УИД №
Дело № 2-1408/2021
Решение
Именем Российской Федерации
28 сентября 2021 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Батищевой Н.И.
при секретаре Шелдаковой А.В.,
с участием истца Ворониной О.В.
представителя ответчика – ООО «УКЖФ «Северная» Шелковниковой А.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ворониной Ольги Владимировны к ООО «УКЖФ «Северная», НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» о возмещении материального ущерба, взыскании штрафа и компенсации морального вреда
Установил.
Воронина О.В. обратилась в суд с иском к ООО «УКЖФ «Северная» о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, компенсации морального вреда и взыскании штрафа.
В обоснование исковых требований указала, что является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру по <адрес>, расположенную на 5 этаже многоквартирного дома. Данное жилое помещение также принадлежит на праве общей долевой собственности Воронину М.А., Воронину А.В. и Воронину И.А. по <данные изъяты> доли каждому.
Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет ООО «УКЖФ «Северная».
04 марта 2020 года в результате ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей произошло затопление ее (истца) квартиры. Затоплены помещения кухни, прихожей и зала.
По заключению специалиста размер причиненного ущерба от залива квартиры составил 52 406 рублей.
Просит взыскать с ответчика сумму причиненного в результате залития квартиры ущерба – 52 406 рублей, компенсацию морального вреда по закону о защите прав потребителей – 7 200 рублей, расходы по оплате заключения специалиста – 7 200 рублей, штраф по закону о защите прав потребителей за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50% от взысканной судом суммы – 33 403 рубля.
Определением суда от 28 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечено ООО «Хлебный городок».
На основании определения суда от 09 июня 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области», которая проводила капитальный ремонт кровли многоквартирного дома.
Определением суда от 06 августа 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечено ООО «РемСтрой-Оренбург».
В судебном заседании истец Воронина О.В. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Пояснила, что является собственником <данные изъяты> доли двухкомнатной квартиры по <адрес>, расположенной на последнем этаже многоквартирного дома. Данное жилое помещение также принадлежит на праве общей долевой собственности Воронину М.А., Воронину А.В. и Воронину И.А. по <данные изъяты> доли каждому.
Между сособственниками спорного помещения и ей 01 декабря 2020 г. заключены договоры уступки прав требования, поскольку в квартире она проживает одна.
04 марта 2020 года произошло затопление ее квартиры. Затоплены коридор, часть кухни и зал. Со слов мастера ООО «Хлебный городок», который присутствовал на осмотре последствий после залива, причиной залива является протечка крыши дома после ее капитального ремонта, проведенного незадолго до залива.
По заключению специалиста <данные изъяты> от 16.03.2021 г. размер причиненного ущерба от залива квартиры составил 52 406 рублей.
Управление многоквартирным домом по <адрес> осуществляет ООО «УКЖФ «Северная».
В адрес ООО «УКЖФ «Северная» направлялась претензия о взыскании стоимости причиненного ущерба. Требования в добровольном порядке ответчиком не удовлетворены в установленный законом срок.
Определение надлежащего ответчика оставила на усмотрение суда, при этом указала, что в случае удовлетворения исковых требований в отношении НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» не поддерживает требования о взыскании компенсации морального вреда и штрафа по Закону «О защите прав потребителей» за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50% от взысканной судом суммы.
Представитель ответчика ООО «УКЖФ «Северная» Шелковникова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, считает ООО «УКЖФ «Северная» ненадлежащим ответчиком.
Указала, что в период с 2015 г. по 2016 г. в многоквартирном <адрес> осуществляется капитальный ремонт кровли. Материальный ущерб был причинен истцу в период гарантийного срока на капитальный ремонт кровли, проведенный НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области».
По договору подряда, заключенному с НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области», работы по капитальному ремонту крыши непосредственно проводились ООО «РемСтрой Оренбург».
Также после проведения данного капитального ремонта выявлены нарушения в ходе проведения судебной строительно-технической экспертизы по делу 2-27/2018, в ходе которой установлено, что капитальный ремонт произведен с нарушением СНиПов.
ООО «УКЖФ «Северная» в ноябре 2016 года в связи с поступлением жалоб от собственников квартир дома по <адрес>, неоднократно направляло в адрес НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» письма о необходимости принятия мер по ликвидации дефектов кровли.
Указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» своих обязательств. Работы по ремонту крыши дома по <адрес> <адрес> были проведены некачественно, с нарушением технологии производства такого вида работ.
Актом от 08.08.2020 г. установлено, что подрядная организация устранила выявленные дефекты лишь в период с 16.08.2020 г. по 08.10.2020 г
Считают, что надлежащим ответчиком по делу является НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области». Просила отказать в иске к ООО «УКЖФ «Северная».
В судебное заседание не явились представители ООО «Хлебный городок», НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области», ООО «РемСтрой-Оренбург», которые извещены в установленном законом пордке.
