Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3322/2012 ~ М-2835/2012 от 13.08.2012

Дело № 2-3322/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.** 2012 года г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи М.И.Мальгиной

при секретаре И.А. Раковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Стругокрасненского района в интересах Петровой А.М. к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Администрации Псковской области о признании незаконным решения комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий об отказе в выдаче субсидии, права на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения и выдаче субсидии на приобретение или строительство жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Стругокрасненского района обратился в суд с иском в интересах Петровой А.М., **** года рождения, являющейся вдовой инвалида Великой Отечественной войны, к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Администрации Псковской области о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки – субсидии на приобретение или строительство жилья, признании за ней такого права и выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты (субсидии) на приобретение и строительство жилья.

В обоснование заявленного иска прокурор указал, что истец является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, постановлением Администрации сельского поселения «Сиковицкая волость» Стругокрасненского района от 18.08.2011 № 18 была признана нуждающейся в жилом помещении на основании решения Стругокрасненского районного суда от 02.08.2011 года, включена в сводный список претендентов на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, однако решением комиссии при Администрации Псковской области от 28.06.2012 года в выдаче субсидии ей было отказано в связи с отсутствием законных оснований в признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права на улучшение жилищных условий, считает, что она имеет право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, поскольку жилой дом, в котором она проживает с семьей, принадлежащий на праве собственности ее дочери Б.Л. и внучке, расположенный в деревне Ж., С. района, в соответствии с заключением межведомственной комиссии от **.**.2012 года и заключением специалистов является непригодным для проживания, имеет неустранимый физический износ 67 % и не может безопасно эксплуатироваться в дальнейшем, поскольку не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является аварийным.

Представитель истца Петров Г.М. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Истец в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства по делу надлежащим образом, воспользовавшись правом ведения дела через представителя.

Представители третьих лиц – Администрации сельского поселения «Сиковицкая волость» Стругокрасненского района, ТУ Главного ГУ социальной защиты населения по Стругокрасненскому району в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства по делу, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по иску не имеют.

Представитель ответчика - Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогова Н.Б. иск не признала, ссылаясь на то, что истец правом на получение меры социальной поддержки – субсидии на приобретение или строительство жилья не обладает, в силу положений жилищного законодательства не может быть отнесена к лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку жилой дом, принадлежащий на праве собственности ее дочери Б.Л., в установленном законом порядке непригодным для проживания не признан. Представитель ответчика просит учесть, что заключение специалиста коммерческой организации о непригодности жилого дома для проживания не может являться доказательством данного факта в связи с отсутствием заключения межведомственной комиссии и несоблюдением истцом порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Представитель соответчика – Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражает против удовлетворения заявленных истцом требований по основаниям, изложенным представителем Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав объяснения допрошенного в качестве специалиста П.С., суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела судом установлено, что Петрова А.М. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны П.М.И., умершего **.**.1973 года, что подтверждается копией справки №** от **.**.2005 г., выданной Территориальным управлением Стругокрасненского района ГГУСР (л.д.9) и копией справки отдела ЗАГС о смерти (л.д.10).

В целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь ветеранам, активную деятельность, почёт и уважение в обществе, принят Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, устанавливающий правовые гарантии социальной защиты ветеранов.

В соответствии со ст. ст. 15, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" определена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с положениями ст.21 Федерального закона «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом Псковской области от 07.07.2006 года № 563-ОЗ «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» форма обеспечения жилым помещением определена в виде субсидии.

Согласно Положению о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 года № 326, решение о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения принимается комиссией при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, законодатель установил в качестве обязательного условия для получения членами семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны Великой Отечественной войны меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета критерий его нуждаемости в жилых помещениях.

Распоряжением Администрации сельского поселения «Сиковицкая волость» Стругокрасненского района от 18.08.2011 № 18 на основании решения Стругокрасненского районного суда от 02.08.2011 года истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.21-22).

Однако решением Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений от 28.06.2012 года Петровой А.М. было отказано в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием оснований в признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления (л.д.23).

В соответствии с положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела судом установлено, что Петрова А.М. проживает в жилом доме, расположенном в д. Ж., С. волости, С. района, Псковской области, общей площадью 68,4 кв.м., в т.ч. жилой – 47,1кв.м., принадлежащем на праве собственности ее дочери Б.Л. и внучке в порядке наследования после смерти зятя Б.А. (л.д.19-20). Иного жилого помещения для постоянного проживания истец не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРП и справкой ГП Псковской области «БТИ» (л.д.15-16).

