УИД 36RS0006-01-2019-000437-43
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2019 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре: Шестаковой М.Р.,
с участием истца Луканкина Ю.В.,
представителя ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующей на основании доверенности Улановой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Луканкина Юрия Витальевича к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, признании права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, возложении обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ,
у с т а н о в и л :
Луканкин Ю.В. 02.12.2016 обратился в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии продолжительностью 10 лет и необходимого страхового стажа 20 лет. Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017 по состоянию на 02.12.2016 страховой стаж истца составляет 14 лет 9 месяцев 1 день, специальный стаж по Списку №1 отсутствует (л.д. 11-16).
Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017, принятому во изменение предыдущего приложения (л.д. 50-55) по состоянию на 02.12.2016 страховой стаж работы истца составляет 16 лет 7 месяцев 22 дня, специальный стаж по Списку №1 – 1 год 4 месяца 20 дней, что является основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 50 лет в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, согласно которому заявителю требуется наличие не менее 10 лет специального стажа и 20 лет страхового стажа.
Впоследствии, истец 16.04.2019 повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 29.04.2019 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ истцу отказано из-за отсутствия необходимого страхового стажа продолжительностью не менее 20 лет. Согласно приложению к решению от 29.04.2019 по состоянию на 16.04.2019 страховой стаж работы истца составляет 18 лет 6 месяцев 20 дней, специальный стаж по Списку №1 – 10 лет 1 месяц 14 дней.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, просит суд (с учетом их уточнения в судебном заседании 22.05.2018):
1) обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы:
- с 01.02.1984 по 13.04.1984 в Криулянском агропромышленном объединении;
- с 01.01.2000 по 31.01.2000 в кооперативе «Либертате» Республика Молдова;
- с 01.07.2001 по 19.12.2003 в ООО «Инерай» Республика Молдова;
2) признать право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ;
3) обязать ответчика назначить и выплачивать страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ.
В судебном заседании истец Луканкин Ю.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержал, просит их удовлетворить. Суду пояснил, что требование о признании решения УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017 незаконн6ым не поддерживает.
Представитель ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующая на основании доверенности Уланова О.Ю., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд в их удовлетворении отказать. Суду представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований (л.д. 33-34).
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела, материалы гражданского дела №2-999/2018, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ (далее – Закон) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших с территории Республики Молдова, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, в соответствии с которым пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения от 13.03.1992 осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В судебном заседании установлено, что Луканкин Ю.В. 02.12.2016 обратился в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии продолжительностью 10 лет и необходимого страхового стажа 20 лет. Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017 по состоянию на 02.12.2016 страховой стаж истца составляет 14 лет 9 месяцев 1 день, специальный стаж по Списку №1 отсутствует (л.д. 11-16).
Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017, принятому во изменение предыдущего приложения (л.д. 50-55) по состоянию на 02.12.2016 страховой стаж работы истца составляет 16 лет 7 месяцев 22 дня, специальный стаж по Списку №1 – 1 год 4 месяца 20 дней, что является основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 50 лет в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, согласно которому заявителю требуется наличие не менее 10 лет специального стажа и 20 лет страхового стажа.
Впоследствии, истец 16.04.2019 повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 29.04.2019 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ истцу отказано из-за отсутствия необходимого страхового стажа продолжительностью не менее 20 лет. Согласно приложению к решению от 29.04.2019 по состоянию на 16.04.2019 страховой стаж работы истца составляет 18 лет 6 месяцев 20 дней, специальный стаж по Списку №1 – 10 лет 1 месяц 14 дней.
Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 29.04.2019 истцу в страховой стаж не включены следующие периоды работы:
- с 01.02.1984 по 13.04.1984 в Криулянском агропромышленном объединении, так как периоды работы, отраженные в трудовой книжке ЛТ-I 1136650, не могут быть засчитаны в страховой и общий стаж без документального подтверждения (справок о работе), поскольку данная трудовая книжка оформлена ненадлежащим образом – дата заполнения более поздняя (15.05.1984), чем начало трудовой деятельности заявителя, что противоречит п. 2.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162;
- с 01.01.2000 по 31.01.2000 в кооперативе «Либертате» Республика Молдова;
- с 01.07.2001 по 31.12.2001 в ООО «Инерай» Республика Молдова, так как документально не подтверждена уплата и начисление страховых взносов (выписка из персонального счета № от 20.09.2016 №);
- с 01.01.2002 по 19.12.2003 в ООО «Инерей», так как за указанный период сведения об уплате страховых взносов не представлены.
Как установлено ст. 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа предусмотрены ст. 14 Закона, в соответствии с которой при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Период работы истца с 01.02.1984 по 13.04.1984 в качестве слесаря в Криулянском агропромышленном объединении не подлежит включению в страховой стаж по следующим основаниям.
Согласно копии трудовой книжки 01.02.1984 истец принят в Криулянское агропромышленное объединение в автопарк слесарем по 2 разряду, уволен 13.04.1984 в связи с призывом в ряды Советской Армии (л.д. 17).
Как предусмотрено п.п. 1.1, 1.2, 1.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, действовавшей в спорный период, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию. Рабочие и служащие, поступающие на работу, обязаны предъявлять администрации предприятий трудовую книжку, оформленную в установленном порядке. Прием на работу без трудовой книжки не допускается. Лица, поступающие на работу в качестве рабочих и служащих впервые, обязаны представить администрации справку о последнем занятии, выданную по месту жительства соответствующей жилищно-коммунальной организацией, поселковым или сельским Советом народных депутатов, уличным комитетом (справка, выданная уличным комитетом, должна быть заверена исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов); уволенные из рядов Вооруженных Сил СССР обязаны предъявить администрации военный билет.
В соответствии с п. 2.2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, действовавшей в спорный период, заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. В трудовую книжку вносятся, в том числе, сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение.
Из представленной трудовой книжки видно, что истец впервые был принят на работу 11.07.1983 года в Криковский производственный комбинат рабочим засолочного цеха, уволен 19.01.1984, однако трудовая книжка выдана истцу указанным предприятием 15.05.1984, то есть позднее начала трудовой деятельности истца, что не соответствует положениям вышеуказанной Инструкции.
Согласно справке от 31.07.2017, выданной Криулянским районным архивом (л.д. 38), Криулянский районный архив не может подтвердить факт работы истца в Агропромышленном комплексе Криулянского района, потому что отсутствуют распоряжения о приеме и увольнении и заработная плата за 1984 год.
Каких-либо иных документов, подтверждающих факт работы в спорный период в Агропромышленном комплексе Криулянского района, кроме трудовой книжки, в нарушение п. 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 истцом не представлено, в связи с чем оснований для включения периода работы с 01.02.1984 по 13.04.1984 не имеется.
Периоды работы истца с 01.01.2000 по 31.01.2000 в кооперативе «Либертате» Республика Молдова; с 01.07.2001 по 31.12.2001 в ООО «Инерай» Республика Молдова подлежат включению в страховой стаж истца по следующим основаниям.
Отказывая во включении указанных периодов в страховой стаж, ответчик ссылается, что документально не подтверждена уплата и начисление страховых взносов (выписка из персонального счета № от 20.09.2016 № Указанный довод суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
Для определения права на страховую пенсию по старости, в том числе, досрочную, лицам, прибывшим из государств – республик бывшего СССР, согласно Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Молдовы о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения тот 10.02.1995 учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991. Периоды работы на территории республики Молдова после 01.01.1991 могут быть включены в подсчет страхового (специального) стажа при предоставлении справки об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, выданной Национальной Кассой Социального Страхования Республики Молдовы.
Согласно справке (л.д. 7) Национальная Касса Социального Страхования Республики Молдова сообщает, что КП «Либартате» производил перечисление страховых взносов социального страхования за Луканкина Ю.В. за период с 01.01.1991 по 31.12.1998, с 01.01.1999 по 31.12.1999, с 01.02.2000 по 30.06.2001. Вместе с тем, суду представлены выписки из персонального счета Луканкина Ю.В., в том числе за спорные периоды (л.д. 42-44), в соответствии с которыми действительно за периоды с 01.01.2000 по 31.01.2000, с 01.07.2001 по 31.12.2001 страховые взносы не были уплачены, однако, как указано в данных выписках, за период с 01.01.1999 по 31.12.2006 исчисленные суммы взносов считаются уплаченными в связи с налоговой амнистией.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что указанные периоды подлежат зачету в страховой стаж работы истца.
