Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-626/2015 (2-4203/2014;) ~ М-3831/2014 от 28.11.2014

Гражданское дело

публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 06 апреля 2015 года

Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,

при секретаре Гусельниковой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилова А.В. к казне РФ в лице Министерства финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился истец с иском к ответчику о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР. В обоснование исковых требований указано, что в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР, с <дата> работает в ЦТАО учреждения в должностях слесаря-сборщика, кочегара, станочника, разнорабочего. Указывает, что на протяжении 32 месяцев работы в учреждении были нарушены его трудовые права: работая шесть дней в неделю, режим работы в предвыходной день в нарушение ст.95 ТК РФ превышал 5 часов (согласно нарядам работал 6 дней в неделю по 6 часов 40 минут), т.е. нарушался режим отдыха истца, что подтверждается результатами проведенных прокурорских проверок. Вследствие неправомерных действий должностных лиц ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР по нарушению его трудовых прав ему причинены нравственные страдания, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные скрыты> рублей.

Определением суда от 04.02.2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на стороне ответчика привлечены ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР, УФСИН России по УР.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ без участия истца, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов РФ Наумова А.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Указала, что истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований, в частности, доказательств незаконности действий должностных лиц, причинения ему нравственных страданий, не обоснован размер компенсации морального вреда. Кроме того, Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку согласно тексту иска, причинение вреда истцу вытекает из трудовых отношений.

Представитель третьего лица УФСИН России по УР по доверенности Обухов А.В. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. В соответствии с данным отзывом, в период отбывания наказания в ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР с <дата>. был трудоустроен, согласно приказу от <дата>. отчислен с должности истопника цеха в связи с отбыванием наказания. В ходе проведенной Удмуртской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по обращению осужденного Шилова А.В. выявлены нарушения трудового законодательства в части неполной оплаты труда за работу в выходные и праздничные дни в 2014 году, в адрес учреждения внесено представление об устранении нарушений закона, ФИО2 предоставлены отгулы в количестве 9 дней, т.е. в настоящее время право истца на оплату труда восстановлено. Также указал, что истцом не представлено доказательств причинения ему нравственных страданий, наличия причинной связи между нарушением его трудовых прав и причинением вреда.

В судебном заседании представитель третьего лица ФКУ ИК-7 УФСИН по УР Герасимова М.И., действующая на основании доверенности, также указала, что считает исковые требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав мнение представителей сторон, исследовав представленные доказательства, письменные возражения по иску, приходит к следующим выводам.

Статья 53 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

П. 1 ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относит жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

На основании ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает Министерство финансов Российской Федерации.

В силу ст.56 ГПК РФ на истца возложена обязанность по предоставлению доказательств в обоснование заявленных исковых требований, в том числе размера компенсации морального вреда, наличия причинной связи между действиями государственных органов и наступившими последствиями.

Из содержания вышеприведенных норм гражданского законодательства следует, что ответственность государства за действия государственных органов и их должностных лиц наступает при наличии следующих условий: неправомерности действий или бездействия государственных органов (должностных лиц); наличия морального вреда, причиненного истцу; причинно-следственной связи между неправомерными действиями (бездействием) должностных лиц и причиненным вредом; виновности должностных лиц, если вред причинен вследствие неправомерного деяния должностного лица.

Следовательно, для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда истцом должны быть представлены доказательства, достоверно подтверждающие совокупность всех обстоятельств, имеющих юридическое значение для рассмотрения и разрешения дела.

Из доводов искового заявления следует, что требование о компенсации морального вреда заявлено истцом в связи с нарушением его трудовых прав администрацией ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР, связанным с превышением рабочего времени в предвыходной день на 1 час. 40 мин. (ст.95 ТК РФ), что привело к нарушению режима труда и отдыха истца, распоряжению его личным временем.

В судебном заседании установлено, что приговором Устиновского районного суда г.Ижевска от <дата>. Шилов А.В. осужден по обвинению в совершении преступления, предусмотренных ч.2 ст.162 УК РФ, ч.5 ст.69 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы на срок <данные скрыты> с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В период с <дата>. отбывал наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР. <дата> освобожден из учреждения по отбытии наказания.

На основании приказа ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР № от <дата>. принят на работу слесаря по сборке металлоконструкций 3 разряда в цех №4, впоследствии работал на должностях кочегара технологических печей 3 разряда цеха №3, подсобного рабочего 1 разряда цеха №3, станочника деревообрабатывающих станков цеха №3, истопника цеха №3.

