Решение принято в окончательной форме 24 июня 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2016 года г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А., при секретаре Обвинцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-896/2016 по иску Кокориной СС к Администрации Полевского городского округа, органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на квартиру,
У С Т А Н О В И Л:
Кокорина С.С. обратилась в суд с иском к Администрации Полевского городского округа о включении <. . .>, расположенной в <. . .> состав наследства Ш., умершей . . ., установлении факта принятия ею наследства Ш., и признании права собственности на <. . .>. Истец мотивирует требования, что . . . умерла Ш., приходящаяся истцу двоюродной сестрой. Иных наследников, кроме Кокориной С.С., у Ш. нет. На момент смерти Ш. принадлежала <. . .>. Это имущество, по мнению истца, подлежит включению в состав наследства. Истец считает себя также фактически принявшей наследство Ш., поскольку она проживала с наследодателем на момент смерти в <. . .> Все имущество, принадлежавшее Ш., находится во владении и пользовании истца.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечён орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа.
Определением Полевского городского суда Свердловской области от . . . производство по делу в части исковых требований о включении имущества в состав наследства, прекращено в связи с отказом истца от иска.
Истец Кокорина С.С. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, с участием представителя Кожаева С.А., исковые требования поддержала.
Представитель истца Кожаев С.А. поддержал исковые требования, суду пояснил, что
Ш. была зарегистрирована и фактически проживала по адресу: <. . .> года по . . .. Истец Кокорина С.С. проживала с Ш. . . . Ш. заключила договор мены, в соответствии с которым поменяла эту квартиру на квартиру, расположенную в <. . .> . . . Ш. снялась с регистрации в <. . .>, но по новому месту жительства не зарегистрировалась. Через два месяца она умерла. Все вещи Ш. остались в квартире, где проживала истец, поэтому она фактически приняла наследство.
Представители ответчиков Администрации Полевского городского округа и органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, просили вынести решение на усмотрение суда.
Заслушав представителя истца, свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.
В силу ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно свидетельству о смерти от № №, выданному отделом ЗАГС г. Екатеринбурга Свердловской области (л.д. 9), Ш., . . . умерла . . . в <. . .>.
Согласно п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Согласно п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п. 1 ст. 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
К наследникам третьей очереди статья 1144 Гражданского кодекса Российской Федерации, относит полнородных и неполнородных братьев и сестёр родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя).
Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления.
Право представления, в силу п. 1 ст. 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривает, что доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Кокорина С.С. приходилась Ш. двоюродной сестрой, что следует из представленных суду личных документов (л.д. 10-11, 15). Так, мать Кокориной С.С. – К., что следует из свидетельства о рождении Кокориной С.С. и свидетельства о заключении брака Ш.В. (л.д. 11), приходилась сестрой матери Ш. – Ш.Л., что подтверждается свидетельством о рождении Ш.Л., свидетельством о рождении Ш.В. (л.д. 10) и свидетельством о рождении Ш.
Наследник Ш. первой очереди, мать Ш.Д. умерла . . ., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 12). Наследники второй очереди Ш.Г. умерла . . ., Ш.А. – . . ., что подтверждается свидетельствами об их смерти, содержащимися в материалах наследственного дела Ш. Наследник третей очереди – тётя К. В.А. умерла . . ., что следует из свидетельства о смерти (л.д. 14). Таким образом, наследники Ш. первых трёх очередей умерли до смерти наследодателя. Так как истец Кокорина С.С. приходилась дочерью К. В.А., она является наследником Ш. третьей очереди по праву представления.
Поскольку завещание Ш. не оставила. Иных сведений в материалах дела не имеется, следовательно, имеет место наследование по закону.
В соответствии со статьёй 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.Согласно свидетельству о государственной регистрации права от . . . № (л.д. 13), Ш. являлся собственником <. . .> на основании договора мены от . . .. Эти сведения подтверждаются и выпиской ЕГРП от . . . №.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно материалам наследственного дела Ш., за принятием её наследства . . ., то есть в течение установленных законом шести месяцев, обратилась Кокорина С.С.
Таким образом, поскольку истец Кокорина С.С. в установленные законом 6 месяцев обратилась к нотариусу за принятием наследства Ш., срок принятия наследства ею не пропущен, факт принятия наследства установлен во внесудебном порядке. По этой причине, поскольку суд устанавливает факты только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, в удовлетворении требований Кокориной С.С. об установлении факта принятия наследства Ш. следует отказать.
В соответствии со статьёй 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статья 20).
В части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, указано, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно справкам Центра по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания <. . .> от . . . № (л.д. 5) и № (л.д. 6), Ш. была зарегистрирована в <. . .> период с . . . по . . .. В <. . .> в <. . .> она зарегистрирована не была. Не была она зарегистрирована и в приобретённой ею <. . .>, что следует из справки ООО УК «Южное коммунальное предприятие» от . . ..
В ОУФМС по Свердловской области в г. Полевском имеются сведения только о регистрации Ш. в <. . .>. После . . . Ш. по месту жительства зарегистрирована не была (л.д. 26).
Таким образом, в материалах дела отсутствуют документы, указывающие на постоянное или преимущественное место жительства Ш. на момент смерти.
Вместе с тем, свидетель В. суду показал, что Кокорину С.С. он знает с детства. Они учились в одной школе. Проживала она по адресу: <. . .> Она проживала с сестрой и двумя дочерями. Её сестра – Ш. . . . Ш. обменяла квартиру на квартиру, расположенную по адресу: <. . .> Эта квартира принадлежала его матери. Примерно в . . . Кокорина С.С. и Ш. выехали из <. . .> переехали в <. . .> в <. . .>. Возможно в <. . .> делали ремонт, поэтому жили в квартире бабушки. . . . Ш. умерла.
На основании исследованных доказательств суд приходит к выводу, что Ш. на момент смерти . . . проживала без регистрации в <. . .> в <. . .>, следовательно, это место и является местом открытия её наследства.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Поскольку после смерти Ш. прошло более шести месяцев, суд может рассмотреть вопрос о праве собственности на наследственное имущество.
При разрешении требования о признании права собственности на квартиру, расположенную в <. . .>, суд исходит из следующего.
Ш. на момент смерти на праве собственности принадлежала <. . .>
Как видно из дела о наследовании имущества Ш., никто из её наследников, кроме Кокориной С.С. в установленных законом срок за принятием наследства не обратился. Поскольку Ш. на момент смерти не была зарегистрирована по месту жительства, лиц фактически принявших наследство, пока не доказано иное, не имеется. Иные сведения в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, по истечении уже более 2 лет после смерти наследодателя никто из наследников не заявил о своих правах на наследственное имущество, следовательно, за Кокориной С.С., принявшей в установленном законом порядке наследство Ш., следует признать право собственности на <. . .>
В соответствии с п. 2.3.5. Положения об органе местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа», утверждённого решением Думы МО «Город Полевской» от 22 декабря 2005г. № 110, задачами Управления являются защита имущественных прав и интересов городского округа.
Администрация Полевского городского округа полномочиями по защите имущественных интересов Полевского городского округа не обладает, что видно из ст. 39 Устава Полевского городского округа, принятого Решением Думы Полевского городского округа от 30.10.2008 N 686, а потому является ненадлежащим ответчиком и в удовлетворении иска к ней следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
исковые требования Кокориной СС удовлетворить частично.
Признать за Кокориной СС право собственности на однокомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кадастровый №, расположенную по адресу: <. . .>
В удовлетворении исковых требований к Администрации Полевского городского округа отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы в Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий И.А. Двоеглазов