№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 21 мая 2018 года
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Пескишева Д.Н.,
при секретаре ФИО2,
с участием: помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах муниципального образования «<адрес>» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд в интересах муниципального образования «<адрес>» к ФИО1 с требованием о понуждении предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Требования мотивированы следующим. При анализе соблюдения законодательства в сфере природоохранного законодательства, а также информации, полученной из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее – Росприроднадзор), прокуратурой <адрес> выявлено, что ответчик не подал своевременно декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Декларация) за 2016 год. По утверждению прокурора, ответчик осуществляет хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и обязан предоставлять Декларацию, согласно действующему законодательству. По мнению прокурора, непредставление Декларации влечет невнесение в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду и может повлиять на полноту формирования бюджета муниципального образования «<адрес>», что в свою очередь может повлечь недостаточность мероприятий по защите и охране природы, что нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. Правовое обоснование иска: Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), статьи 57,62 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее Постановление №).
В судебном заседании прокурор ФИО3 заявленные требования поддержала по основаниям указанным в заявлении.
Ответчик, представитель третьего лица, будучи извещенными надлежащим образом о судебном разбирательстве, согласно почтового уведомления и штампу Росприроднадзора на сопроводительном письме суда (л.д. 10,11), в суд не явились, о причинах своей неявки суд не известили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, согласно статье 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, согласно статье 45 ГПК РФ.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Исходя из содержания статьи 1 Закона № 7-ФЗ, негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статья 3 Закона № 7-ФЗ предусматривает принцип презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, также устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятно окружающей среды и экологической безопасности, платности.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным, плата взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (статья 16 Закона № 7-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В соответствии с пунктами 1,2,5 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы РФ в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (часть 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением №.
Отчетный период в несения платы за негативное воздействие на окружающую среду - календарный год (пункты 2,5 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ). Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок предоставления Декларации и ее форма установлены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из ЕГРИП, ответчик, зарегистрированный по <адрес> УР, осуществляет деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты.
По запросу прокуратуры <адрес> руководителем Росприроднадзора представлен перечень (сведения приобщены к делу) хозяйствующих субъектов, расположенных на территории <адрес>, обязанных, но не представивших Декларацию и не внесшие плату за 2016 год, в числе которых указан и ответчик.
Следовательно, в результате хозяйственной деятельности ответчика образуются отходы, и он обязан предоставлять Декларацию за 2016 год.
Непредставление ответчиком Декларации в установленный законом срок влечет невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду и влияет на формирование бюджета муниципального образования «<адрес>», поскольку в соответствии со статьями 57,62 БК РФ вышеуказанная плата подлежит зачислению в бюджеты муниципальных образований и бюджеты городских округов по нормативу 40 процентов.
От полноты сформированности бюджета муниципального образования зависит достаточность мероприятий, направленных на защиту и охрану природы, что в свою очередь нарушает право граждан, проживающих на территории муниципального образования на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией РФ.
Срок, в течение которого прокурор требует обязать ответчика исполнить требования законодательства, суд считает приемлемым и достаточным для исполнения.
Таким образом, требования прокурора законны и обоснованны, и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден (прокурор освобожден от ее уплаты) с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В данном случае с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления истец, как физическое лицо, поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц. Таким образом, размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины должен быть определен как по исковым требованиям неимущественного характера (пункт 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ) в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах муниципального образования «<адрес>» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворить.
Признать бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 по предоставлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УР, незаконным.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 предоставить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УР в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в бюджет муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одно месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Председательствующий: судья Д.Н. Пескишев