Согласно части 1 пункта 3 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договором социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такой порядок определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, в соответствии с п.2 которого действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В силу п. 4 названного Положения жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Пунктами 9 - 32 указанного положения устанавливаются требования, которые предъявляются к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения (п. 10), обустройству и оборудованию жилого помещения (п. 11), инженерным системам (п. 12 - 14), к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п. 20), инсоляции (п. 21) напряженности электромагнитного поля (п. 30).

В соответствии с п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п.34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания являются наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом, изменений окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющего обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасного для человека уровня химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Из имеющегося в материалах дела акта обследования технического состояния жилого дома, проведенного межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда района, зданий, сооружений, независиом от форм собственности, созданная постановлением Администрации района № 146 от 26.03.2007 года, от 23 августа 2012 года следует, что жилой дом, расположенный в д. Ж., С. района, не соответствует санитарно-эпидемическим требованиям проживания и требует проведения ремонта, так как его техническое состояние не обеспечивает безаварийную эксплуатацию конструкций (л.д.31-32).

Согласно техническому паспорту жилого дома от 16 ноября 2011 года ГП Псковской области «БТИ» общая площадь дома составляет 68,4 кв. м, жилая – 47,1 кв. м. Степень износа жилого дома не определена (л.д. 67-72).

Согласно представленному истцом заключению строительно-технической экспертизы №** от **.**.2012 года, проведенной специалистом П.С., имеющим высшее образование по специальности инженер-строитель, стаж работы по специальности 21 год, жилой дом, расположенный по адресу: д. Ж., С. района, ул. П., д.№**, имеет степень физического износа более 67%, является ветхим, непригоден для проживания в связи с несоответствием требованиям действующих строительных норм и правил, установленных для жилых помещений (л.д.73-89).

Оценивая доводы ответчиков о том, что истцом нарушен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, установленный действующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, в связи с чем основания для постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, у органа местного самоуправления отсутствовали, суд учитывает, что указанные обстоятельства не могут служить достаточным основанием для отказа истцу в реализации права на улучшение жилищных условий, гарантированных ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Действительно, в соответствии с п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что установлено п.42 Положения.

Вместе с тем, при разрешении настоящего спора, суд исходит из положений ст. 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Так, истцом представлено заключение специалиста П.С., имеющего специальность «Промышленное и гражданское строительство», соответствующую квалификацию и стаж работы по специальности более 20 лет, что подтверждается копией дипломов (л.д.86-88).

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста П.С. выводы о непригодности жилого дома, принадлежащего дочери истца на праве собственности, изложенные в заключении от 29.09.2012 года, подтвердил, пояснив, что капитальный ремонт указанного дома нецелесообразен вследствие практически аварийного его состояния.

Оснований не доверять мнению указанного специалиста и его выводам о техническом состоянии жилого дома истца, изложенным в заключении, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих данные выводы соответствующего специалиста, ответчиками суду не представлено.

Разрешая настоящий спор, суд принимает во внимание доводы представителя истца о том, что Петрова А.М. страдает хроническими заболеваниями, в силу состояния здоровья и возраста нуждается в постороннем уходе и надлежащем медицинском обслуживании, ее дочь Б.Л. является инвалидом 2 группы, что подтверждается справками ГБУЗ ПО «Струго-Красненская РБ» (л.д.63-64).

При этом суд также учитывает, что несоблюдение органом местного самоуправления требований действующего законодательства в части порядка признания жилого помещения непригодным, с учетом фактических обстоятельств дела, само по себе не может служить достаточным основанием к отказу истцу в защите нарушенного права.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в связи с чем иск прокурора, заявленный в интересах Петровой А.М., суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от 28 июня 2012 года в части отказа в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений Петровой А.М.

Признать за Петровой А.М., **** года рождения, являющейся вдовой инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, право на получение меры социальной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилья.

Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области предоставить Петровой А.М. субсидию на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Мотивированное решение составлено судом **.** 2012 года.

Судья: М.И. Мальгина

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.

2-3322/2012 ~ М-2835/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петрова Александра Максимовна
Прокурор Стругокрасненского района в интересах Петровой А.М.
Ответчики
Главное государственное управление социальной защиты населения ПО
Другие
Администрация Стругокрасненского района
ТУ по Стругокрасненскому району ГГУСЗН ПО
Администрация сельского поселения "Сиковицкая волость"
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Мальгина Милена Игоревна
Дело на странице суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
13.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2012Передача материалов судье
20.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.09.2012Предварительное судебное заседание
18.10.2012Судебное заседание
22.10.2012Судебное заседание
29.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2012Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее