Дело №2-3315/2014
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ** *** 2014 г. г.Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Падучих С.А.,
при секретаре Половниковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриенко С.И. к ООО "Управляющая компания "Запсковье" о признании незаконными тарифов, обязании произвести перерасчет, взыскании переплаты,
установил:Дмитриенко С.И. обратился в суд с иском к ООО "Управляющая компания "Запсковье" о признании незаконными тарифов, обязании произвести перерасчет, взыскании переплаты.
В обоснование указано, что истец является собственном квартиры № **, расположенной по адресу: г.Псков, ул.И., дом № **. С **.**.2014г. между застройщиком ООО "В." и ООО "УО «Запсковье" был заключен договора на управление и техническое обслуживание данного дома. Истец считает необоснованными установленные тарифы за ремонт и содержание жилья в размере 25,20 руб. за 1 кв.м в месяц. Ссылаясь на ч.4 ст.158 ЖК РФ, указывает, что собственники жилых помещений в его доме на общем собрании не принимали решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В этом случае размер должен устанавливаться органом местного самоуправления. С учетом изложенного, по мнению истца, тариф для их дома должен составлять 14,53 руб. и определяться как тариф, установленный решением Псковской городской Думы №861 от 17.07.2009 года для "Жилых домов со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом", который составляет 15,47 руб. за вычетом стоимости содержания газопровода (0,49 руб.) и содержания мусоропровода (0,45 руб.), которых в их доме нет. На основании изложенного, с учетом увеличения иска, окончательно просит суд признать незаконным и необоснованным размеры тарифа за содержание и ремонт собственников жилых помещений, установленных ООО «УО «Запсковье» для обслуживания жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Псков, ул. И., д.**; обязать ООО «УО «Запсковье» произвести пересмотр необоснованно установленных тарифов в соответствии с тарифами, утвержденными Решением Псковской городской думы от 17.07.2009 № 861 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» (в редакции Решений от 17.07.2012 № 232, от 05.12.2013 № 800); обязать ООО «УО «Запсковье» произвести перерасчет по счетам, выставленным за содержание и ремонт жилого помещения с **.**.2014 г., с возвратом необоснованно полученных денежных средств, внесенных в виде оплаты услуг по квитанциям, в размере 2023,10 руб.; взыскать с ООО «УО «Запсковье» в его пользу сумму госпошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по изложенным выше обстоятельствам.
Представитель ответчика исковые требования не признал. В обосновании иска указал, что дом № ** по ул.И. в г.Пскове на основании договора управления от ** *** 2014 года, заключенного в соответствии с п.14 статьи 161 ЖК РФ между с ООО «В.», обслуживает ООО «Управляющая организация «3апсковье». Обслуживание дома производится их организацией на основании экономически обоснованного тарифа, предложенного застройщиком, в размере 31,22 руб. В настоящее время начисления за работу консьержа не производятся, в связи с чем тариф на управление и техническое обслуживание составляет 25,20 руб. В соответствии с Решением Псковской городской Думы от 17.07.2012 года № 232 жилые дома со всеми удобствами обслуживаются по муниципальному тарифу, составляющему 15,47 руб. за м.кв. Размер тарифов обсуждался с застройщиком на основании технического паспорта. Муниципальный тариф брался за основу, а все остальные доплаты были установлены за дополнительные системы. По проекту дом № ** оснащен автоматизированным тепловым пунктом, системой пожаротушения и дымоудаления, системой видеонаблюдения, подъемником для инвалидов, консьержем, поэтому муниципальный тариф в отношении него не применяется, поскольку он не учитывает весь объем работ технически сложных коммуникаций и оборудования.
Представители третьих лиц - Псковской городской Думы, Управления городского хозяйства Администрации г. Пскова - решение по спору оставили на усмотрение суда.
Представитель Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору в суд не явился. Выступая ранее в судебном заседании требования не признал. Указал, что установленный тариф на управление и техническое обслуживание дома № ** по ул.И. г.Пскова является законным и обоснованным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Истец с **.**.2014г. является собственником квартиры № ** в многоквартирном доме № ** по ул.И. г.Пскова (л.д.53).
Данный дом был построен застройщиком ООО "В." и введен в эксплуатацию **.**.2014г. (л.д.77).
**.**.2014г. застройщик заключил с ответчиком договор на управление и техническое обслуживание данного дома (л.д.37).
Согласно данному договору ответчик принял от застройщика на управление и техническое обслуживание указанный многоквартирный дом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, предоставления коммунальных услуг.
В силу п.4.1 договора стоимость оказываемых ответчиком услуг была определенна сторонами в 31,22 руб./м.кв. общей площади жилых и нежилых помещений в доме, исходя из перечня оказываемых по договору услуг и расчета тарифа, приведенных в приложениях № ** и № ** к договору (л.д.42-47).
Истец, не оспаривая факт оказания ответчиком услуг по управлению и техническому обслуживанию данного дома, полагает, что определенная в данном договоре цена услуги не могла устанавливаться сторонами по своему усмотрению, а могла быть установлена только по тарифу, утвержденному решением Псковской городской Думы №861 от 17.07.2009 года, с учетом требований ч.4 ст.158 ЖК РФ.
При этом сам истец считает, что тариф для их дома должен составлять 14,53 руб., и определяться как тариф, установленный решением Псковской городской Думы №861 от 17.07.2009 года для "Жилых домов со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом", который составляет 15,47 руб. за вычетом стоимости содержания газопровода (0,49 руб.) и содержания мусоропровода (0,45 руб.), которых в их доме нет.