ООО «Хлебный городок» и НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» извещены посредством почтовой связи, о чем материалах дела имеются почтовые уведомления.
ООО «РемСтрой-Оренбург» извещено посредством электронной почты по адресу, указанному на официальном сайте ООО «РемСтрой-Оренбург» в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет», о чем в материалах дела имеется отчет об отправке электронной корреспонденции.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представитель НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» в представленном суду письменном отзыве указал, что региональный оператор не является исполнителем услуг, оказанных собственникам в связи с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, поскольку лишь организует проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, привлекает для выполнения данных работ подрядные организации, с которыми заключает договоры в качестве технического заказчика работ.
Считает, что в данном случае, ООО «РемСтройОренбург», осуществляющее строительную деятельность в качестве подрядной организации, несет ответственность за причиненный истцу ущерб, поскольку между НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» и ООО «РемСтрой-Оренбург» заключен договор подряда № от 26.08.2015 года на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту и на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе дома, расположенного по адресу: г.<адрес>.
Также указывают, что необходимо установить причинно-следственную связь между заливом квартиры Ворониной О.В. и результатом проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
Мероприятия по надлежащему содержанию имущества многоквартирного дома в силу закона лежат на управляющей компании, соответственно, необходимо установить соблюдение со стороны управляющей компании норм п. 4.6.1.23 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", так как их несоблюдение могло напрямую привести к залитию квартиры Ворониной О.В.
Просят отказать Ворониной О.В. в исковых требованиях к НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» в полном объеме.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика - ООО «УКЖФ «Северная», исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
На основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствие со статьями 56 и 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с п. 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Причинитель вреда освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Регламентированная законом презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1).
Для наступления ответственности по возмещению ущерба необходимо установить наличие следующих обстоятельств:
наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, а также наличие вины причинителя вреда.
При этом, отсутствие доказательств хотя бы одного из указанных фактов влечет за собой отказ в удовлетворении требований о возмещении вреда.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 25 января 2001 года N 1-П и от 15 июля 2009 года N 13-П, по вопросам о возмещении причиненного вреда, изложил правовую позицию, согласно которой обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда, как правило, при наличии состава правонарушения, который включает наступление вреда, противоправность поведения причинителя, причинную связь между его поведением и наступлением вреда, а также его вину.
В соответствии со ст. 166 ЖК РФ, капитальный ремонт включает в себя перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в том числе ремонт крыши.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 167 ЖК РФ принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:
1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора;
4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;
5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;
6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений;
7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств;
9) устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.
В соответствии со ст. 178 ЖК РФ, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда, создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Из содержания ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) выполненных работ требованиям проектной документации, осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22,23 Закона Оренбургской области 12.09.2013 года № 1762/539 -V-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области» региональный оператор создается в целях обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Оренбургской области.
Статьей 27 Закона Оренбургской области 12.09.2013 года № 1762/539 -V-ОЗ предусмотрены обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, согласно которой:
1. Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, за счет субсидий, полученных из областного и (или) местного бюджетов, за счет иных не запрещенных законом средств.
2. Региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ и (или) оказания услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) в сроки, предусмотренные настоящим Законом, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
4.1) обеспечить установление в порядке, определенном постановлением Правительства Оренбургской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;
5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти Оренбургской области, ответственных за реализацию региональной программы капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
6) в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;
7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;
8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными правовыми актами Оренбургской области;
9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;
10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, нормативных правовых актов Оренбургской области, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;
12) исполнять иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными правовыми актами Оренбургской области.
3. К выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
4. Функции технического заказчика работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными, казенными учреждениями на основании договора, заключенного региональным оператором с органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными, казенными учреждениями, в следующих случаях:
проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности;
софинансирование проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств местного бюджета;
принятие органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен многоквартирный дом, решения об осуществлении функций технического заказчика органом местного самоуправления муниципального образования и (или) муниципальными бюджетными, казенными учреждениями.
5. Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
6. Возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 ЖК РФ.
На основании ст. 188 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 5 ст. 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме:
ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение, как сторона, нарушившая обязательство;
и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
В судебном заседании установлено и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН, что Воронина О.В. является сособственником <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру по адресу: г. <адрес>
Установлено, что 04 марта 2020 года произошел залив квартиры истца с крыши <адрес>. Факт залива ответчики не оспаривают.
Согласно акту от 05 марта 2020 года в квартире <адрес> видны следы протечек в коридоре на стене (обои), сухие желтого цвет разводы в размере S=1.7 кв.м. При визуальном осмотре кровли обнаружено отслоение мягкого покрытия в местах примыкания.