Вместе с тем, не подлежит включению в страховой стаж истца период работы с 01.01.2002 по 19.12.2003, поскольку документально не подтверждена уплата и начисление страховых взносов, в представленных выписках из персонального счета, данный период работы, за который подлежали уплате страховые взносы, не указан, в связи с чем не имеется оснований считать страховые взносы уплаченными в связи с налоговой амнистией не имеется.
Рассматривая требование истца о признании за ним права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона, суд учитывает, что по состоянию на 02.12.12016 года страховой стаж истца составлял 17 лет 1 месяц 16 дней, с учетом изменений в Приложение к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 29.04.2019 страховой стаж составил 18 лет 6 месяцев 20 дней, а с учетом включения спорных периодов работы страховой стаж истца составляет 19 лет 1 месяц 21 день, что является не достаточным для назначения данного вида пенсии, поскольку для назначения пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона необходимо наличие страхового стажа не менее 20 лет.
Довод истца о том, что в решении Центрального районного суда г. Воронежа от 18.06.2018 указано, что его страховой стаж составляет 19 лет 17 дней, суд не принимает во внимание, поскольку данное указание в решении суда приведено на основании расчета страхового стажа, составленного ответчиком. Однако ответчиком произведен расчет страхового стажа с учетом включения всех спорных периодов, которые истец просил включить в исковом заявлении, тогда как вышеуказанным решением требования истца удовлетворены частично, и часть периодов работы, которые приняты ответчиком во внимание при расчете страхового стажа, решением суда в страховой стаж включена не была.
На основании изложенного не подлежат удовлетворению требования истца о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Луканкина Юрия Витальевича к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, признании права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, возложении обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ – частично удовлетворить.
Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области включить Луканкину Юрию Витальевичу в общий трудовой и страховой стаж следующие периоды работы:
- с 01.01.2000 по 31.01.2000 в кооперативе «Либертате» Республика Молдова;
- с 01.07.2001 по 31.12.2001 в ООО «Инерай» Республика Молдова.
В остальной части исковые требования Луканкина Юрия Витальевича оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Багрянская В.Ю.
Решение принято в окончательной форме 27.05.2019.
УИД 36RS0006-01-2019-000437-43
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2019 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре: Шестаковой М.Р.,
с участием истца Луканкина Ю.В.,
представителя ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующей на основании доверенности Улановой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Луканкина Юрия Витальевича к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, признании права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, возложении обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ,
у с т а н о в и л :
Луканкин Ю.В. 02.12.2016 обратился в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии продолжительностью 10 лет и необходимого страхового стажа 20 лет. Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017 по состоянию на 02.12.2016 страховой стаж истца составляет 14 лет 9 месяцев 1 день, специальный стаж по Списку №1 отсутствует (л.д. 11-16).
Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017, принятому во изменение предыдущего приложения (л.д. 50-55) по состоянию на 02.12.2016 страховой стаж работы истца составляет 16 лет 7 месяцев 22 дня, специальный стаж по Списку №1 – 1 год 4 месяца 20 дней, что является основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 50 лет в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, согласно которому заявителю требуется наличие не менее 10 лет специального стажа и 20 лет страхового стажа.
Впоследствии, истец 16.04.2019 повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 29.04.2019 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ истцу отказано из-за отсутствия необходимого страхового стажа продолжительностью не менее 20 лет. Согласно приложению к решению от 29.04.2019 по состоянию на 16.04.2019 страховой стаж работы истца составляет 18 лет 6 месяцев 20 дней, специальный стаж по Списку №1 – 10 лет 1 месяц 14 дней.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, просит суд (с учетом их уточнения в судебном заседании 22.05.2018):
1) обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы:
- с 01.02.1984 по 13.04.1984 в Криулянском агропромышленном объединении;
- с 01.01.2000 по 31.01.2000 в кооперативе «Либертате» Республика Молдова;
- с 01.07.2001 по 19.12.2003 в ООО «Инерай» Республика Молдова;
2) признать право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ;
3) обязать ответчика назначить и выплачивать страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ.
В судебном заседании истец Луканкин Ю.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержал, просит их удовлетворить. Суду пояснил, что требование о признании решения УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017 незаконн6ым не поддерживает.
Представитель ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующая на основании доверенности Уланова О.Ю., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд в их удовлетворении отказать. Суду представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований (л.д. 33-34).
