РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2013 года
с. Шебалино Дело № 2-61/2013
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
федерального судьи З.Н. Раднаевой,
при секретаре О.А. Мишкиной,
с участием прокурора -
помощника прокурора Шебалинского района Г.В. Барсуковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Исакову А.Б. об обязании разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу,
установил:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Исакову А.Б. об обязании разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности установлено, что в <данные изъяты>, собственником которого является <данные изъяты> Исаков А.Б., отсутствует специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора. Обязанность собственника организации, индивидуального предпринимателя разработать специальную программу обучения мерам пожарной безопасности, согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора и провести обучение работников организации следует из ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пунктов 31,34,35,39,40,51,52,53 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций". Отсутствие в <данные изъяты> специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, а также непроведение обучения пожарно-техническому минимуму работников данного <данные изъяты> нарушает права неопределенного круга лиц – работников, а также покупателей (клиентов) данного <данные изъяты>, ставя под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.
Ответчик – <данные изъяты> Исаков А.Б., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, не сообщил суду о причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Из ст. 1 указанного закона следует, что мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности, в свою очередь под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожара - неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан.
В соответствии со ст. 25 данного закона обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868,
МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам обеспечения пожарной безопасности, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 года N 645 (ред. от 22.06.2010 года) утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее - Нормы пожарной безопасности).
Согласно п. 2 Норм пожарной безопасности ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из объяснения <данные изъяты> Исакова А.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, имеющегося в материалах дела, следует, что в <данные изъяты>, принадлежащем ему, работает <данные изъяты> человек. При этом, специальная программа обучения мерам пожарной безопасности им не разрабатывалась и не утверждалась в установленном законом порядке, также указано, что работники магазина обучение пожарно-техническому минимуму не проходили.
В соответствии с п. 4 Норм пожарной безопасности основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).
Согласно п. 32 Норм пожарной безопасности, обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.
Из взаимосвязанных положений п.п. 35, 36, 39 Норм пожарной безопасности следует, что обучение пожарно-техническому минимуму проводится по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам. При этом, руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности, работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа, руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны, руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков, работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы, водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений, иные категории работников (граждан) по решению руководителя проходят обучение с отрывом от производства в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности. Вторая категория работников организации, к которой относятся руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств, работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях, педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации, граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе, работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ, проходят обучение непосредственно в организации без отрыва производства, при этом обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
В соответствии с п. 54 Норм пожарной безопасности специальные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов.
Пунктом 51 Норм пожарной безопасности предусмотрено, что специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ иных организаций (помимо организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти) осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.
При указанных обстоятельствах, собственник организации, а также индивидуальный предприниматель несет обязанность по разработке, утверждению и согласованию в установленном порядке специальных программ обучения своих работников пожарно-техническому минимуму, а также обязанность по согласованию данных программ в подразделениях соответствующих территориальных органов МЧС России.
Из вышеизложенного следует, что <данные изъяты> Исаков А.Б. не исполняет требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности, а именно, не осуществляет действий по обучению мерам пожарной безопасности работников. Указанное подтверждается отсутствием разработанной и утвержденной в установленном законом порядке специальной программы обучения работников пожарно-техническому минимуму.
Суд при разрешении возникшего спора по существу исходит из того, что обращение прокурора в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц на основании ст. 45 ГПК РФ в данном случае обоснованно, и обусловлено тем, что в результате отсутствия программ обучения мерам пожарной безопасности и непроведение обучения пожарно-техническому минимуму работников магазинов ответчика ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – работников и покупателей данных магазинов в случае возникновения пожара.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения с учетом принципа разумности, объема и характера действий по опубликованию соответствующих сведений.
Срок для исполнения решения в виде 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, который просит установить прокурор, суд считает разумным и достаточным для совершения необходимых действий по устранению нарушений законодательства, допущенных ответчиком.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Шебалинский район» подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение судом искового заявления неимущественного характера по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Шебалинского района к <данные изъяты> Исакову А.Б. удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> Исакова А.Б. <данные изъяты> разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с <данные изъяты> Исакова А.Б. <данные изъяты> в доход бюджета муниципального образования «Шебалинский район» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в месячный срок со дня его вынесения через Шебалинский районный суд.
Мотивированное решение составлено 18 февраля 2013 года
Федеральный судья З.Н. Раднаева