Дело № 11 - 1 / 2024 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2024 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., при секретаре Григорян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Медниковой Н.Ю. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области Пайгильдиной А.В. от 18 октября 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Медникова Н.Ю. обратилась к мировому судье с иском к ООО «Горкомхоз» о возложении обязанности произвести перерасчет задолженности по оказанию услуг по обращению с ТКО. Мотивируя свои требования, указала, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Также собственниками указанного дома являются ее муж - Медников А.В. и дети - Медникова Е.А. и Медникова П.А. Поскольку в данном доме никто не зарегистрирован и не проживает, услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019 не оказываются. Истица и члены ее семьи получают и оплачивают услуги ответчика по обращению ТКО по другому адресу: <адрес>, что подтверждается квитанциями об оплате. Учитывая положения ЖК РФ, а также постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, истица полагает, что организацией ответчика ей должен быть произведен перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО ввиду временного отсутствия в спорном жилом помещении, в связи с чем 26 июня 2023 года направила претензию в адрес ООО «Горкомхоз», которое последним оставлено без ответа. Просит обязать ответчика в течение 10-ти дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, исключив начисления за период с 01.01.2019 по 30.09.2022 в размере 18 004,70 руб.
Определением мирового судьи к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Медников А.В., Медникова Е.А. и Медникова П.А.
Рассмотрев заявленный иск, мировой судья постановила решение, по которому исковые требования Медниковой Н.Ю. были оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Медникова Н.Ю. обратилась в Барышский городской суд с апелляционной жалобой. Мотивируя жалобу, заявитель указала на то, что мировым судьей допущено нарушение норм материального права. Сославшись на решение Верховного Суда РФ от 26.02.2020 по делу № АКПИ 19-967, на положения Постановления Пленума ВС РФ № 27 от 27.06.2017, заявитель просит отменить решение мирового судьи и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В судебное заседание заявитель Медникова Н.Ю. (истица) и ее представитель Комарова И.В., а также третьи лица Медников А.В., Медникова Е.А. и Медникова П.А. не явились, о дне заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ООО «Горкомхоз» Ламзина А.В. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение мирового судьи без изменения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материала дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав доводы представителя ООО «Горкомхоз», суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ем\ имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 ЖК РФ и ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установлено, что собственники обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК РФ). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 № 641» (далее - Правила обращения с ТКО).
Из содержания п. 8(4) раздела 1(1) Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такою договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно абз. 3, 4 п. 8(17) раздела 1(1) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела 1(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Из материалов дела следует, что Медникова Н.Ю. является собственником 1/4 доли жилого дома по адресу: <адрес>. Кроме нее, собственниками указанного жилого дома по 1/4 доле в праве у каждого являются Медников А.В., Медникова Г.Д. и Медникова П.А., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 14.04.2011 г.
В суде установлено, что ООО «Горкомхоз» с 01.01.2019 г. осуществляет деятельность в области обращения с ТКО на территории Ульяновской области на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности №1) oт 03.05.2018 г. В территорию обслуживания входит в том числе и жилой дом по адресу: <адрес>.
Статьей 153 ЖК РФ на собственников помещений возложена обязанность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ услуга по обращению с ТКО относится к коммунальным услугам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается peгиональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку. утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил.
В пункте 148(24) Правил № 354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно пункту 148(22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно пункту 148(44) Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Из вышеприведенных норм следует, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил № 354.
Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила № 354 не содержат.
Согласно Правилам № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения № 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 148(36) Правил № 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги но обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В силу пункта 148(1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 56(2) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что неиспользование собственником жилого помещения (непроживание в данном помещении) не является временным отсутствием потребителя, применяемым в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения не проживающего в жилом помещении собственника от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.
Пункт 148(44) Правил № 354 предусматривает право потребителя потребовать перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении (при предоставлении заявления и документов, подтверждающих факт и период отсутствия).
В материалы дела доказательства заключения самостоятельного договора на вывоз мусора истицей Медниковой Н.Ю. не представлены.
Основываясь на приведенных выше нормах права, исходя из того, что региональным оператором обязанность по сбору, вывозу ТКО с контейнерных площадок, расположенных на территории с. Акшуат исполняется надлежащим образом, услуга оказывается всем жителям без исключения населенного пункта, факты некачественного оказания услуг не установлены, учитывая, что доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении Медниковой Н.Ю. договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, а также доказательств направления региональному оператору заявки и документов в соответствии с п.п. 8 (5) - 8 (7) Правил на заключение договора с ответчиком на иных условиях, истицей в суд представлено не было, мировой судья обоснованно пришла к выводу о правомерности начисления истице платы за ТКО.
Согласно ст. ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское производство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований о возложении обязанности произвести перерасчет задолженности по оказанию услуг по обращению с ТКО, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что каких-либо объективных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку неиспользование истцом жилого помещения не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения гражданина, как собственника жилого помещения, от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребитель обязан оплачивать как собственник помещения, в котором не проживает, ни Правилами № 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, по-сути, повторяют доводы, изложенные в в иске, были предметом исследования в суде первой инстанции и им дана соответствующая оценка, данные доводы не подтверждают нарушений материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Проверив доводы апелляционной жалобы, суд считает, что они не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки мирового судьи и к выражению несогласия с произведенной мировым судьей оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной мировым судьей в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения мирового судьи вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ :
Решение мирового судьи судебного участка № 1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области Пайгильдиной А.В. от 18 октября 2023 года по иску Медниковой Н.Ю. к ООО «Горкомхоз» о возложении обязанности произвести перерасчет задолженности по оказанию услуг по обращению с ТКО - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Медниковой Н.Ю. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Е.И. Гаврилова