Из акта от 18 марта 2020 года следует, что в квартире <адрес> на момент обследования видны следы залития (сухие) в кухне на стене (обои) в размере S=0,15 кв.м., темного цвета разводы вокруг труб на потолке.
Вследствие залива квартиры истцу был причинен материальный ущерб.
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному <данные изъяты> стоимость устранения выявленных повреждений отделочных покрытий потолков и стен квартиры <адрес>, по состоянию на дату проведения осмотра (27.01.2021) с учетом износа и с учетом НДС составляет 52406 рублей.
Стоимость причиненного истцу материального ущерба ответчиками не оспаривалась.
Управление многоквартирным домом по <адрес> осуществляет ООО «УКЖФ «Северная», что подтверждается соответствующим договором управления многоквартирным домом от 01 марта 2015 года.
Установлено, и не оспаривается сторонами, что капитальный ремонт кровли <адрес> производился в осенне-зимний период 2015-2016 годов НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области».
Между НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» и ООО «РемСтрой-Оренбург» заключен договор подряда № от 26.08.2015 г. Работы, указанные в договоре подряда, проводились в многоквартирном доме по адресу: г. <адрес>. Работы по капитальному ремонту в рамках вышеуказанного договора выполнены в полном объёме. Акт приёмочной комиссии о выполненных работах по капитальному ремонту общего имущества подписан 30.06.2016 г.
Ответственность регионального оператора за убытки, причиненные подрядными организациями собственникам помещений в результате капитального ремонта общего имущества МКД, наступает без вины, так как он несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
ООО «УКЖФ «Северная» неоднократно обращалось в адрес НО «Форд модернизации ЖКХ Оренбургской области» с письмами по факту протечек кровли дома по адресу: г. <адрес>, в т.ч. от собственников кв. №
Так в письме от 29.05.2020 указано, что в адрес ООО «УКЖФ «Северная» поступило обращение от собственников указанного дома о протечках кровли. В рамках обследования кровли были обнаружены многочисленные разрывы кровельного покрытия, отслоения в местах примыканий. Для предотвращения дальнейших протечек были приняты меры по их временному устранению, а именно промазка поврежденных участков кровельного покрытия мастикой. Просили в рамках гарантийных обязательств принять необходимые меры по ликвидации выявленных дефектов кровли.
Представителями заказчика НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области», ООО «УКЖФ «Северная» и ИП З. 08.09.2020 составлен акт передачи объекта для выполнения работ по устранению дефектов в период гарантийного срока в отношении выполненного капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: г. <адрес> (л.д. 109).
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела, подтвержденных представленными доказательствами, суд приходит выводу о том, что ответственность за последствия ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядной организацией, привлеченной региональным оператором, перед собственниками помещений, в силу закона несет региональный оператор – НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», в связи с чем, материальный ущерб, причиненный истцу Ворониной О.В.- стоимость восстановительного ремонта поврежденных жилых помещений в размере 52 406 рублей, подлежит взысканию с НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области»
Расходы истца по оплате оценки ущерба, проведенной до предъявления иска в суд, относятся к убыткам. Факт оплаты истцом стоимости отчета эксперта <данные изъяты> подтвержден справкой по операции ПАО Сбербанк от 30.03.2021 на сумму 7200 рублей, поступивших от Ольги Владимировны В. Указанная сумма подлежит также взысканию с НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области».
Требования о взыскании штрафа и компенсации морального вреда с НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» не подлежат удовлетворению, поскольку указанные требования вытекают из Закона о защите прав потребителей, который к отношениям между собственниками квартир в многоквартирном доме и НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области», как регионального оператора, предназначенного для аккумулирования взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений, не применяется.
Между НО «Фонд модернизации ЖКХ» и истцом договорных правоотношений не имеется. Досудебная претензия к указанному ответчику истцом также не предъявлялась.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска по Закону «О защите прав потребителей», государственная пошлина, исчисленная из суммы удовлетворенных требований, в размере 1 988 рублей подлежит взысканию с ответчика НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» в доход местного бюджета.
Некоммерческая организация «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» не представила суду доказательств возражений против заявленных требований, отсутствие вины либо наличия непреодолимой силы.
В связи с изложенным, требования к ООО «УКЖФ «Северная» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст, ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил.
Исковые требования Ворониной Ольги Владимировны к Некоммерческой организации «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» о возмещении материального ущерба, взыскании штрафа и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Некоммерческой организации «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» в пользу Ворониной Ольги Владимировны:
- 52406 рублей – стоимость восстановительного ремонта квартиры,
- 7200 рублей - стоимость экспертизы,
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Некоммерческой организации «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» в доход местного бюджета госпошлину в размере 1988 рублей.
Исковые требования к ООО «УКЖФ «Северная» о возмещении материального ущерба, взыскании штрафа и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2021 года.
Судья Н.И. Батищева