Дело № 2- 699/2020
59RS0035-01-2020-000581-37
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2020 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Бобровой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Денисовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда гражданское дело по иску Пупыревой И.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно,
у с т а н о в и л :
истец Пупырева И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (далее ГУ- УПФР в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, указав в обоснование исковых требований следующее. <дата> истец обратилась в ГУ- УПФР в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии по старости с учетом работы по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», решением № от <дата> истцу было отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Согласно решению ответчика в специальный стаж включены периоды работы, которые составили <данные изъяты>. Отказано во включении в специальный стаж периодов с <дата> по <дата> ( 04 месяца 21 день) работа в ясли-сад №, <данные изъяты>, так как не представлены документы, подтверждающие специальный стаж. Отсутствуют сведения об отвлечениях; с <дата> по <дата> (12 дней), с <дата> по <дата> (13 дней) - курсы повышения квалификации. С принятым решением истец не согласна. В период с <дата> по <дата> истец проживала в Киргизской Советской Социалистической республике в г. <...> и работала в ведомственном садике завода <данные изъяты>, в штатной должности <данные изъяты>. Льготную справку о подтверждении периода работы предоставить не представилось возможным, имеется информация о том, что предприятие и ясли-сад № прекратили свое существование после распада СССР, а в архив документы не сдавались. Отсутствие необходимых подтверждающих документов возникло по независящим от истца обстоятельствам. Подтверждением периода работы является трудовая книжка истца установленного образца. Не предоставление архивных справок не дает право ответчику не включать эти периоды в стаж. На курсы повышения квалификации с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> истец направлялась работодателем в период работы педагогическим работником, за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, то есть указанные периоды должны быть включены в специальный педагогический стаж при назначении досрочной страховой пенсии по старости. Просит возложить обязанность на ГУ- УПФР в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) включить спорные периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Истец Пупырева И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в адрес суда направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие с учетом сложившейся в государстве ситуации (л.д. <данные изъяты>).
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в адрес суда направил письменное ходатайство о рассмотрении искового заявления Пупыревой И.А. в отсутствие представителя ответчика, возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным письменных возражениях на исковое заявление (л.д. <данные изъяты>), согласно которым периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> не подлежат включению в специальный стаж, так как Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27,28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, не содержат правовых норм, устанавливающих включение указанных периодов в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст. 30 Закона № 400-ФЗ. Период работы в ясли-сад №, <данные изъяты> не включен, так как не представлены документы, подтверждающие специальный стаж, отсутствуют сведения об отвлечениях. В соответствии с п. 12 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 года № 958н для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30-32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В связи с вышеизложенным по результатам обращения от <дата> истцу было отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием права на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме этого истцу отказано и в связи с несоблюдением срока обращения за предоставлением государственной услуги по установлению страховой пенсии, предусмотренного п. 19 Правил от 17.11.2014 года № 884.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п. п. 19 п. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Судом установлено, что решением об отказе Пупыревой И.А. в установлении пенсии от <дата>, ГУ- УПФР в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) признало специальный стаж истца общей продолжительностью <данные изъяты> (л.д.<данные изъяты>). ГУ- УПФР в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) не зачло в специальный стаж периоды: с <дата> по <дата> (4 месяца 21 день) – ясли-сад №, <данные изъяты>; с <дата> по <дата> (14 дней) и с <дата> по <дата> (13 дней) курсы повышения квалификации.
Согласно трудовой книжке истца (л.д. <данные изъяты>), Пупырева И.А. с <дата> принята на работу <данные изъяты> в я/сад №, основание: приказ № от <дата>, уволена из я/сад по собственному желанию <дата>, основание: приказ № от <дата>. Записи в трудовой книжке заверены подписью заведующей я/сада, печатью <данные изъяты>.
Согласно архивной справке <...> государственного архива, <...> городского государственного архива Кыргызской Республики от <дата> детский сад № ни за какие годы в архив на хранение не поступали. Местонахождение документов не известно, в связи с этим стаж работы подтвердить не могут (л.д. <данные изъяты>).
При разрешении заявленных требований в указанной части, суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии (далее - Правила).
В соответствии с вышеуказанным Списком право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.
Пунктом 1 Списка в разделе "Наименование должностей", в числе прочих, предусмотрена должность воспитателя, а в разделе "Наименование учреждений" - дошкольные образовательные учреждения, детские сады всех наименований.
При этом согласно пункту 13 вышеназванных Правил в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в перечисленных в этом пункте структурных подразделениях организаций, где также поименованы детские сады, (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет).
Кроме того, в оспариваемый период работы истца действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, в соответствии с которым в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах в должности воспитателя (подпункт 4 пункта 1 раздела "Учителя и иные работники просвещения").
Так же, в постановлении Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет" предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности. Поскольку федеральным законодательством не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ истице в зачете указанного периода в специальный стаж является незаконным. Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и наименования учреждения, в котором они работают.
В настоящее время истец Пупырева И.А. проживает и пенсионируется по законодательству РФ.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального Закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13.03.1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13.03.1992 года), статьей 1 которого предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной порядок зачета периодов работы за пределами территории Российской Федерации в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, то есть до 13.03.1992 года.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения изложены в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной порядок зачета периодов работы за пределами территории Российской Федерации в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 года N 2014-1, СССР прекратил свое существование 12.12.1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991 года, а после распада этих государств - до 13.03.1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
С учетом изложенного, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Кыргызстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что истец действительно работала в спорный период <данные изъяты> ясли-сада № <...>, отсутствие в государственном архиве сведений о трудовом стаже истца не может умалять пенсионных прав Пупыревой И.А., в связи с чем требования истца о включении в специальный стаж периода работы с <дата> по <дата> воспитателем ясли-сад № Республики Кыргызстан подлежат удовлетворению.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что в период с <дата> по <дата> истец работала <данные изъяты> детского дома-интерната, что подтверждается трудовой книжкой истца, справкой уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность (л.д. <данные изъяты>).
В указанный период истец с <дата> по <дата> (приказ № от <дата>) и с <дата> по <дата> (приказ № от <дата>) находилась на курсах повышения квалификации, за время которых за ней сохранялось место работы и заработная плата, что подтверждается вышеуказанной справкой, а также справкой <данные изъяты> от <дата> № (л.д. <данные изъяты>).
Суд считает, что спорные периоды курсов повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, поскольку действующее пенсионное законодательство не предусматривают норм об исключении указанных периодов из специального стажа.
Согласно ст.196 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 01.02.2002 года, предоставляемые в связи с обучением отпуска являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, в спорные периоды за истицей сохранялась заработная плата, вносились в пенсионный фонд предусмотренные платежи, обучение проводилось по профилю педагогической деятельности, обучение вызвано необходимостью и желанием истицы повышать квалификацию по выполняемой работе, поэтому спорные периоды подлежат включению в специальный стаж работы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Пупыревой И.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) включить в специальный стаж работы по п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с <дата> по <дата> в ясли-сад <данные изъяты>; периоды курсов повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с 13.05.2020 года.
Судья С.Н. Боброва