Мотивированное решение изготовлено «21» ноября 2017 года Дело № 2-2/397/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Снежногорск 16 ноября 2017 года
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего: судьи Смирновой Л.В.,
при секретаре: Фроловой Д.А.,
с участием:
представителя истца Петровского И.Л., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Пятницкой Е.П., действующей на основании приказа,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)2 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «общеобразовательной школе № 280» об установлении права на выплаты, взыскании неосновательного обогащения и процентов,
УСТАНОВИЛ:
(ФИО)2 обратилась в Полярный районный суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «общеобразовательной школе № 280» (далее МБОУ «ООШ № 280») об установлении права на выплаты и взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование иска указав, что работает в МБОУ «ООШ № 280» н.п. Оленья Губа учителем. Полагает, что в соответствии с Законом Мурманской области № 561-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» ей, как специалисту образование гарантирована мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и оплате коммунальных услуг в размере 100%, при этом ежемесячная выплата распространяется на совместно проживающих с ней членов семьи. В жилом помещении совместно с истцом зарегистрирована дочь, зять, внук и внучка. Кроме того, зять получил иное служебное жилое помещение. Ответчиком 14.03.2016 была проведена проверка правомерности установления жилищно-коммунальной выплаты при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг МБОУ «ООШ № 280», в ходе которой было установлено необоснованное получение истицей вышеуказанной выплаты за период с 28.03.2015 по 31.12.2015. По результатам проведенной проверки ответчиком с (ФИО)2 были удержаны денежные средства в размере 34 199,87 рублей.
Просит признать за ней право на получение в период с 28.03.2015 по 31.12.2015 жилищной выплаты, предусмотренной Законом Мурманской области № 561-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа», взыскать с ответчика в свою пользу удержанные средства в размере 34 199,87 рублей.
В дальнейшем истец увеличил исковые требования, просил также взыскать с ответчика в свою пользу проценты, начисленные в порядке, предусмотренном ст. 395 ГК РФ, за период с 01.05.2016 по 01.10.2017 в размере 4 529,07 рублей.
Истец (ФИО)2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила своего представителя для участия в судебном разбирательстве.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настоял в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, полагал удержание денежных средств с истца правомерным, в связи с чем, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), рассмотрел дело в отсутствие истца.
Заслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов социальной защиты находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Статьей 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Правовое регулирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Мурманской области осуществляется на уровне самого субъекта Российской Федерации и регулируется нормами Закона Мурманской области от 27 декабря 2004 года N 561-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и в поселках городского типа" (с последующими изменениями и дополнениями).
Статьей 1 названного выше Закона Мурманской области предусмотрены меры социальной поддержки, которые предоставляются отдельным категориям граждан, являющимся специалистами социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи и работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области в государственных областных или муниципальных учреждениях (организациях).
В целях настоящего Закона к специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи относятся все специалисты, имеющие среднее общее образование или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и соответствующие требованиям квалификационной характеристики по должности, среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, высшее образование или незаконченное высшее образование, а также руководители государственных областных и муниципальных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям квалификационной характеристики по должности (пункт 2 статьи 1 Закона Мурманской области).
В соответствии с Законом Мурманской области от 27.12.2004 №561-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 561-01-ЗМО) закрытое административно-территориальное образование Александровск наделено государственными полномочиями по организации предоставления и предоставлению ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты специалистам муниципальных учреждений (организаций), указанным в подпунктах 1 - 4, 6, 8 пункта 2 статьи 3 настоящего Закона, имеющим право на предоставление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в соответствии с настоящим Законом.
Пунктом 2.2. «Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг специалистам, работающим в муниципальных учреждениях, расположенных в сельских и приравненных к ним населенных пунктах ЗАТО Александровск», утвержденных постановлением администрации муниципального образования ЗАТО Александровск от 27 февраля 2015 г. №469 (далее – Правила), действующих в спорный период, определено, что состав семьи лиц, имеющих право на предоставление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты определяется в соответствии с частью 1 статьи 31 и частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Судом установлено, что истец с 16.02.2010 принята на должность заместителя директора по воспитательной работе в МОУ «СОШ № 280» п. Оленья Губа. С 01.02.2017 занимает должность учителя физической культуры МБОУ «ООШ № 280» (л.д. 8-17).
