрации <адрес>», утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации <адрес>» является юридическим лицом, ОГРН 1022400779708, является структурным подразделением администрации <адрес>. Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета <адрес> и на основании бюджетной сметы.
<адрес> проведена проверка объекта по адресу: <адрес>, МКОУ «Межовская СОШ» в части соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействий экстремизму и терроризму, в ходе которой установлено, что данный объект не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и вахтеры, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.
Согласно пункту 6 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию, а также определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом (пункт 11 Требований).
По результатам проведения категорирования МКОУ «Межовская СОШ» присвоена третья категория опасности. Согласно паспорту безопасности на объект МКОУ «Межовская СОШ», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ директором МКОУ «Межовская СОШ» и согласованному с Врио. начальника УФСБ России по <адрес>, начальником ОВО по <адрес>, Врио. начальника ФГКУ «24 отряд ФПС» по <адрес>, указанному зданию и территории МКОУ «Межовская СОШ» по адресу: <адрес>, присвоена третья категория опасности объекта, что сторонами не оспаривается.
Таким образом, образовательное учреждение МКОУ «Межовская СОШ», объекты (территория) которого в силу положений пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, как объекты (территория) третьей категории опасности должны быть обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национально гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национально гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Указанная необходимость обусловлена как специальными правилами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О противодействии терроризму", так и общим правилом пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании в Российской Федерации".
Исходя из принципов законодательства о противодействии терроризму, закрепленных в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О противодействии терроризму", все мероприятия в указанной сфере направлены на обеспечение защиты основных прав и свобод человека, исходя из приоритета защиты указанных прав и приоритета мер по предупреждению терроризма. При этом защищенность объекта с массовым пребыванием людей (в данном случае - учащихся) силами организаций или подразделений, имеющих право на применение оружия и специальных средств, относится к основным средствам предупреждения угрозы террористических посягательств.
Устанавливая срок исполнения мероприятий по обеспечению охраны объектов (территории) МКОУ «Межовская СОШ», суд принимает во внимание, что в утвержденном в ноябре 2019 года паспорте безопасности было предусмотрено обеспечение охраны объектов (территории) ответчика сотрудниками частных охранных организаций, однако данное мероприятие не было выполнено до настоящего времени, в том числе после принятия мер прокурорского реагирования. При этом План мероприятий по исполнению Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливающий конкретные сроки реализации обязанности по обеспечению физической охраны объектов (территории) ответчика отсутствует, равно как и отсутствует планирование периодов финансирования таких мероприятий. Действующим законодательством срок, в течение которого правообладатель здания или сооружения обязан осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом его категории составляет 2 финансовых года, следующим за текущим, паспорт безопасности объекта (территории) утвержден в 2019 году, соответственно срок, в течение которого ответчик обязан осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, составляет 2020 - 2021 г.г., в связи с чем суд полагает удовлетворить требования прокурора полностью, в том числе в части сроков исполнения судебного решения.
По смыслу приведенных выше правовых норм охрана образовательного учреждения должна осуществляться круглосуточно путем привлечения сотрудников охранных организаций, а не лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств, при этом орган местного самоуправления не вправе уклоняться от исполнения обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий.
Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, как следует из Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, может осуществляться и за счет привлечения средств из внебюджетных источников (пункт 43). Между тем, указанное не освобождает органы местного самоуправления, исходя из приведенных выше правовых норм, от обязанности принятия мер по антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений. Более того, как установлено судами, вопреки приведенным правовым нормам круглосуточная профессиональная физическая охрана в образовательном учреждении отсутствует.
В связи с отсутствием у ответчика МКОУ «Межовская СОШ» денежных средств на организацию охраны объектов в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, суд полагает возложить на МКУ «Управление образования администрации <адрес>» обязанность выделить финансирование МБОУ «Агинская СОШ №» на обеспечение вышеуказанного мероприятия по охране объектов (территории) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя МКУ «Управление образования администрации <адрес>» о недостаточности финансирования не могут быть приняты судом, поскольку финансирование деятельности образовательного учреждения относится к обязанностям МКУ «Управление образования администрации <адрес>» как структурного подразделения муниципального образования как учредителя, недостаточность финансирования и вопросы экономической нецелесообразности не имеют правового значения для данного дела.
На основании ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МКУ «Управление образования администрации <адрес>» в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в силу осуществить финансирование МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа» для цели обеспечения охраной образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа» в течение 1 одного месяца после финансирования обеспечить охрану учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Саянский районный суд.
Судья Саянского районного суда
<адрес> Захарова Л.В.