Дело № 2-1-469/2020
64RS0008-01-2020-000819-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2020 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Лаптев Д.Г.,
при ведении секретаре судебного заседания Темновой И.Ю.,
при участии истца Сидоровой М.В., представителя ответчика Михайловой Е.А., представителя ответчика Симулкина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сидоровой М.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ГУ УПФ РФ) в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Сидорова М.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным решения пенсионного органа, просила суд обязать ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет с 01 января 1986 года по 04 января 1987 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 24 мая 2020 года.
В обоснование иска указано, что 21 мая 2020 года истец Сидорова М.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») с приложением всех необходимых документов для расчета и начисления пенсии.
Решением от 02.06.2020 № 200000008398/277536/20 в назначении страховой пенсии по старости было отказано. Указано, что по представленным документам общий страховой стаж истца составляет 37 лет 02 месяца 02 дня, по нормам Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ выработано 36 лет 2 месяца 02 дня. Не включен в страховой стаж период нахождения истца в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, с чем не согласна Сидорова М.В., обратившись в суд с названными требованиями.
В судебном заседании истец Сидорова М.В. исковые требования уточнила, просила суд обязать ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет с 03 января 1986 года по 02 ноября 1987 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 24 мая 2020 года.
Представитель истца Михайлова Е.А. уточненные исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) – Симулкин А.Н., действующий на основании доверенности, с иском Сидоровой М.В. не согласился по основаниям, изложенным в решении ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) от 02.06.2020 № 200000008398/277536/20.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и переставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Сидорова М.В., 24 мая 1965 года рождения, 21 мая 2020 года обратилась в ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) № 200000008398/277536/20 от 02.06.2020 Сидоровой М.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.
Указанным решением в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», не был зачтен, в том числе, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, 03 ноября 1985 года рождения, с 01 января 1986 года по 01 января 1987 года (л.д. 13).
Ответчик пришел к выводу, что страховой стаж истицы составил 36 лет 02 месяца 02 дня.
Разрешая требования истицы, суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в указанный Закон внесены изменения.
Названным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом предусмотрена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (часть 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Согласно положений части 8 статьи 13 при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, с учетом анализа действующего пенсионного законодательства, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» указаны иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж, а именно: период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Перечень периодов, которые засчитываются в страховой стаж, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», к таковым не относится.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность включения в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Факт нахождения в спорные периоды в отпуске по уходу за ребенком истцом не отрицается.
Исходя из изложенного период нахождения Сидоровой М.В. в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 01 января 1986 года по 01 января 1987 года не подлежит включению в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ), в связи с чем отказ ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) № 200000008398/277536/20 от 02.06.2020 является законным, основанным на нормах действующего законодательства Российской Федерации. Поскольку у Сидоровой М.В. на момент достижения ею 55 лет отсутствовал страховой стаж 37 лет, у ответчика не имелось правовых оснований для назначения ей страховой пенсии по старости с указанного возраста.
Период с 02 января 1987 года по 02 ноября 1987 года включен ответчиком в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Сидоровой М.В. к ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Сидоровой М.В.. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня составления мотивировочной части – 21 сентября 2020 года.
Судья |
Д.Г. Лаптев |