08.12.2010 истцом (ФИО)2 заключен договор социального найма жилого помещения № 237, согласно которому она является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с нанимателем в жилое помещение вселены члены ее семьи: муж – (ФИО)5, сын – (ФИО)6, дочь – (ФИО)7 (л.д. 25-28).
По состоянию на 12.02.2016 в указанном жилом помещении зарегистрированы постоянно: наниматель – (ФИО)2, муж – (ФИО)5, дочь – (ФИО)7, с 28.03.2015 до 25.03.2020 как временные жильцы, по заявлению нанимателя зарегистрированы временно: муж дочери – Свидетель №3, внучка – (ФИО)8, внук – (ФИО)9 (л.д. 51).
Согласно представленному договору служебного найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО)7 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены ее семьи: муж – Свидетель №3, дочь – (ФИО)8, сын – (ФИО)9 (л.д. 56-57).
Из пояснений истца (ФИО)2, выраженных в исковом заявлении следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ее дочь (ФИО)7, а также Свидетель №3, (ФИО)8 и (ФИО)9 совместно с ней в занимаемом ею жилом помещении по договору социального найма не проживают.
Из пояснений, данных в ходе судебного разбирательства представителем истца, свидетелями Свидетель №3, Свидетель №4 были даны пояснения о том, что семья (ФИО)2 длительное время состояла из следующих членов: муж – (ФИО)5, дочь – (ФИО)7, муж дочери – Свидетель №3, внучка – (ФИО)8, внук – (ФИО)9
Однако, сам по себе факт регистрации Свидетель №3, (ФИО)8 и (ФИО)9 по месту пребывания в квартире нанимателя (ФИО)2 доказательством ведения ими совместного хозяйства не является. Кроме того, материалами дела подтверждается то, что (ФИО)14 постоянно по адресу истицы в спорный период времени не проживали. Каких-либо судебных или иных решений о признании супруга дочери истицы и ее внуков членами ее семьи не принималось и стороной истца ни ответчику, ни в ходе судебного разбирательства представлено не было.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что в данном случае Свидетель №3, (ФИО)8 и (ФИО)9 не могли быть признаны членами семьи истца в спорный период времени. Кроме того, судом учитывается тот факт, что муж и дети дочери истца были вселены на жилплощадь истицы в качестве временных жильцов, а не в качестве членов семьи нанимателя (л.д. 93-99). Тем самым, истицей в спорный период времени не приобретено право на получение социальной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг на данных лиц, как на членов семьи нанимателя.
Пунктом 3.4 Правил определено, что в случае возникновения обстоятельств, влекущих изменение размера данной выплаты или ее прекращение, специалисты обязаны в течение 14 рабочих дней со дня наступления данных обстоятельств сообщать о них в учреждение. В случае если получатель ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в установленный срок не представил учреждению сведения об указанных обстоятельствах, необоснованно полученные денежные средства засчитываются в счет будущей ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты. При отсутствии у специалиста права на дальнейшее получение ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты денежные средства возвращаются специалистом, а при отказе из возвращения взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела документов следует, что истец (ФИО)2 предоставила в адрес учреждения справку об изменении состава зарегистрированных лиц только 12.02.2016, в связи с чем, образовалась переплата ежемесячно жилищно-коммунальной выплаты за период с 28.03.2015 по 31.12.2015 в размере 34 199,8 рублей.
Согласно списку специалистов, работающих в МБОУ ООШ № 280» п. Оленья Губа, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и оплате за коммунальные услуги за январь – октябрь 2016 года с истицы взыскана переплата в размере 34 199,87 рублей (л.д. 49).
Таким образом, суд приходит к выводу, что в нарушение действующих Правил истица своевременно не представила в учреждение документы об изменении состава зарегистрированных в жилом помещении лиц, в связи с чем образовалась переплата ежемесячно жилищно-коммунальной выплаты, которая в дальнейшем правомерно была взыскана ответчиком в счет будущей ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований истца об установлении права на выплаты и взыскании неосновательного обогащения.
В связи с отказом в удовлетворении основных исковых требований, отсутствуют основания для удовлетворения требования истца о взыскании неосновательного обогащения, а также процентов, начисленных в порядке, предусмотренном ст. 395 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований (ФИО)2 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «общеобразовательной школе № 280» об установлении права на выплаты, взыскании неосновательного обогащения и процентов, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующий Л.В. Смирнова