Дело № 2-871/2021
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
29 декабря 2021 года г. Сердобска
Сердобский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Фролова А.Ю.,
при секретаре Лукиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы аудипротоколирования гражданское дело по иску прокурора Бековского района Пензенской области в защиту интересов Карлина Вячеслава Владимировича, к Министерству здравоохранения Пензенской области, ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина» о понуждении к совершению определённых действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бековского района Пензенской области в защиту интересов Карлина В.В., к Министерству здравоохранения Пензенской области, ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина» о понуждении к совершению определённых действий.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка по вопросу необеспечения Карлина В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови, в ходе которой установлено, что Карлин В.В. не обеспечивается медицинскими изделиями. Карлин В.В. состоит на диспансерном учете в медицинском учреждении с ДД.ММ.ГГГГ года с диагнозом <данные изъяты>». Согласно информации Бековской участковой больнице ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина» от ДД.ММ.ГГГГ годовая потребность данного лица в тест - полосках для определения содержания уровня глюкозы в крови составляет <данные изъяты> упаковок. Вместе с тем, в нарушении вышеназванных законодательных положений Карлин В.В. в истекшем периоде 2021 года тест - полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови обеспечен не был, в связи с недостаточностью финансирования, что повлекло нарушение конституционного права Карлина В.В. на бесплатную медицинскую помощь. На основании изложенного, руководствуясь ст. 7, п. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации Российская Федерация, ст. 4, п. 5 ч. 1 ст. 29, п. 4 ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 38, ст. 43, п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российский Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715, Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, Приказом Министерства здравоохранения от 01.10.2020 № 1053н, п. 1, 3 части 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 9, 1, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», ст. 1.1, ст. 2.1.12.3 Постановления Правительства Пензенской области от 31.01.2013 № 30-пП «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Пензенской области», ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российский Федерации», просит суд обязать Министерство здравоохранения Пензенской области обеспечить Карлина В.В. тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови в соответствии с имеющейся потребностью. Обязать ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина» производить Карлину В.В. своевременную выписку рецептов на тест-полоски для определения содержания уровня глюкозы в крови в соответствии с имеющейся потребностью
Представитель истца прокурора Бековского района Пензенской области – помощник прокурора Сердобского района Пензенской области Паршин И.П. исковые требования поддержал с учетом их уточнения и просил исковые требования прокурора Бековского района Пензенской области удовлетворить. Возложить на Министерство здравоохранения Пензенской области обязанность по организации обеспечения Карлина В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови в соответствии с имеющейся потребностью. Возложить на ГБУЗ «Сердобская межрайонная больница им. А.И. Настина» обязанность производить Карлину В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, своевременную выписку рецептов на тест-полоски для определения содержания уровня глюкозы в крови в соответствии с имеющейся потребностью.
Представитель ответчика Министерство здравоохранения Пензенской области, будучи извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрении дела в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика ГБУЗ «Сердобская межрайонная больница им. А.И. Настина» Тимакова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требование признала.
Третье лицо Карлин В.В. в судебное заседание не явился, в своем письменном заявлении в адрес суда, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.112011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 2.11.2011 № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (код заболевания но международной классификации болезней (МКБ-10) Е 10- Е 14).
В перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, в группе «категория заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Плипавен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам бесплатно.
Перечнем изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, предусмотрено в числе прочего, предоставление тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 37 Закона № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения от 01.10.2020 № 1053н утвержден стандарт медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа, в который входит, в том числе, исследование уровня глюкозы в крови (А09.05.023).
Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17.07.999 № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим сахарным диабетом, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом инвалиды, страдающие сахарным диабетом, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Бековского района Пензенской области проведена проверка по вопросу необеспечения Карлина В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения тест - полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови.
Данной проверкой установлено, что Карлин В.В. состоит на диспансерном учете в медицинском учреждении с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: <данные изъяты>
Согласно информации Бековской участковой больницы ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина» от 23.11.2021 годовая потребность данного лица в тест-полосках для определения содержания уровня глюкозы в крови составляет № упаковок.
Вместе с тем, в нарушении вышеназванных законодательных положений Карлин В.В. в истекшем периоде 2021 года тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови обеспечен не был, что повлекло нарушение конституционного права Карлина В.В. на бесплатную медицинскую помощь.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому диабет входит в Перечень социально значимых заболеваний.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей - инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одновременно в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 10.12.2018 № 1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 г. и 2021 г., которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении, которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание «диабет», при оказании амбулаторно-клинической помощи.
Постановление Правительства Пензенской области от 02.10.2013 № 743-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие здравоохранения Пензенской области» содержит приложение № 10 «Перечень основных мероприятий, мероприятий государственной программы Пензенской области «Развитие здравоохранения Пензенской области», в который включено мероприятие «обеспечение современными диагностическими системами больных сахарным диабетом», реализуемое Министерством здравоохранения Пензенской области, предусматривающее обеспечение диагностическими системами (тест-полоски) (п. 1.5.2).
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013 № 30-пП названное министерство является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области (п. 1.1). Министерство руководствуется в своей деятельности и обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Устава Пензенской области, законов Пензенской области, постановлений и распоряжений Губернатора и Правительства Пензенской области, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Пензенской области в. сфере охраны здоровья, а также настоящего Положения (п. 1.4).
Министерство в рамках своей компетенции, в частности, осуществляет такие полномочия в сфере охраны здоровья, как организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 2.1.12.9); участвует в разработке и реализации программ и мероприятий по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (п. 2.1.14.1).
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что согласно выписке из амбулаторной карты, Карлин В.В. страдает <данные изъяты> и ему рекомендован контроль гликемии.
Из сообщения Бековской участковой больницы ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина» от 29.12.2021 № 471 следует, что Карлин В.В. состоит на учете в названном учреждении здравоохранения с диагнозом: <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств регионального бюджета согласно Постановлению Правительства РФ № 890-пП, однако тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови в 2021 году, не обеспечен.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина» по выписке рецептов на отпуск изделий медицинского назначения в необходимом для нормального функционирования пациента объеме не исполнена, как и Министерством здравоохранения Пензенской области не исполнена обязанность по организации обеспечения больного сахарным диабетом диагностическими системами (тест-полосками).
В связи с изложенным, ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению тестами для определения глюкозы в крови, не отвечает требованиям закона.
При установленных обстоятельствах, с учетом указанного выше нормативного регулирования, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
Поскольку ответчики Министерство здравоохранения Пензенской области и ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина» от уплаты государственной пошлины освобождены в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина взысканию с них не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бековского района Пензенской области удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Пензенской области обязанность по организации обеспечения Карлина Вячеслава Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови в соответствии с имеющейся потребностью.
Возложить на ГБУЗ «Сердобская межрайонная больница им. А.И. Настина» обязанность производить Карлину Вячеславу Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, своевременную выписку рецептов на тест-полоски для определения содержания уровня глюкозы в крови в соответствии с имеющейся потребностью.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд Пензенской области.
Мотивированное решение составлено 30.12.2021 года.
Судья А.Ю.Фролов