В соответствии приказом № от <дата>. отчислен с должности истопника цеха №3 с <дата>. в связи с отбытием срока наказания.

Основы правового статуса лиц, осужденных к лишению свободы, порядок отбывания ими наказания, а также их права и обязанности установлены Уголовно-исполнительным Кодексом РФ (далее - УИК РФ).

В силу ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту – УИК РФ) элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественно полезный труд.

Согласно ч. 7 ст. 18 Закона РФ №5473-1 от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

В соответствии с ч.1 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (статья 9 УИК РФ) и обязанность (статьи 11 и 103 УИК РФ) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

Глава 14 УИК РФ предусматривает порядок организации труда осужденных к лишению свободы.

Соответственно, осужденные привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу в том объеме, в котором они предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.102, ч.1 ст.104, ч.1 ст.105 УИК РФ на осужденных к лишению свободы законодательство РФ о труде распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.

Как следует из материалов проверки Удмуртской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по обращению осужденного Шилова А.В., в адрес и.о. начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР ФИО7 <дата> внесено представление об устранении нарушений законодательства в связи с тем, что в нарушение ст.95 ТК РФ осужденный привлекался к работе накануне выходных дней без сокращения рабочего времени на один час и свыше пяти часов в день, что привело к ущемлению права на предоставление времени отдыха.

Как усматривается из доводов письменного отзыва представителя УФСИН России по УР, в соответствии со ст.159 ТК РФ Шилову А.В. по его заявлению предоставлены отгулы в количестве 9 дней.

Таким образом, довод истца о том, что по должностными лицами ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР допущены нарушения его трудовых прав, нашел свое подтверждение в судебном заседании, подтверждается материалами проверки №5ж-2014 Удмуртской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по обращению Шилова А.В., не оспорен в судебном заседании представителями стороны ответчика и третьих лиц, по данному факту в адрес руководства исправительного учреждения внесено преставление об устранении выявленных нарушений закона.

Вместе с тем, в настоящее время нарушенные трудовые права истца восстановлены путем предоставления истцу отгулов в количестве 9 дней в порядке ст.153 ТК РФ, что следует из имеющегося в материалах дела письменного отзыва представителя ответчика.

Кроме того, выявленные в результате проведенной Удмуртской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки факты нарушения трудового законодательства в отношении истца сами по себе не свидетельствуют о незаконности действий должностных лиц ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР, которая являлась бы основанием для возложения на государство в лице финансовых органов обязанности компенсировать причиненный вред в порядке ст.1069 ГК РФ.

Истец указал в качестве ответчика казну Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, заявляя требования о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР, связанными с нарушением его трудовых прав в период отбывания наказания в данном исправительном учреждении.

Определением о подготовке дела к судебному разбирательству от <дата> на истца была возложена обязанность уточнить основания исковых требований: указать, причинен ли вред при осуществлении трудовых обязанностей работодателем либо должностными лицами государственного органа при осуществлении властно-распорядительных полномочий. Копия данного определения вручена истцу.

Несмотря на разъяснение суда, истец не направил в суд соответствующее заявление об уточнении исковых требований, из текста искового заявления следует, что основанием требований истца является нарушение его трудовых прав в той части, в которой на него, как на осужденного, распространяются нормы трудового законодательства о соблюдении режима труда и отдыха, действиями работодателя - ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР. Т.е. вред причинен работодателем.

Исходя из предмета и оснований заявленных требований, при отсутствии доказательств факта незаконности действий должностных лиц ИК-7 в отношении истца при осуществлении властно-распорядительных полномочий, суд полагает, что казна РФ в лице Минфина РФ является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу ст.21 и ст.237 Трудового кодекса РФ, обязанность возмещать моральный вред причиненный работнику вследствие нарушения его трудовых прав работодателем лежит на работодателе. При таких обстоятельствах в иске к казне РФ в лице Министерства финансов РФ необходимо отказать только по этому основанию.

С учётом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца Шилова А.В. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шилова А.В. к казне РФ в лице Министерства финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР – оставить без удовлетворения.

        Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.

        Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2015 года.

Судья: Н.В. Дергачева

2-626/2015 (2-4203/2014;) ~ М-3831/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шилов Александр Владимирович
Ответчики
Министерство Финасов РФ
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Дергачева Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
pervomayskiy--udm.sudrf.ru
28.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2014Передача материалов судье
28.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.02.2015Предварительное судебное заседание
04.02.2015Судебное заседание
18.03.2015Судебное заседание
06.04.2015Судебное заседание
27.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2015Дело оформлено
23.09.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее