№2-2118/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2017 года г.Оренбург
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,
при секретаре Шултуковой Ю.М.,
с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,
представителя истца Пестовой Л.Н.,
ответчика Карпенко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Карпенко Сергею Васильевичуо прекращении и признании права собственности на жилое помещение, выселении и снятии с регистрационного учёта,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация г. Оренбурга обратилась в суд г. Оренбурга с иском к Карпенко С.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путём предоставления другого жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учёта, указав, что собственником жилого помещения общей площадью <данные изъяты>.м. по адресу: <адрес> является Карпенко С.В.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. № № указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом № № по <адрес>. Оренбурга включен в данную программу.
ДД.ММ.ГГГГ г. ответчику было направлено требование о сносе дома в разумный срок. В связи с тем, что ответчик снос дома не осуществил, постановлением администрации г. Оренбурга от 19.05.2017 г. № 1793-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург», для муниципальных нужд.
ДД.ММ.ГГГГ г. Управление жилищной политики администрации г.Оренбурга направило Карпенко С.В. уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:
- ответчик уведомлён о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> каждого расположенного в нём жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;
- ответчик выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путём предоставления ему в собственность взамен изымаемой недвижимости благоустроенного жилого помещения общей проектной площадью <данные изъяты>.м, расположенного в строящемся доме №<адрес> г. Оренбурга, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности муниципального образования «город Оренбург»;
- ответчик предупреждён об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении 3-х месяцев с момента получения ответчиком проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.
Условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд на данный момент не исполняются. Просил изъять для муниципальных нужд у Карпенко С.В. жилое помещение по адресу: <адрес> и предоставить в собственность Карпенко С.В. жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Выселить Карпенко С.В. из жилого помещения по адресу: <адрес> и снять его с регистрационного учёта по данному адресу.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просилпрекратить право собственности Карпенко С.В. на жилое помещение по адресу: <адрес>. Признать за муниципальным образованием «город Оренбург» право собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. Признать право собственности Карпенко С.В. на жилое помещение, общей площадью 48,60кв.м. по адресу: <адрес>. Выселить Карпенко С.В. из жилого помещения по адресу: <адрес> и снять его с регистрационного учёта по данному адресу.
В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ г, уточнённые исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ года с ответчиком подписано соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, то есть договор мены, однако с регистрационного учета Карпенко С.В. в настоящее время не снят.
Ответчик Карпенко С.В. в судебном заседании признал исковые требования в части выселения и снятия с регистрационного учета. Пояснил, что с истцом был заключен договор мены, за ним зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года право собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
Выслушав пояснения представителя истца, ответчика Карпенко С.В., заключение старшего помощника прокурора Стахиева А.Н., что требования администрации подлежат удовлетворению частично, только по требованиям о выселении и снятии с регистрационного учета, поскольку многоквартирный жилой дом признан аварийным. Требования администрации о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку ответчик зарегистрировал за собой право собственности на предоставленное жилье.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Судом установлено, что Карпенко С.В. являлся собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 40,90кв.м на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со справкой ООО «УК «Центр-ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ года в квартире <адрес> г. Оренбурга зарегистрирован: собственник Карпенко С.В.
Из заключения межведомственной комиссии № № от ДД.ММ.ГГГГ г. усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> литер <данные изъяты> признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Указанное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиком не оспорено.
В соответствии со ст.14 ЖК РФ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы".
Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 01.01.2012 г., расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Срок реализации Программы - с 2013 по 01.09.2017 годы.Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории г. Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путём привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.
Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.
В соответствии с п.3 ст.2ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом № 17 по пер. Станочный г. Оренбурга включен в данную программу.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 19.05.2017 г. № 1793-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург», для муниципальных нужд.
ДД.ММ.ГГГГ г. истец направил ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:
- ответчик уведомлён о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> и каждого расположенного в нём жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;
- ответчик выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путём предоставления ему в собственность взамен изымаемой недвижимости благоустроенного жилого помещения общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в строящемся доме №№ по <адрес> г. Оренбурга, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности муниципального образования «город Оренбург»;
- ответчик предупреждён об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении 3-х месяцев с момента получения ответчиком проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.
Из представленного уведомления (проекта соглашения) об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что собственник жилого помещения Карпенко С.В. выбрал способ обеспечения жилищных прав сторон в виде предоставления в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения, указанного в п. 1.1. соглашения, после ввода его в эксплуатацию и государственной регистрации на него права собственности МО г. Оренбург.
Во исполнение условий названной программы заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому подрядчик ООО «Промстрой» обязался выполнить для заказчика Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, работы по строительству 17-этажного жилого дома по <адрес> в г. Оренбурге, в соответствии с условиями контракта, техническим заданием, проектной документацией.
ДД.ММ.ГГГГ г. Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга выдано разрешение на вводмногоэтажногомногоквартирного жилого дома по пр. Победы в г. Оренбургавторой очереди и инженерных сетей.
Квартира № № в доме № № по <адрес> в г.Оренбурге имеет площадь <данные изъяты>.м, расположена на 5 этаже, назначение жилое, кадастровый номер №, правообладателем является Управление жилищной политики администрации города Оренбурга, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года правообладателем квартиры № № в доме № № по <адрес> в г.Оренбурге, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной на 5 этаже, назначение жилое, кадастровый номер №, является Карпенко С.В. на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ года и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, при предоставлении ответчику квартиры муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.
Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счёт средств граждан, а за счёт бюджетов и специальных внебюджетных источников.
Так, в п.4 ст.16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счёт средств Фонда, а за счёт бюджета соответствующего публичного образования.
Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.
Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.
Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем, чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учётом их разумных потребностей.
Регистрация в жилом помещении зависит от права гражданина на жилое помещение и в случае признания гражданина утратившим право проживания в жилом помещении он подлежит снятию с регистрационного учета на основании судебного решения согласно п. Е ст.31 «Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713.
В соответствие с требованиями ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признания иска ответчиком, если оно противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Признание иска ответчиком занесено в протокол судебного заседания, подписано ответчиком, которому разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ.
Суд считает, что данное признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиком.
Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиком фактически был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, ответчики на дату вынесения решения выселились из аварийного жилья, ответчик Карпенко С.В. зарегистрировал за собой право собственности на предоставленное жилье, предоставляемое жилое помещение является благоустроенным, равнозначными по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечает установленным требованиям, поэтому требования администрации г. Оренбурга подлежат удовлетворению в части исковых требований о выселении и снятии Карпенко С.В. с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в остальной части в удовлетворении иска отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г.Оренбурга к Карпенко Сергею Васильевичу о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета - удовлетворить частично.
Выселить Карпенко Сергея Васильевича из жилого помещения по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для снятия Карпенко Сергея Васильевича с регистрационного учёта по адресу: <адрес>.
В остальной части исковых требований в удовлетворении отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Бахтиярова Т.С.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 17 октября 2017 года.
Судья Бахтиярова Т.С.