Производство № 2-31/2021
Дело (УИД) № 49RS0005-01-2021-000050-91
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2021 года пос. Сеймчан
Среднеканский районный суд Магаданской области
в составе председательствующего судьи Жамсуевой В.С.,
при секретаре Пивоварове А.А.,
с участием помощника прокурора Среднеканского района Калашниковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску и.о. прокурора Среднеканского района Магаданской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Сеймчантеплосеть» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства (золошлаковой смеси) с территории бывшего завода Сельско-строительного комбината п. Сеймчан,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Среднеканского района Магаданской области обратился с указанным иском к муниципальному унитарному предприятию «Сеймчантеплосеть» (далее – МУП «Сеймчантеплосеть») в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства (золошлаковой смеси) с территории бывшего завода Сельско-строительного комбината п. Сеймчан.
В судебном заседании 18.02.2021 прокурор Среднеканского района заявил ходатайство об изменении основания иска, указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства при сборе, накоплении использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства.18.09.2020 прокуратурой Среднеканского района проведен осмотр территории бывшего Сельско-строительного комбината п. Сеймчан (далее – завод ССК), расположенного справа от дороги по ул. Лазовская в п. Сеймчан при движении в сторону Юртовского моста и сопки «Локатор» (примерные координаты 62.945610, 152.372335), в ходе которого установлено, что на территории завода ССК МУП «Сеймчантеплосеть» организовано несанкционированное размещение продуктов сгорания каменного угля – золошлаковой смеси. Указанный участок не включен в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Несанкционированное размещение отходов производства (золошкалокой смеси) на территории завода ССК расположено не на водонепроницаемом и химически стойком покрытии поверхности площадки для временного хранения отходов на открытой площадке без тары (навалом). Отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров.
Таким образом, МУП «Сеймчантеплосеть» в нарушение положений федерального законодательства не обеспечено соблюдение земельного законодательства, а также санитарно-эпидемиологических требований законодательства при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства при осуществлении предприятием своей деятельности.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 13.10.2020 в адрес директора МУП «Сеймчантеплосеть», а также в адрес главы Среднеканского городского округа были направлены представления об устранении нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства. Директора МУП «Сеймчантеплосеть» 20.10.2020 привлечён к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ответу администрации Среднеканского городского округа от 05.11.2020 требования представления признаны обоснованными, согласно ответу МУП Сеймчантеплосеть» от 13.11.2020 отгрузка золошлаковой смеси на территорию завода ССК прекращена.
28.01.2021 прокуратурой района проведен осмотр территории завода ССК, в ходе которого установлено, что несанкционированное скопление продуктов сгорания каменного угля (золошлаковая смесь), размещено на прежнем месте. Таким образом, выявленные нарушения не устранены, несанкционированное размещение отходов производства не ликвидировано.
Просил суд обязать МУП «Сеймчантеплосеть» ликвидировать организованное им несанкционированное размещение отходов производства (золошлаковой смеси) с территории бывшего завода Сельско-строительного комбината п. Сеймчан в срок до 01.07.2021.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях с учетом изменения настаивал и просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Представил отзыв, в котором обязуются ликвидировать свалку золошлаковой смеси с территории бывшего завода ССК п. Сеймчан до 01.07.2021.
Представитель Администрации Среднеканского городского округа в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представил отзыв, в котором считают исковые требования законными и подлежащими удовлетворению.
Представитель Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Представил отзыв, в котором указал, что требования искового заявления поддерживает и указал, что МУП «Сеймчантеплосеть» размещает золошлаковую смесь на объекте, который не оборудован в соответствии с требованиями действующего законодательства, не включен в перечень объектов размещения отходов и территориальную схему размещения отходов и подлежит ликвидации.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика МУП «Сеймчантеплосеть», представителя администрации Среднеканского городского округа, представителя Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора в порядке, предусмотренном ч.ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав прокурора, исследовав имеющиеся в деле доказательства, и оценив их в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 8, ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.
В силу п. 7 ст. 12 указанного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п.п. 3.2, 3.7-3.9 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления не допускается.
Размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.
Согласно ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу с ч. 1 ст. 77, ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.В соответствии с абзц. 1 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 Гражданского кодекса РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Как следует из материалов дела, 18.09.2020 прокуратурой Среднеканского района проведена проверка, осмотрена территории бывшего Сельско-строительного комбината п. Сеймчан (далее – завод ССК), расположенного справа от дороги по ул. Лазовская в п. Сеймчан при движении в сторону Юртовского моста и сопки «Локатор» (примерные координаты 62°945610 северной широты, 152°372335 восточной долготы), в ходе которого установлено, что на территории завода ССК несанкционированно размещены продукты сгорания каменного угля – золошлаковой смеси.
Согласно акту осмотра от 18.09.2020, фототаблицы к нему установлено размещение несанкционированного скопления продуктов сгорания каменного угля (золошлаковой смеси), частично зарытого в созданный машинной техникой котлован. По территории завода ССК в районе эстакады, а также на территории, примыкающей к лесополосе, в сторону поселка Сеймчан от нее выявлены следы золошлаковой смеси. Территория под высоковольтными линиями электропередач, расположенными слева от дороги по ул. Лазовская в п. Сеймчан при движении в сторону Юртовского моста и сопки «Локатор» (координаты 62°945610 северной широты, 152°372335 восточной долготы) засыпана шлаком, который утрамбован крупной машинной техникой, предположительно бульдозером. Из пояснений главного инженера МУП «Сеймчантеплосеть» следует, что остатки сгорания каменного угля из котельной № 6 п. Сеймчан размещаются именно в этом месте на протяжении нескольких лет.
Согласно акту осмотра от 28.01.2021, фототаблице несанкционированное скопление продуктов каменного угля (золошлаковой смеси), покрытое снегом, на территории завода ССК размещено на прежнем месте. Следов, свидетельствующих о работах по ликвидации несанкционированного скопления отходов производства не обнаружено.
Размещение продуктов сгорания каменного угля – золошлаковой смеси организовано МУП «Сеймчантеплосеть».
В соответствии с информацией Управления Росприроднадзора об объектах размещения отходов в Среднеканском районе № от ДД.ММ.ГГГГ указанный участок не включен в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Документы, подтверждающие предоставление права на отгрузку на указанный земельный участок, его соответствие требованиям санитарного законодательства ответчиком не представлено.
Согласно п.п. 2.1, 2.2, 7.5 Устава МУП «Сеймчантеплосеть» предприятие создано в целях необходимости осуществления деятельности по решению социальных задач на территории ФИО3 городского округа, в том числе в населенных пунктах: <адрес>, в соответствии с решением Учредителя и действующим законодательством и получения прибыли. Предметом деятельности Предприятия является эксплуатация объектов жилищно-коммунального комплекса Среднеканского городского округа. Строительство систем жизнеобеспечения, техническое обслуживание инженерного оборудования и сетей, реализация инвестиционных проектов, оказание иных платных услуг.
Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет, в том числе, сбор неопасных отходов (п. 62 Выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Предприятие несет ответственность за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, правил безопасности производства, установленного режима природопользования.
Постановлением администрации Среднеканского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ здание котельной № 6 передано в хозяйственное ведение МУП «Сеймчантеплосеть».
Как следует из письма МУП «Сеймчантеплосеть» № от ДД.ММ.ГГГГ образующаяся при сжигании угля в котельных практически неопасная золошлаковая смесь (V класс опасности) самостоятельно используется предприятием в полном объеме для обустройства технологической дороги протяженностью 1,5 км. в районе высоковольтных линий 6 кВ, фидер № 2 п. Сеймчан по договору с Администрацией Среднеканского городского округа. Программа экологического контроля разработана и утверждена директором МУП «Сеймчантеплосеть» 30.01.2020. Паспорта отходов разработаны и согласованы с Управлением Росприроднадзора по Магаданской области.
Согласно декларации о воздействии на окружающую среду (п. 3 раздела 6.2) золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная – класс опасности отхода по ФККО 5, используется для обустройства технологической дороги по договору с муниципальным заказчиком.
08.02.2016 филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» ЦЛАТИ по Магаданской области проведено токсикологическое исследование золошлаковой смеси от сжигания углей с отвала золошлака котельной № 6. Как следует из заключения к протоколу № 03/БТ от 19.02.2016 проба отхода по результатам биотестирования относится к 5 классу опасности для окружающей природной среды.
13.10.2020 в адрес директора МУП «Сеймчантеплосеть», а также в адрес Администрации Среднеканского городского округа направлены представления об устранении нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства.
Согласно ответу № 387/03 от 05.11.2020 Администрация Среднеканского городского округа требования прокурора признало обоснованными, в адрес МУП «Сеймчантеплосеть» направила требования о недопущении нарушений действующего законодательства в части незаконного размещения отходов золошлаковой смеси в неустановленных для этих целей местах. На 2021 год Администрацией Среднеканского городского округа в рамках муниципальной программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории МО «Среднеканский городской округ» будут запланированы и выполнены мероприятия по очистке территории бывшего завода ССК от шлака и мусора, а также по обустройству ограждения в целях недопущения несанкционированного доступа на его территорию».
Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Сеймчантеплосеть» прекратило отгрузку золы и золошлаковой смеси по степени негативного воздействия на окружающую среду 5 класса опасности «практически неопасные отходы» на территорию ССК, транспортировка золошлаковой смеси осуществляется в установленное Администрацией Среднеканского городского округа место.
Постановлением Среднеканского районного суда от 20.10.2020 по делу об административном правонарушении № директор МУП «Сеймчантеплосеть» Маслов О.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как следует из протокола судебного заседания от 20.10.2020 по делу об административном правонарушении № 5-141/2020 директор МУП «Сеймчантеплосеть» Маслов О.К. с постановлением прокуратуры о возбуждении в отношении дела об административном правонарушении по факту несанкционированного размещения продуктов сгорания каменного угля (золошлаковой смеси) согласился, вину признал в полном объеме, факт нарушения не отрицал. Пояснил, что водитель МУП «Сеймчантеплосеть» ФИО7 осуществлял выезды и отгрузку отходов сгорания каменного угля с котельной № 6 в несанкционированном месте, указанное лицо будет привлечено к ответственности.
Из объяснения водителя МУП «Сеймчантеплосеть» ФИО7 от 08.10.2020 следует, что в его обязанности входит отгрузка пород, золошлаковой смеси от котельной № 6. По указанию руководства он высыпает золошлаковую смесь на территории под линиями электропередач 6 кВ, фидер № 2 п. Сеймчан с 2006 года для укладки технической дороги. На территорию бывшего ССК п. Сеймчан он вывозил угольную породу и пыль по устному указанию своего руководителя с середины августа 2020 года по сентябрь 2020 года.
Согласно соглашению от 01.09.2020, заключенного между Администрацией Среднеканского городского округа и МУП «Сеймчантеплосеть», МУП «Сеймчантеплосеть» обязуется безвозмездно оказать услуги по устройству технологической дороги с подсыпкой золошлака (5 класс опасности) в районе высоковольтных линий 6 кВ фидер № 2 п. Сеймчан и технологической дороги вокруг поселковой свалки, протяженностью 2,5 км. в количестве 8000 тонн. Срок оказания услуг с 01.09.2020 по 31.12.2021.
В связи с проведенной прокуратурой Среднеканского района проверкой, указанное соглашение расторгнуто с 27.11.2020.
Документов, подтверждающих передачу в аренду в указанный период земельного участка для размещения золошлаковой смеси, суду не представлено.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории бывшего Сельско-строительного комбината п. Сеймчан (далее – завод ССК), расположенного справа от дороги по ул. Лазовская в п. Сеймчан при движении в сторону Юртовского моста и сопки «Локатор» (примерные координаты 62°945610 северной широты, 152°372335 восточной долготы) МУП «Сеймчантеплосеть» организовало несанкционированную свалку продуктов сгорания каменного угля (золошлаковой смеси) 5 класса опасности, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска, госпошлина, исчисленная в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования «Среднеканский городской округ».
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление прокурора Среднеканского района Магаданской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Сеймчантеплосеть» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства (золошлаковой смеси) удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Сеймчантеплосеть» ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства (золошлаковой смеси), расположенном на участке местности справа от дороги по ул. Лазовская в п. Сеймчан при движении в сторону Юртовского моста и сопки «Локатор», с географическими координатами 62°945610 северной широты, 152°372335 восточной долготы (на территории бывшего завода Сельско-строительного комбината п. Сеймчан) в срок до 01 июля 2021 года.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Сеймчантеплосеть» в бюджет Среднеканского городского округа государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Среднеканский районный суд.
Установить день изготовления мотивированного решения – 3 марта 2021 года.
Судья В.С. Жамсуева