Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-46/2021 от 18.08.2021

Дело №12-46/2021

УИД: 52RS0048-01-2021-000647-20

РЕШЕНИЕ

г.Сергач 27 сентября 2021 г.

Судья Сергачского районного суда Нижегородской области КотдусовИ.У.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу заместителя директора ООО «АГЖО-Сергач» Семенова А.Н. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия Сорокиной И.С. от 06.08.2021 за №ххх по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица-заместителя директора ООО «АГЖО-Сергач» по ст.8.41 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия Сорокиной И.С. от 06.08.2021 должностное лицо- заместитель директора ООО «АГЖО-Сергач» Семенов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 руб..

16.08.2021 должностным лицом ООО «АГЖО-Сергач» Семеновым А.Н. в порядке, предусмотренной главой 30 КоАП РФ на данное постановление подана жалоба, которой он просит освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что Общество являясь плательщиком платы за HBOC, согласно пп. 3,4 ст. 16.4 Закона № 7 внесло плату за HBOC за 2020 год с нарушением сроков, установленных законодательством. В рамках проверки правильности исчисления платы за HBOC Управлением выставлено требование о погашении недоимки по плате за HBOC и уплате пеней за несвоевременное и неполное внесение платы за 2020 год на сумму 20 104,21 руб., что по мнению надзорного органа, является нарушением. Однако при принятии решения административным органом не приняты во внимание доводы Общества об отсутствии финансовой возможности произвести оплату суммы за HBOC единовременно, в связи с тем, что тариф на размещение ТКО ниже предельного минимума на 2020-2021 гг., а также перечисление всей суммы до возбуждения административного производства, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В постановлении сведения, характеризующие событие административного правонарушения и образующие его объективную сторону не указаны. Не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного срока. Со ссылкой на нормы ст.2.9 КоАП РФ заявляет о малозначительности, и на основании ст.4.1.1 КоАП РФ просит заменить административный штраф на предупреждение, освободив его от административной ответственности.

Срок подачи жалобы по делу не пропущен.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – должностное лицо Семенов А.Н. в судебное заседание явился, ему районным судьей разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, права понятны.

Ходатайство Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия об отложении в связи с нахождением лица составившего протокол Сорокиной И.С. в отпуске, определением судьи оставлено без удовлетворения. Исходя из вышеизложенного районный судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.

Иных ходатайств по делу не поступило, отвод судье не заявлен.

В судебном заседании должностное лицо Семенов А.Н., основываясь на доводах жалобы, просил её удовлетворить.

Заслушав должностное лицо Семенова А.Н., изучив доводы жалобы, исследовав доказательства по делу об административном правонарушении, районный судья приходит к следующему.

Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту «Закон об охране окружающей среды», определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за такие его виды как хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту цитируемого закона - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (п.1 ст.16.1 «Закона об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст.16.4 «Закона об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится, не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 №255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Согласно п.2 настоящего Постановления плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия: хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Плата исчисляется учреждениями самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу на соответствующие ставки платы, а также дополнительных коэффициентов и суммирования полученных величин по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов - по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности (п. 8 Постановления).

В соответствии со ст.8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Постановлением должностного лица административного органа Общество привлечено к административной ответственности на основании вышеуказанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невнесение в установленные сроки платы за 2020 год за размещение следующих отходов: отходов производства; за выбросы от стационарных источников; за размешение ТКО. Изложенные обстоятельства выявлены в ходе плановой проверки исходных данных в 2021 году.

Установлено, что ООО «АГЖО-Сергач» зарегистрирован в ЕГРЮЛ 26.08.2008 и осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе 1-4 классов опасности, по очистке и уборке.

06.01.2017 ООО «АГЖО-Сергач» на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлен объект: Полигон ТБО «АГЖО-Сергач»; код объекта негативного воздействия на окружающую среду 22-0152-001776-П, I-я категория.

Сотрудниками Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия на основании приказа от 25.05.2021 за №0692 проведена плановая выездная проверка в период с 02.06.2021 по 23.06.2021 ООО «АГЖО-Сергач» по соблюдению требований природоохранного законодательства.

Проведенной проверкой установлено, что ООО «АГЖО-Сергач» являясь плательщиком платы за HBOC внесло плату за HBOC за 2020 год с нарушением установленного законодательством РФ срока не позднее 01.02.2021.

Так Обществом плата за негативное воздействие на окружающую среду: по размещению отходов производства внесена лишь 06.05.2021; за выбросы от стационарных источников внесены лишь в период с 07 по 23 апреля 2021года; за размещение ТКО внесена лишь 02.03.2021.

Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются исследованными по делу доказательствами: приказом врио руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия №0592 от 25.05.2021 о проведении плановой выездной проверки ООО «АГЖО-Сергач» (л.д.62-76); актом проверки от 29.07.2021 (л.д. 21-53), выпиской из ЕГРН (л.д.77-78); свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №AOUJMBSE от 06.01.2017 (л.д.79); декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год; декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (л.д. 106-137), платежными поручениями за №262 от 06.05.2021, за №234 от 23.04.2021, за №225 от 20.04.2021, за№195 от 13.04.2021, за №188 от 07.04.2021, за №107 от 02.03.2021 (л.д. 87-92); требованием о погашении недоимки (л.д.93), пояснительной запиской (л.д. 99); приказом от 21.04.2021 №7 о переводе директора ООО «АГЖО-Сергач» Семенова А.Н. заместителем директора (л.д.100), протоколом об административном правонарушении № 06-540/2021 от 02.08.2021, и другими иными доказательствами, которым должностным лицом административного органа была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

В силу положений ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо, судья.., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Как следует из материалов дела и содержания приказа от 21.04.2021 №7 и не оспорено самим заявителем Семеновым А.Н, директором ООО «АГЖО-Сергач» с 2013 года вплоть до 12.04.2021 являлся он сам. А решением единственного участника ООО «АГЖО-Сергач» от 12.04.2021 директором общества с 12.04.2021 назначен К. сроком на один год.

Согласно должностной инструкции директора ООО «АГЖО-Сергач», в его обязанности в числе прочих входит соблюдение требований действующих нормативно-правовых актов (п. 2.4); осуществляет контроль за выполнением Обществом своих обязательств перед бюджетом РФ, государственными и внебюджетными фондами (п.2.8): организация ведения бухгалтерского и налогового учета (п. 2.10); принятие управленческих решений, непосредственно связанных с деятельностью Общества (п. 2.12). При этом директор несет ответственность: за невыполнение должностных инструкции сотрудниками; за законность осуществляемой деятельности, соблюдение требований законодательства РФ, в том числе и природоохранного (п.4.5); за выполнение обязательств перед бюджетом РФ, государственными и внебюджетными фондами (п.4.10) (л.д.101- 103).

Установлено, что ООО «АГЖО-Сергач» являясь плательщиком платы за HBOC внесло плату по HBOC за 2020 год с нарушением установленного законодательством РФ срока, т.е. не позднее 01.02.2021, когда ООО «АГЖО-Сергач» возглавлял директор Семенов А.Н..

Однако, в нарушение требований законодательства РФ, должностным лицом директором Общества ответственным за выполнение обязательств перед бюджетом РФ, государственными и внебюджетными, установленные платежи за негативное воздействие на окружающую среду были внесены с нарушением установленного законом срока, а именно по размещению отходов производства была внесена лишь 06.05.2021; за выбросы от стационарных источников- период с 07 по 23 апреля 2021 г; за размещение ТКО - 02.03.2021.

Таким образом, факт нарушения должностным лицом Семеновым А.Н. законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год - имел место, в связи с чем, обжалуемое постановление от 06.08.2021, в части квалификации действий Семенова А.Н. является правильным.

Исходы из вышеизложенного, доводы жалобы о неправильном определении обстоятельств дела, неправильной их оценки не может быть принят районным судьей во внимание, т.к. в данном случае, приведенные в материалах дела доказательства свидетельствуют о нарушении Семеновым А.Н. законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации.

Доказательств, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица административного органа заявителем суду не представлено.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст.1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу должностного лица Семенова А.Н. не усматривается.

Вынесенное должностным лицом административного органа обжалуемое постановление отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Порядок привлечения должностного лица Семенова А.Н. к административной ответственности – не нарушен.

Действия (бездействия) должностного лица Семенова А.Н. правильно квалифицированы по ст.8.41 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, не нарушены.

Наказание за совершенное административное правонарушение должностному лицу Семенову А.Н. назначено в нижнем пределе санкции ст. 8.41 КоАП РФ.

Районный судья не может согласиться с доводами жалобы о том, что должностное лицо Семенова А.Н. возможно освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, поскольку в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Так малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды», регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (преамбула), в числе принципов, на основе которых должна осуществляться деятельность органов публичной власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (статья 3) и, соответственно, предусматривает в качестве одного из методов экономического регулирования в этой области установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Конституционно-правовую основу этих платежей составляет прежде всего ст.58 Конституции РФ, в ее взаимосвязи со ст.57 Конституции РФ, поскольку их установление имеет целью обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и, следовательно, преследует не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько общий интерес в сохранении природы и обеспечении экологической безопасности, что обеспечивается путем осуществления государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

В связи с этим нарушение хозяйствующими субъектами установленного порядка внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, в том числе несвоевременность ее внесения, создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности, так как лишает государственную власть возможности принимать все необходимые и достаточные меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков, а также покрывать издержки на осуществление таких мероприятий по ее восстановлению, что, в конечном счете, нарушает баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и снижает гарантии соблюдения и защиты экологических прав граждан.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п.21 постановления Пленума от 24.03.2005. N5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении КоАП РФ», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст.3.2 КоАП РФ.

Таким образом, совершенное должностным лицом (на момент совершения административного правонарушения директором ООО «АГЖО-Сергач») Семеновым А.Н. административное правонарушение создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, что не позволяет признать вменяемое ему административное правонарушение малозначительным, и тем самым районный судья не усматривает оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ.

Повод для отмены, изменения постановления должностного лица административного органа, для прекращения производства по делу отсутствует.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия №ххх от 06.08.2021, районный судья оставляет без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, районный судья

р е ш и л :

Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия №ххх от 06.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «АГЖО-Сергач» Семенова А.Н. оставить без изменения, а жалобу Семенова А.Н. – без удовлетворения.

Копию настоящего решения направить (выдать) Семенову А.Н., органу возбудившему производство по делу об административном правонарушении.

На решение может быть подана жалоба в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда, через районный суд, в течение десяти дней со дня вручения (получения) его копии.

Судья И.У. Котдусов

12-46/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Семенов Александр Николаевич
Суд
Сергачский районный суд Нижегородской области
Судья
Котдусов Ильяс Умярович
Статьи

ст.8.41 КоАП РФ

Дело на сайте суда
sergachsky--nnov.sudrf.ru
18.08.2021Материалы переданы в производство судье
18.08.2021Истребованы материалы
27.08.2021Поступили истребованные материалы
10.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
04.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2021Вступило в законную силу
11.10.2021Дело оформлено
12.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее