Дело № 12-29/2018
РЕШЕНИЕ
г. Большой Камень 28 февраля 2018 г.
Судья Шкотовского районного суда Приморского края Шамхалова Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Аркопласт» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора Переверзева С.А. от 14.11.2017года № 07-277/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора от 14 ноября 2017 года № 07-277/2017 ООО «Аркопласт» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000,00 рублей.
Согласно постановления, ООО «Аркопласт» признано виновным в нарушении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, поскольку в ходе проведенного Тихоокеанским морским управлением осмотра 07.07.2017 года земельного участка, расположенного в водоохраной зоне водного объекта(бухта Ильмовая), был установлен факт отсыпки строительными отходами, а также грунтом указанного земельного участка, расположенного в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта, вывозимых с территории АО «ДВЗ «Звезда» в г. Большой Камень. Отсыпка производилась как на сам участок, так и в водоём, расположенный на нем. Отходы, которыми отсыпался земельный участок, состояли из металлических тросов, резиновой оплётки от кабелей, лома железобетонных плит. Размещаемые на земельном участке строительные отходы, разравнивались и утрамбовывались бульдозером. Вместе с тем, работы должны выполняться способом, исключающим загрязнение окружающей среды.
В жалобе, поданной в суд, генеральный директор ООО «Аркопласт» просит постановление от 14.11.2017 года отменить и производство по делу прекратить, полагает, что в действиях юридического лица отсутствует состав вменяемого правонарушения. В обоснование ссылается, что в трудовых правоотношениях с ООО «Аркопласт» нарушители указанные в протоколе об административном правонарушении, не состоят, автомобили с государственными регистрационными номерами №, №, №, №, №, №, №, №, которыми производилась отсыпка отходов, не находятся в собственности, во временном пользовании или распоряжении ООО «Аркопласт». Вызов и утилизация грунта и строительного мусора осуществляется привлеченными субподрядчиками, на основании договоров на оказание транспортных услуг в соответствии со схемой вызова строительного мусора. Кроме того, в соответствии с п.4.3 Договора на оказание транспортных услуг №30/06/17 от 30.06.2017 г., а также в соответствии с п.4.3 Договора на оказание транспортных услуг №11/06 от 11.05.2017 г. исполнитель обязан соблюдать все меры охраны окружающей среды. Часть грунта, извлеченного при производстве работ, используется для отсыпки строительного участка с кадастровым номером № в соответствии с проектом.
Представитель юридического лица ООО «Аркопласт» - на основании доверенности Гориславец С.Ю. в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал по изложенным в ней доводам.
Представитель Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора - Переверзев С.А., действующий на основании доверенности, против доводов жалобы возражал, поскольку по делу доказано событие правонарушения и вина ООО «Аркопласт» в его совершении.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя ООО «Аркопласт» и представителя Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора, изучив материалы дела об административном правонарушении в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 11 указанного Закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Из ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Часть 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающею среду, должна осуществляться на основе(в том числе) следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающею среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения и благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающею среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
- обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающею среду, устранению последствий этого воздействия.
В ходе проведения 07.07.2017г. представителем Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора осмотра земельного участка, расположенного в водоохраной зоне водного объекта(бухта Ильмовая), по обращению гражданина Костина К.И. по факту отсыпки грунтом и строительными отходами указанного земельного участка, был установлен факт отсыпки строительными отходами, а также грунтом земельного участка, расположенного в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта (бухта Ильмовая). Отсыпка производилась как на сам участок, так и в водоём, расположенный на нём, отходами, состоящими из металлических тросов, резиновой оплётки от кабелей, лома железобетонных плит. На месте осуществления работ было установлено, что в соответствии с информацией, размещенной на информационном щите, установленном в районе производства работ по вызову строительных отходов в г.Большой Камень, на данном участке ведётся «Создание судостроительного комплекса «Звезда». II очередь строительства. Сухой док и достроечные цеха». I этап строительства. «Инженерная подготовка территории строительства». II этап строительства. «Искусственные земельные участки (ИЗУ) №3, №4, №5». Заказчиком работ является ООО «Судостроительный комплекс «Звезда», подрядчиком работ выступает ООО «Аркопласт»; данное обстоятельство подтверждено договором ПО-100/8 от 03.05.2017года, представленным ООО «Судостроительный комплекс «Звезда», п. 3.1.6 которого предусмотрено, что подрядчик ООО «Аркопласт» обязуется выполнять работы из своих материалов, своими силами и средствами. Кроме того в соответствии с пунктами 15.1-15.3 догора, подрядчик должен воздержатся от использования опасных материалов, а также иных материалов, использование и применение которых запрещено согласно законодательству по охране окружающей среды. Право собственности на любые указанные в настоящей статье опасные вещества и материалы, принадлежат подрядчику, который удаляет их за свой счёт в соответствии с действующим законодательством в области обращения с отходами. Согласно представленного ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации «Создание судостроительного комплекса «Звезда», утвержденного приказом Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу от 10.02.2017года № 72, основной массой отходов, образующихся в период строительства, являются отходы IV-V класса опасности массой 1 588 948,15 тн. Грунты, образовавшиеся при проведении землеройных работ, не загрязненные опасными веществами массой 1 562181,0 тн отнесены в V классу опасности. Размещение(захоронение) всей массы данных отходов предполагается на полигоне ТБО в г. Большой Камень, который обслуживает МУП «Горхоз».
При этом, разрешающих документов на транспортировку, обработку, утилизацию и размещение отходов, проект производства земляных работ в водоохранной зоне б. Ильмовая, договор субподряда на осуществление работ по транспортировке строительных отходов и грунта в водоохранную зону, ООО «Аркопласт» не представило.
Доводы заявителя жалобы о том, что ООО «Аркопласт» и нарушители указанные в протоколе об административном правонарушении не состоят в трудовых отношениях, не имеют значения для разрешения дела, поскольку ответственность за нарушение законодательства по охране окружающей среды несет ООО «Аркоплат» согласно условиям договора ПО-100/8 от 03.05.2017года.
Кроме того, из материалов дела следует, что каких – либо пояснений по факту размещения отходов (строительных отходов, а также грунта) на земельном участке, расположенном в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта (бухта Ильмовая) ООО «Аркопласт» в ходе расследования представлено не было.
Таким образом, при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка согласно положений ст. 26.11 КоАП РФ. Существенных нарушений процессуальных требований должностным лицом при вынесении оспариваемого постановления допущено не было; факт совершения юридическим лицом ООО «Аркопласт» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должным образом установлен.
Санкция статья 8.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вместе с тем, наложение административного штрафа в установленных санкцией ст. 8.2 КоАП РФ максимальных пределах - 250 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Учитывая положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 14 ноября 2017 г. № 07-277/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Аркопласт» изменить в части назначения наказания, уменьшить штраф до 100 000,00 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ООО «Аркопласт» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения с подачей жалобы в Шкотовский районный суд.
Судья Т.М. Шамхалова