Расчет стоимости услуг в 14,53 руб. за 1 м/кв. общей площади помещения также является основанием для требований истца о взыскании с ответчика денежных средств уплаченных сверх данного тарифа.
В тоже время суд с обоснованностью данных требований истца согласиться не может.
Согласно ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
По общему правилу, закрепленному ч.2 и ч.3 ст.161 ЖК РФ, способ управления многоквартирным домом должны выбирать собственники помещений в таком доме на своем общем собрании. При этом они вправе выбрать один из следующих способов: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Кроме этого, законом предусмотрено два случая, когда решение об управлении домом с помощью управляющей компании вправе принять орган местного самоуправления, а также выбрать для такого дома саму управляющую компанию.
Так, исходя из ч.4 ст.161 ЖК РФ, если собственники помещений в доме в течении года не выбрали способ управления своим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, то орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для такого дома.
Также исходя из ч.13 ст.161 ЖК РФ орган местного самоуправления также должен в течении 60 дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию нового многоквартирного дома провести конкурс по отбору управляющей организации для него.
Кроме этого, в случае, предусмотренном ч.14 ст.161 ЖК РФ, управляющую компанию для управления домом вправе привлечь застройщик такого дома.
Согласно данной норме до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, принявшим от застройщика свое помещение в доме после его ввода в эксплуатацию, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в порядке ч.13 ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Исходя из изложенных норм закона сам по себе факт заключения **.**.2014г. договора на управление домом № ** по ул.И. г.Пскова между его застройщиком ООО "В." и ответчиком в данном случае соответствует требованиям ст.161 ЖК РФ.
Согласно ст.162 ГК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
- платы за содержание и ремонт жилого помещения,
- взносов на капитальный ремонт.
Согласно ст.156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения должна устанавливаться в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Часть 7 ст.156 ЖК РФ устанавливает, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
При этом ч.3 ст.156 ЖК РФ предусмотрено, что размер такой платы для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Порядок применения норм ЖК РФ, связанных с содержанием общего имущества в многоквартирном доме, конкретизирован и более детально раскрыт в Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 №491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", принятом Правительством РФ в соответствии с его полномочиями, предоставленными ч.3 ст.39 и ч.10 ст.156 ЖК РФ.
Пунктом 34 данного постановления предусмотрено, что в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, то размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Исходя из изложенного суд заключает, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме может быть установлен органом местного самоуправления в случае, предусмотренном ч.3 ст.156 ЖК РФ, только применительно к каждому конкретному дому по итогам проведения в отношении такого дома соответствующего конкурса по отбору управляющей компании.
Установление органом местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в отношении дома по которому такой конкурс не проводился, конкурсная документация с учетом специфики конкретного дома не разрабатывалась, перечень необходимых мероприятий по обслуживанию дома и их цена не определялись, невозможно, так как будет нарушать требования ч.3 ст.156 ЖК РФ и п.34 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491.
Данный вывод подтверждается, в том числе, письмами Министерства экономического развития РФ от 5 марта 2009 г. №6093-АД/14 и от 12 октября 2006 г. №9555-РМ/07.
Так как в отношении спорного дома Администрацией г.Пскова открытого конкурса по отбору управляющей компании не проводилось, то предусмотренных законом оснований для установления плата за содержание и ремонт жилого помещения в данном доме в соответствии с решениями органа местного самоуправления не имелось.
С учетом этого доводы истца о том, что тариф для его дома должен был определяться исходя из решения Псковской городской Думы №861 от 17.07.2009 года, судом не принимает, как основанный на неправильном понимании закона.
С учетом того, что в данном случае собственники дома на момент рассматриваемых событий способ управления домом еще не выбрали, а орган местного самоуправления установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения права без проведения конкурса не имел, то заключение застройщиком договора управления домом с ответчиком предусматривающем плату в согласованном сторонами размере в сумме 31,22 руб./м.кв. требованиям закона также не противоречит и соответствует принципа свободы договора (ст.1 ГК РФ).
Доказательств явного несоответствия данного тарифа экономически обоснованному размеру суду стороной истца не представлено.
При этом суд также обращает внимание на то, что ответчик по договору оказывал в отношении данного дома услуги, которые вообще не предусмотрены решением Псковской городской Думы №861 от 17.07.2009 года, в частности, по обслуживанию повысительной насосной станции (которой в обычных домах нет), внутридомовых насосов, систем дымоудаления, витражного входа, видеонаблюдения, а ввиду неоказания услуги по содержанию консьержа реально взимал пату в размере не 31,22 руб./м.кв., а в размере 25,2руб./м.кв. (л.д.49, 22, 23, 24).
С учетом этого суд также заключает, что установление тарифа в соответствии с решением Псковской городской Думы №861 от 17.07.2009 года в данном случае являлось бы экономически необоснованным и противоречащим требованиям ч.1 ст.156 ЖК РФ.
К таким же выводам по итогам проверок обращений истца пришли Управление городского хозяйства Администрации г.Пскова (л.д.11) и Государственный комитет Псковской области по строительному и жилищному надзору (л.д.14).
Дополнительно тот факт, что в данном случае установленные решением Псковской городской Думы №861 от 17.07.2009 года тарифы к данному дому действительно не применимы подтверждается и тем, что **.**.2014г. собственники дома на общем собрании выбрали новую управляющую компанию ООО УК "Ж." и сами установили размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 17 руб. 19 коп. с 1 м.кв. общей жилой площади помещений в месяц.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные истцом исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании всего вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:Исковые требования Дмитриенко С.И. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ** *** 2014г.
Решение в апелляционном порядке не обжаловалось.
Вступило в законную силу.
Судья С.А. Падучих