Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5278/2021 ~ М-4394/2021 от 27.08.2021

Дело № 2-5278/2021

54RS0007-01-2021-005325-40

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2021 года г. Новосибирск

Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Васильевой Н.В.,

при секретаре Кузовкиной Е.С.,

помощнике Павленко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черепановой Анны Викторовны к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконным начисления взносов на капитальный ремонт,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Черепанова А.В. обратилась в суд с иском к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконным начисления взносов на капитальный ремонт, в обоснование исковых требований указав следующее.

Истецявляется собственником<адрес> многоквартирном<адрес> в <адрес>. В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию -RU от /дата/ блок-секция многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> была введена в эксплуатацию/дата/ Квартира передана истцу на основании акта приема-передачи от 27.01.2021г. За период с 31.12.2020г. по 01.09.2021г. истцу были начислены взносы на капитальный ремонт в размере 4937,74 руб. Истец полагает, что начисление платы за капитальный ремонт произведены ответчиком незаконно и являются недействительными. Ответчик не вправе производить начисления взносов за капитальный ремонт, поскольку у собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает по истечении пяти лет после возникновения права собственности на жилое помещение, то есть в данном случае с 31.12.2025г., поскольку с момента, когда жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в региональную программу, секция 20 указанного дома не была построена и сдана в эксплуатацию. В результате обращения истца за защитой своих прав и интересов, были понесены судебные расходы в сумме 7300,00 руб., а именно: государственная пошлина 300 руб., юридические услуги 7000,00 руб.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит:

- признать незаконным начисление взносов на капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию блок-секции в многоквартирном доме по <адрес>1829 в <адрес> до истечения пяти лет,

- обязать ответчика аннулировать задолженность по взносам за капитальный ремонт (основной долг и пени) по лицевому счету на имя Черепановой Анны Викторовны.

- взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в сумме 7300,00 руб.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя.

Представитель истца Пастухова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований новосибирской области в судебное заседание не явился, был извещен.

Третье лицо Черепанов С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Третье лицо представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 года №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступил в силу с 26 декабря 2012 года) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта. С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Частью 1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с частью 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Судом установлено, что Черепанова А.В. и Черепанов С.В. являются собственниками квартиры, расположенной в <адрес>1829, кадастровый . (л.д.18-19). Квартира передана истцу по акту приема-передачи квартиры от 27.01.2021г.

Указанная квартира принадлежит Черепановой А.В. и Черепанову С.В. на праве совместной собственности, право собственности зарегистрировано /дата/ (л.д. 19).

Квартира расположена , расположена в блок-секции многоквартирного дома по <адрес>. Указанная блок-секция введена в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2020г. -RU (л.д.40).

27.11.2013г. многоквартирный жилой дом по адресу:<адрес> был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории<адрес> на 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением <адрес> -п.

Указанному многоквартирному жилому дому присвоен единый почтовый адрес независимо от очередности сдачи в эксплуатацию отдельных блок-секций, за основу взята дата ввода в эксплуатацию первой блок-секции.

30.12.2020г. введена в эксплуатацию блок-секция многоэтажного жилого дома с помещениями культурно-бытового и социального назначения – II очередь строительства многоэтажного жилого дома с помещениями культурно-бытового и социального назначения, подземной автостоянки, сквера, расположенного по адресу:<адрес>, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию №--RU (л.д.40-46).

Истцу как собственнику помещения в указанном многоквартирном жилом доме с 31.12.2020г. были начислены вносы на капитальный ремонт, размер которых на01.09.2021г. составляет 4937,74 руб.( л.д.22-26)

Согласно положениям статей 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 ЖК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 168 ГК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 3 статьи 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.

Частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно статье 3.1 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 года №360-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, когда обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного Правительством Новосибирской области в соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Законом.

Согласно статье 9 указанного Закона региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации в части включения в нее сведений о многоквартирных домах, в которых в истекшем году был проведен капитальный ремонт общего имущества (выполнены услуги и (или) работы по капитальному ремонту); вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах; многоквартирных домах, в отношении которых установлено наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Соответствующая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2043 годы, утверждена Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 года №524-п.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 06.09.2016 года №262-п «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Новосибирской области №461-п от 27.12.2016 года, установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, и включенном в региональную программу при ее актуализации, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу (пункт 1).

Действие указанного постановления распространяется на правоотношения, возникшие после /дата/, при этом средства, уплаченные собственниками помещений многоквартирных домов, попадающих под действие настоящего постановления, подлежат зачету в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт (пункт 2).

Исходя из содержания указанных норм права, следует, что у собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, возникает по истечении пяти лет после возникновения права собственности на жилое помещение.

Право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не могло возникнуть у собственника ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, который вводится в эксплуатацию посекционно.

Блок-секциямногоквартирного жилого дома по адресу:<адрес> введена в эксплуатацию30.12.2020г. в связи с чем, к правоотношениям между сторонами по внесению платы на капитальный ремонт подлежат применению положения части 5.1 статьи 170 ЖК РФ, вступившие в законную силу /дата/.

В таком случае, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у истца может возникнуть только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции дома в соответствии с Постановлением <адрес> от /дата/ -п.

Иное толкование вышеуказанных норм права ставит собственников помещений в многоквартирных жилых домах, вводимых в эксплуатацию по секциям после30.05.2015г. в неравное положение по сравнению с собственниками помещений в многоквартирных домах, также введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы, но единым объектом и приводит к нарушению прав истца, установленных в части 3 статьи 158 ЖК РФ, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиру.

Отсутствие в действующем законодательстве особого порядка включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества, многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям в разные периоды, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов по капитальному ремонту и лишать их возможности защищать свои права в судебных процедурах, в связи с чем, довод представителя ответчика на обязанность оплаты взносов по капитальному ремонту собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, вводимом в эксплуатацию по секциям с момента ввода блок – секции в эксплуатацию, является несостоятельным.

Судом принимается во внимание Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от14.11.2019г. N 88-84/2019, поскольку этот спор касается также начисления взносов на капитальный ремонт, собственнику квартиры, расположенной в блок-секции дома по<адрес> в <адрес>, которая была также построена после/дата/.

Наличие общей инфраструктуры дома, равно как и единого адреса, в данном случае также правовых последствий не влечет.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении, как законных и обоснованных, требований истца в части признания незаконными начисления взносов на капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию блок-секциив многоквартирном<адрес> в <адрес> до истечения пяти лет, т.е. до /дата/.

Суд полагает необходимым указать в решении, что отсутствие оспаривания собственниками многоквартирного дома факта включения жилого дома по адресу <адрес> в <адрес> в региональную программу капитального ремонта, в отсутствие определенного законодательством порядка включения в региональную программу многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию секциями, не может служить основанием для ограничения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при разрешении данного спора. Право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.

Судом установлено, что блок-секция в составе многоквартирного жилого дома расположенного по адресу <адрес>, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, введена в эксплуатацию 30.12.2020г., и поскольку обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника возникает только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, данное обязательство по оплате взносов на капитальные ремонт у истца не наступило.

Соответственно начисления истцу Фондом модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области взносов за капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию блок-секции в многоквартирном <адрес> до истечения пяти лет, то есть с 31.12.2020г. подлежат признанию незаконными.

В этой связи надлежит обязать Фонд модернизации и развития ЖКХ муниципальных образований Новосибирской области произвести перерасчет задолженности по взносам на капитальный ремонт по лицевому счету (жилое помещение ), начисленной за период с 31.12.2020г. и до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секциив многоквартирномпо <адрес> в <адрес>, т.е. до /дата/, исключив начисление взносов за капитальный ремонт за указанный период.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика судебных расходов. Рассматривая указанные требования, суд приходит к следующему.

В силу п.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В материалы дела представлен договор от 16.06.2021г. на оказание юридических услуг и чек на сумму 7000,00 руб. (л.д.45-46)

Указанные расходы не вызывают у суда сомнений в их достоверности. При этом, суд исходит из того, что в силу ч. 3 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Доказательств обратного суду не представлено.

Как следует из пунктов 12,13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Исходя из объема предоставленной юридической помощи представителем, количества судебных заседаниях, в которых принимал участие представитель, степени участия представителя, длительности этих судебных заседаний, категории и сложности спора, количества и объема составленных документов, результата рассмотрения, а также принципов разумности и справедливости, суд полагает, что в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере 5000,00 рублей, что соответствует разумным пределам исходя из обстоятельств дела.

В связи с чем взыскивает с ответчика как со стороны не в пользу которой состоялось решение суда в пользу Черепановой А.В. судебные расходы на представителя в сумме 5000,00 руб.

Также с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300,00 руб. (л.д.11).

На основании изложенного и, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требований удовлетворить.

Признать незаконными начисление Черепановой Анне Викторовне взносов на капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию блок-секции в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес> до истечение пяти лет.

Обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области произвести перерасчет задолженности по взносам на капитальный ремонт жилого помещения в доме по адресу: <адрес>, начисленной до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес>.

Взыскать с Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области в пользу Черепановой Анны Викторовны судебные расходы в размере 5300,00 руб.

Мотивированное решение будет составлено в течение 5 дней со дня окончания разбирательства дела.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья /подпись/ Н.В. Васильева

2-5278/2021 ~ М-4394/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черепанова Анна Викторовна
Ответчики
Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области
Другие
Черепанов Сергей Владимирович
Министерство ЖКХиЭ по НСО
Суд
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
Судья
Васильева Наталья Валерьевна
Дело на сайте суда
oktiabrsky--nsk.sudrf.ru
27.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2021Передача материалов судье
02.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2021Судебное заседание
14.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2023Дело оформлено
04.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее