Дело № 2- 598\16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Соликамск 01 марта 2016 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
Председательствующего - судьи Слоновой Н.Б., при секретаре Гирчук Н.А., с участием истца Х., представителя истца адвоката АК - Д., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Соликамске и Соликамском районе - С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда гражданское дело по иску Х. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Соликамске и Соликамском районе о включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении трудовой пенсии,
У с т а н о в и л :
Истец Х. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Соликамске и Соликамском районе о включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении трудовой пенсии, в обоснование иска указывает, что <дата> обратился к ответчику за досрочным назначением пенсии по старости с учетом работы по п. 11 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ», решением комиссии пенсионного фонда ему отказано в установлении досрочно трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа на подземных работах – 25 лет. В специальный стаж пенсионным органом ему включено <данные изъяты>.
Не включен период учебы в ПТУ-10 с <дата> по <дата> (8 месяцев 16 дней), а так же периоды ученических отпусков:
<дата>
С отказом в назначении досрочной трудовой пенсии не согласен. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством периоды ученических отпусков являются дополнительной льготой для лиц, совмещающих работу с обучением, представление такого отпуска является обязанностью работодателя, на период отпуска за работником сохраняется рабочее место, средний заработок, из которого производятся отчисления в пенсионный фонд. Обучение было вызвано необходимостью продолжения профессиональной деятельности. Считает, что периоды учебных отпусков подлежат включения в специальный стаж. Так же считает, что подлежит включения в стаж период обучения в ПТУ по правилам п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08. 1972 г. № 590, поскольку непосредственно после периода обучения в ПТУ-10 он был трудоустроен машинистом погрузочно-достаточных машин горного участка № 1 рудника, то есть был занят в производстве подземных горных работ по добыче калийной руды – работах, дающих право выхода на пенсию по пп. 11 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ. Просит обязать ответчика включить в специальный стаж период учебы в ПТУ-10 и периоды ученических отпусков, назначить досрочно трудовую пенсию по старости с <дата>.
В судебном заседании истец и его представитель на иске настаивают по доводам искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, дал пояснения согласно письменному отзыву ( л.д. 25-27).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 17.09. 2014 года истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости с учетом работы по п. 11 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ», решением комиссии пенсионного фонда ему отказано в установлении досрочно трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа на подземных работах – 25 лет. В специальный стаж пенсионным органом в бесспорном порядке истцу включено <данные изъяты>
Не включен период учебы в ПТУ-10 с <дата> по <дата> (8 месяцев 16 дней), а так же периоды ученических отпусков <дата> со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г., поскольку Правила не содержат правовых норм, устанавливающих возможность включения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст. 27 Закона № 173-ФЗ.
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста (60 лет), установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, спорные периоды необоснованно истцу не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Также суд правильно указал на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 22.10.2009 г. N 49-В09-14, в соответствии с которыми недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично).
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Пп. "з" п. 109 данного Постановления предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из трудовой книжки истца (л.д. 8-10), копии диплома (л.д. 16) следует, что Х. в период с <дата> по <дата> обучался с ПТУ-10 г. Соликамска с <дата> принят машинистом погрузочно-доставочных машин 4 разряда на горный участок № рудника с полным рабочим днем на подземных работах.
Поскольку ранее действовавшим Положением о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, предусматривалось включение периодов обучения в училище и службы в Армии в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, при соблюдении указанных в Положении условий, которые в данном случае соблюдены, то указанный период (период учебы в ПТУ-10 с <дата> по <дата>, 8 месяцев 16 дней), подлежит включению в специальный стаж работы, необходимый для назначения истцу досрочной пенсии по старости.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж ученических отпусков: <дата> суд принимает во внимание, что в период с <дата> г.г. истец проходил обучение в Соликамском горно-химическом колледже по специальности эксплуатация и ремонт горного электромеханического оборудования и автоматических устройств, истцу присвоена квалификация горный техник –электромеханик (Диплом -л.д.17). Периоды ученических отпусков являются дополнительной льготой для лиц, совмещающих работу с обучением, представление такого отпуска является обязанностью работодателя, на период отпуска за работником сохраняется рабочее место, средний заработок, из которого производятся отчисления в пенсионный фонд. Обучение продиктовано необходимостью продолжения профессиональной деятельности.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
При таком положении, поскольку судом установлено, что в спорные периоды истец находился в учебных отпусках, обучался в государственном учебном заведении среднего профессионального обучения, в данные периоды работы ему по месту работы предоставлялись учебные отпуска с сохранением средней заработной платы, то указанные периоды подлежат включению в специальный стаж.
С учетом спорных периодов специальный стаж истца на <дата> года составлял более 25 лет, что дает ему право на назначение пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 п. 1 пп. 11 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р е ш и л :
Исковые требования Х. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Соликамске и Соликамском районе включить в специальный стаж Х. на соответствующих видах работ период обучения в ПТУ-10 г. Соликамска с <дата> по <дата> (8 месяцев 16 дней); периоды нахождения в ученических отпусках с <дата> и назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с <дата> года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с <дата>.
Судья Н.Б. Слонова