п. Суксун 24 октября 2012 года
Суксунский районный суд Пермского края в составепредседательствующего судьи Ярушиной А.А.,
при секретаре Вязовиковой О.Б.,
с участием представителя заявителя- зам.прокурора Мартюшевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Суксун гражданское дело по заявлению прокурора Суксунского района в интересах неопределенного круга лиц о признании несоответствующим требованиям законодательства РФ решения Совета депутатов Поедугинского сельского поселения от 30.11.2009г. №57 (с изменениями, внесенными решением Совета депутатов Поедугинского сельского поселения от 31.05.2012г. №81) «Об утверждении нормативов и тарифов коммунальных услуг для населения»,
у с т а н о в и л:
Прокурор Суксунского района обратился с иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с требованием признать несоответствующим требованиям законодательства РФ решение Совета депутатов Поедугинского сельского поселения от 30.11.2009г. №57 (с изменениями, внесенными решением Совета депутатов Поедугинского сельского поселения от 31.05.2012г. №81) «Об утверждении нормативов и тарифов коммунальных услуг для населения».
Свои требования прокурор мотивировал следующим: в соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показателям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном правительством РФ. Согласно ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 4 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» определено, что органы исполнительной власти субъекта РФ осуществляют полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок соответствующего субъекта РФ, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организации коммунального комплекса.
Соответствии со ст.5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы местного самоуправления в области тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса осуществляют полномочия по утверждению в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; установлению надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Полагая, что при принятии Решения от 30.11.2009г. №57 (с изменениями от 31.05.2012г. №81) с учетом требований федерального законодательства – ст.ст.4; 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Советом депутатов Поедугинского сельского поселения были превышены полномочия, просил признать решение Совета депутатов Поедугинского сельского поселения от 30.11.2009г. №57 (с изменениями от 31.05.2012г. №81) «Об утверждении нормативов и тарифов коммунальных услуг для населения», противоречащим требованиям законодательства РФ.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях, настаивает.
Представитель Совета депутатов Поедугинского сельского поселения, - Сергеев П.А. с требованиями прокурора согласен, просил провести судебное заседание в его отсутствие. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что Решением Совета депутатов Поедугинского поселения от 30.11.2009г. №57 (с изменениями внесенными решением Совета депутатов Поедугинского сельского поселения от 31.05.2012г. №81) «Об утверждении нормативов и тарифов потребления коммунальных услуг для населения» утверждены - расчеты тарифов на услуги водоснабжения и нормативы потребления холодного водоснабжения, нормативы и тарифы потребления на коммунальные услуги для населения.
Как следует из приложения 1 к решению №57 от 30.11.2009г. им определен расчет тарифов на услуги водоснабжения по МО «Поедугинское сельское поселение», в который впоследствии в связи с принятием решения Совета депутатов Поедугинского сельского поселения № 81 от 31.05.2010 г. внесены изменения, также согласно приложению 2 к решению №57 от 30.11.2009г определен расчет нормативов потребления холодного водоснабжения.
Данное решение было обнародовано путем размещения его в библиотеках сельских населенных пунктов, входящих в состав МО «Поедугинское сельское поселение», как то следует из пояснения представителя ответчика, данного им ранее в судебном заседании.
18.07.2012г. прокурором Суксунского района в адрес Совета депутатов Поедугинского сельского поселения был принесен протест с требованием об отмене решения Совета депутатов Поедугинского сельского поселения от 30.11.2009г. №57 (с изменениями от 31.05.2012г. №81) «Об утверждении нормативов и тарифов коммунальных услуг для населения», принятого с превышением полномочий. Протест был рассмотрен Председателем Совета депутатов Поедугинского сельского поселения Сергеевым П.А., решением №162 от 20.08.2012г. требования прокурора оставлены без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показателям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном правительством РФ. Согласно ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с подп. 4 пункта 4 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъекта РФ осуществляют полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а именно - устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок соответствующего субъекта РФ, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организации коммунального комплекса.
При этом, в соответствии со ст.5 указанного Закона представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Следовательно, частью 1 ст.5 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» исчерпывающим образом определены полномочия представительных органов муниципальных образований в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, куда не относится утверждение нормативов и тарифов потребления коммунальных услуг для населения.
Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, поскольку при принятии Решения от 30.11.2009г. №57 (с изменениями, внесенными решением от 31.05.2012г. №81) «Об утверждении нормативов и тарифов коммунальных услуг для населения» Советом депутатов Поедугинского сельского поселения были превышены полномочия, установленные Федеральным законом в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, следовательно, в соответствии с п.2 ст. 253 ГПК РФ Решение Совета депутатов Поедугинского сельского поселения от 30.11.2009г. №57 (с изменениями, внесенными решением Совета депутатов Поедугинского сельского поселения от 31.05.2012г. №81) «Об утверждении нормативов и тарифов коммунальных услуг для населения» подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, судР Е Ш И Л:
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Поедугинского сельского поселения от 30.11.2009 г. № 57 (с изменениями, внесенными решением Совета депутатов Поедугинского сельского поселения «Об утверждении нормативов и тарифов потребления коммунальных услуг для населения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ярушина
Мотивированное решение составлено 29 октября 2012 г.