№ 2а-1009/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Боровичи Новгородской области 04 июля 2017 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Степановой С.Н.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя административного истца – помощника Боровичского межрайонного прокурора ФИО5,
представителя административного ответчика ФИО1 сельского поселения ФИО6,
представителя заинтересованного лица отдела надзорной деятельности по Боровичскому и <адрес>м ФИО4, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Боровичского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 сельского поселения <адрес> об обязании совершить определенные действия, признании бездействия незаконным,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав при этом следующее.
Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения противопожарного законодательства в органах местного самоуправления, в ходе которой установлено, что пожарные гидранты (водоемы) из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров и обеспечения подачи воды на тушение пожара из двух соседних резервуаров (водоемов) на территории населенных пунктов – <адрес>, <адрес>, <адрес> отсутствуют; на территории <адрес> <адрес> <адрес>) у водоема, а также по направлению движения к нему отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной реакции) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника; на территории <адрес>) подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м к водоему, из которого производится забор воды для целей пожаротушения для установки пожарных автомобилей в любое время года не предусмотрен.
Выявленные нарушения повышают риск возникновения чрезвычайных ситуаций, создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Ненадлежащее исполнение требований пожарной безопасности, не принятие своевременных мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности, актуальность которых очевидна, с учетом скопления большого количества людей на указанном объекте, создают условия для быстрого распространения пожара, в случае его возникновения, и соответственно, может способствовать возникновению условий для проявления негативных явлений террористического характера, последствия которых могут причинить реальную угрозу жизни и здоровья граждан.
Основываясь на том, что наличие выявленных нарушений противопожарного законодательства, а также бездействие ФИО1 сельского поселения нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор просит признать незаконным бездействие ФИО1 сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований противопожарного законодательства; обязать ФИО1 сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения противопожарного законодательства: обеспечить наличие пожарных гидрантов (водоемов) из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров и обеспечения подачи воды на тушение пожара из двух соседних резервуаров (водоемов) на территории населенных пунктов – <адрес> <адрес>; обеспечить на территории д<адрес>) у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему соответствующих указателей (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной реакции) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника; обеспечить на территории <адрес> подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м к водоему, из которого производится забор воды для целей пожаротушения для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В судебном заседании прокурор ФИО5 заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика ФИО1 сельского поселения ФИО6 в судебном заседании административный иск признала в полном объеме, о чем представила соответствующее письменное заявление, которое приобщено к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица отдела надзорной деятельности по Боровичскому и <адрес>м ФИО4, действующая по доверенности, полагала заявленные прокурором исковые требования удовлетворить.
В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ ответчик вправе признать иск полностью или частично.
Суд в соответствии со ст.157 КАС РФ принимает признание иска административным ответчиком, поскольку оно выражено добровольно, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона Российской Федерации № 35-Ф3 от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п.«д» ст.11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 105.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п.9 ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст.19 Федерального закона от 22.07.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с п.4 ст.8 Устава ФИО2 сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов ФИО2 сельского поселения ДД.ММ.ГГГГг. №, к вопросам местного значения ФИО2 сельского поселения относятся, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов ФИО2 сельского поселения.
В силу ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
Согласно ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с ч.1 ст.68 приведенного Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
В соответствии с п.16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63, 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно п.4.1 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178, наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В нарушение вышеуказанных норм пожарные гидранты (водоемы) из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров и обеспечения подачи воды на тушение пожара из двух соседних резервуаров (водоемов) на территории населенных пунктов - д<адрес>, д<адрес> отсутствуют.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» устанавливаются требования пожарной безопасности, определяющие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
В соответствии с п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона о пожарной безопасности.
В нарушение вышеуказанных норм на территории <адрес> у водоема, а также по направлению движения к нему отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной реакции) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника.
Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч.1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч.3).
В соответствии с п.9.4 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (СП 8.13130.2009) - водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В нарушение вышеуказанных норм на территории д<адрес>) подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м к водоему, из которого производится забор воды для целей пожаротушения для установки пожарных автомобилей в любое время года не предусмотрен.
В силу ст.10 Федерального закона № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Указанные выше нарушения требований противопожарного законодательства, выявленные в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки, представитель административного ответчика не оспаривала.
При таких обстоятельствах, административный иск является законным, обоснованным, а потому подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФИО1 сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований противопожарного законодательства.
Обязать ФИО1 сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения противопожарного законодательства:
- обеспечить наличие пожарных гидрантов (водоемов) из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров и обеспечения подачи воды на тушение пожара из двух соседних резервуаров (водоемов) на территории населенных пунктов – д<адрес>
- обеспечить на территории <адрес>) у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему соответствующих указателей (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной реакции) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника;
- обеспечить на территории д<адрес>) подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м к водоему, из которого производится забор воды для целей пожаротушения для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья: С.Н.Степанова