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела, материалы гражданского дела №2-999/2018, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ (далее – Закон) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших с территории Республики Молдова, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, в соответствии с которым пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения от 13.03.1992 осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В судебном заседании установлено, что Луканкин Ю.В. 02.12.2016 обратился в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии продолжительностью 10 лет и необходимого страхового стажа 20 лет. Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017 по состоянию на 02.12.2016 страховой стаж истца составляет 14 лет 9 месяцев 1 день, специальный стаж по Списку №1 отсутствует (л.д. 11-16).
Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 01.03.2017, принятому во изменение предыдущего приложения (л.д. 50-55) по состоянию на 02.12.2016 страховой стаж работы истца составляет 16 лет 7 месяцев 22 дня, специальный стаж по Списку №1 – 1 год 4 месяца 20 дней, что является основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 50 лет в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, согласно которому заявителю требуется наличие не менее 10 лет специального стажа и 20 лет страхового стажа.
Впоследствии, истец 16.04.2019 повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 29.04.2019 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ истцу отказано из-за отсутствия необходимого страхового стажа продолжительностью не менее 20 лет. Согласно приложению к решению от 29.04.2019 по состоянию на 16.04.2019 страховой стаж работы истца составляет 18 лет 6 месяцев 20 дней, специальный стаж по Списку №1 – 10 лет 1 месяц 14 дней.
Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 29.04.2019 истцу в страховой стаж не включены следующие периоды работы:
- с 01.02.1984 по 13.04.1984 в Криулянском агропромышленном объединении, так как периоды работы, отраженные в трудовой книжке ЛТ-I 1136650, не могут быть засчитаны в страховой и общий стаж без документального подтверждения (справок о работе), поскольку данная трудовая книжка оформлена ненадлежащим образом – дата заполнения более поздняя (15.05.1984), чем начало трудовой деятельности заявителя, что противоречит п. 2.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162;
- с 01.01.2000 по 31.01.2000 в кооперативе «Либертате» Республика Молдова;
- с 01.07.2001 по 31.12.2001 в ООО «Инерай» Республика Молдова, так как документально не подтверждена уплата и начисление страховых взносов (выписка из персонального счета № от 20.09.2016 №);
- с 01.01.2002 по 19.12.2003 в ООО «Инерей», так как за указанный период сведения об уплате страховых взносов не представлены.
Как установлено ст. 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа предусмотрены ст. 14 Закона, в соответствии с которой при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Период работы истца с 01.02.1984 по 13.04.1984 в качестве слесаря в Криулянском агропромышленном объединении не подлежит включению в страховой стаж по следующим основаниям.
Согласно копии трудовой книжки 01.02.1984 истец принят в Криулянское агропромышленное объединение в автопарк слесарем по 2 разряду, уволен 13.04.1984 в связи с призывом в ряды Советской Армии (л.д. 17).
Как предусмотрено п.п. 1.1, 1.2, 1.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, действовавшей в спорный период, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию. Рабочие и служащие, поступающие на работу, обязаны предъявлять администрации предприятий трудовую книжку, оформленную в установленном порядке. Прием на работу без трудовой книжки не допускается. Лица, поступающие на работу в качестве рабочих и служащих впервые, обязаны представить администрации справку о последнем занятии, выданную по месту жительства соответствующей жилищно-коммунальной организацией, поселковым или сельским Советом народных депутатов, уличным комитетом (справка, выданная уличным комитетом, должна быть заверена исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов); уволенные из рядов Вооруженных Сил СССР обязаны предъявить администрации военный билет.
В соответствии с п. 2.2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, действовавшей в спорный период, заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. В трудовую книжку вносятся, в том числе, сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение.
Из представленной трудовой книжки видно, что истец впервые был принят на работу 11.07.1983 года в Криковский производственный комбинат рабочим засолочного цеха, уволен 19.01.1984, однако трудовая книжка выдана истцу указанным предприятием 15.05.1984, то есть позднее начала трудовой деятельности истца, что не соответствует положениям вышеуказанной Инструкции.
Согласно справке от 31.07.2017, выданной Криулянским районным архивом (л.д. 38), Криулянский районный архив не может подтвердить факт работы истца в Агропромышленном комплексе Криулянского района, потому что отсутствуют распоряжения о приеме и увольнении и заработная плата за 1984 год.
Каких-либо иных документов, подтверждающих факт работы в спорный период в Агропромышленном комплексе Криулянского района, кроме трудовой книжки, в нарушение п. 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 истцом не представлено, в связи с чем оснований для включения периода работы с 01.02.1984 по 13.04.1984 не имеется.
Периоды работы истца с 01.01.2000 по 31.01.2000 в кооперативе «Либертате» Республика Молдова; с 01.07.2001 по 31.12.2001 в ООО «Инерай» Республика Молдова подлежат включению в страховой стаж истца по следующим основаниям.
Отказывая во включении указанных периодов в страховой стаж, ответчик ссылается, что документально не подтверждена уплата и начисление страховых взносов (выписка из персонального счета № от 20.09.2016 № Указанный довод суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
Для определения права на страховую пенсию по старости, в том числе, досрочную, лицам, прибывшим из государств – республик бывшего СССР, согласно Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Молдовы о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения тот 10.02.1995 учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991. Периоды работы на территории республики Молдова после 01.01.1991 могут быть включены в подсчет страхового (специального) стажа при предоставлении справки об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, выданной Национальной Кассой Социального Страхования Республики Молдовы.
Согласно справке (л.д. 7) Национальная Касса Социального Страхования Республики Молдова сообщает, что КП «Либартате» производил перечисление страховых взносов социального страхования за Луканкина Ю.В. за период с 01.01.1991 по 31.12.1998, с 01.01.1999 по 31.12.1999, с 01.02.2000 по 30.06.2001. Вместе с тем, суду представлены выписки из персонального счета Луканкина Ю.В., в том числе за спорные периоды (л.д. 42-44), в соответствии с которыми действительно за периоды с 01.01.2000 по 31.01.2000, с 01.07.2001 по 31.12.2001 страховые взносы не были уплачены, однако, как указано в данных выписках, за период с 01.01.1999 по 31.12.2006 исчисленные суммы взносов считаются уплаченными в связи с налоговой амнистией.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что указанные периоды подлежат зачету в страховой стаж работы истца.
Вместе с тем, не подлежит включению в страховой стаж истца период работы с 01.01.2002 по 19.12.2003, поскольку документально не подтверждена уплата и начисление страховых взносов, в представленных выписках из персонального счета, данный период работы, за который подлежали уплате страховые взносы, не указан, в связи с чем не имеется оснований считать страховые взносы уплаченными в связи с налоговой амнистией не имеется.
Рассматривая требование истца о признании за ним права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона, суд учитывает, что по состоянию на 02.12.12016 года страховой стаж истца составлял 17 лет 1 месяц 16 дней, с учетом изменений в Приложение к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 29.04.2019 страховой стаж составил 18 лет 6 месяцев 20 дней, а с учетом включения спорных периодов работы страховой стаж истца составляет 19 лет 1 месяц 21 день, что является не достаточным для назначения данного вида пенсии, поскольку для назначения пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона необходимо наличие страхового стажа не менее 20 лет.
Довод истца о том, что в решении Центрального районного суда г. Воронежа от 18.06.2018 указано, что его страховой стаж составляет 19 лет 17 дней, суд не принимает во внимание, поскольку данное указание в решении суда приведено на основании расчета страхового стажа, составленного ответчиком. Однако ответчиком произведен расчет страхового стажа с учетом включения всех спорных периодов, которые истец просил включить в исковом заявлении, тогда как вышеуказанным решением требования истца удовлетворены частично, и часть периодов работы, которые приняты ответчиком во внимание при расчете страхового стажа, решением суда в страховой стаж включена не была.
На основании изложенного не подлежат удовлетворению требования истца о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Луканкина Юрия Витальевича к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, признании права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, возложении обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ – частично удовлетворить.
Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области включить Луканкину Юрию Витальевичу в общий трудовой и страховой стаж следующие периоды работы:
- с 01.01.2000 по 31.01.2000 в кооперативе «Либертате» Республика Молдова;
- с 01.07.2001 по 31.12.2001 в ООО «Инерай» Республика Молдова.
В остальной части исковые требования Луканкина Юрия Витальевича оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Багрянская В.Ю.
Решение принято в окончательной форме 27.05.2019.