Решение по делу № 2а-2203/2016 ~ М-1530/2016 от 05.04.2016

копия РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2016 года       г. Братск

Судья Братского городского суда Иркутской области Болденков Е.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства материалы административного дела № 2а-2203/2016 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу г. Братска Иркутской области к Стрижовой М.А. о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному округу г. Братска Иркутской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с административного ответчика Стрижовой М.А. задолженность в общем размере *** рублей. Просит восстановить пропущенный срок по уважительной причине, поскольку ввиду большого количества налогоплательщиков, значительного документооборота, инспекцией не соблюден вышеуказанный порядок принудительного взыскания задолженности.

Разрешая настоящее дело по существу, судья, исследовав имеющиеся письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пп. 1,4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» подраздел 3 раздела 2 Гражданского процессуального кодекса РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» утратил силу.

Федеральным законом от 08.03.2015 № 22-ФЗ с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ, которым установлены особенности производства по отдельным категориям административных дел.

В силу части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу требований статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила *** рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила *** рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила *** рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Анализируя и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, с учетом требований относимости и допустимости, а также достаточности в их совокупности, суд установил, что административный ответчик Стрижова М.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области по месту своего жительства. В связи с тем, что налогоплательщиком Стрижовой М.А. самостоятельно не в полном размере был уплачен штраф, у неё образовалась задолженность в общем размере *** рублей, что подтверждается представленным административным истцом расчетом задолженности.

В связи с невыполнением обязанности самостоятельно уплатить задолженность по налогам, пени и штрафа в указанном размере, Стрижовой М.А. направлялось требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, требование №*** по состоянию на *** года, по сроку уплаты *** года. Подтверждения о направлении требования заказной корреспонденции административным истцом не представлено. Срок исполнения требования истек, а задолженность должником Стрижовой М.А. в общем размере *** рублей не была уплачена.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Учитывая, что самый ранний срок исполнения требований об уплате налога, сборов, пени, штрафа был установлен налоговым органом в требовании № *** по состоянию на *** года, по сроку уплаты до *** года, и административное исковое заявление направлено заявителем в суд *** года, то есть за пределами установленного законодательством о налогах и сборах шестимесячного срока, суд приходит к выводу о пропуске срока исковой давности по требованиям ИФНС России о взыскании со Стрижовой М.А. задолженности в общей сумме *** рублей.

При этом оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности административным истцом не представлено.

Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ», согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 03.04.2015) - Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о значительном объеме работы, количество должников, не могут быть признаны уважительной причиной пропуска названного срока, поскольку ИФНС России по Центральному округу г. Братска по Иркутской области является квалифицированным участником гражданских правоотношений. Доказательств того, что налоговый орган не располагал возможностью направить административному ответчику требование об уплате налога в течение трех месяцев с момента выявления задолженности, а также предъявить административные исковые требования к Стрижовой М.А. в установленный законом срок, в суд не представлено.

В соответствии с ч. 5 ст. 138 КАС РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд, судья принимает решение об отказе в административном иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, судья

Р Е Ш И Л:

инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Центральному округу г. Братска Иркутской области в удовлетворении исковых требований к Стрижовой М.А. о взыскании задолженности в общем размере *** рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

          

Судья. Подпись.

Копия верна. Судья:          Е.Ю. Болденков

Решение вступило в законную силу: «16» мая 2016 года

Судья          Е.Ю. Болденков

Подлинное решение находится в административном деле № 2а-2203/2016 в производстве Братского городского суда Иркутской области.

Секретарь суда

2а-2203/2016 ~ М-1530/2016

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС по ЦО г. Братска
Ответчики
Стрижова Марина Анатольевна
Суд
Братский городской суд
Судья
Болденков Егор Юрьевич
05.04.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.04.2016[Адм.] Передача материалов судье
07.04.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2016[Адм.] Судебное заседание
28.04.2016[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
06.05.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2016[Адм.] Дело оформлено
16.09.2016[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее