66RS0045-01-2020-001919-71
Решение принято в окончательной форме 11.12.2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07.12.2020 г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А., при секретаре Темниковой Т.А., с участием помощника прокурора г. Полевского Сокольникова Д.В., представителя ответчика Пермяковой В.Г., представителя третьего лица Вишневой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-881/2020 по иску прокурора г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурора города Полевского обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа о признании незаконным бездействия по принятию мер, нарправленных на установление права муниципальной собственности на объекты электросетевого хозяйства, поставленные на учет в качестве бесхозяйных и возложении обязанности обратиться в суд с соответствующим заявлением. Прокурор мотивирует требования тем, в ходе прокурорской проверки установлено 8 бесхозяйных объектов электросетевого комплекса на территории Полевского городского округа:
ВЛ-0,4 кВ ф. Нагорная н.<. . .>;
ВЛ-0,4 кВ ф. Парникова н.<. . .>;
ВЛ-0,4 кВ. Ельничная н.<. . .>,
ВЛ-0,4 кВ м. Лесная н.<. . .>,
ТП-5167 ф 0,4 кВ «Школьная» источник питания ПС Горный щит, ф. Курганово, опора 216;
ТП-5186 ф. 0,4 кВ «8 Марта» источник питания: ПС Горный щит ф. Курганово, опора №;
Участок электрической сети ТП-5146, расположенный по адресу: <. . .>, с <. . .> в районе <. . .>;
ТП-5199 ф. 0,4 кВ «Ельничная» источник питания: ПС Горный щит ф. Курганово, опора №.
В силу действующего законодательства орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа обязан принять это имущество в собственность путем обращения в суд, однако эту обязанность ответчик не исполняет.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ОАО «МРСК Урала».
В судебном заседании помощник прокурора г. Полевского Сокольников Д.В. поддержал исковые требования и доводы искового заявления.
Представитель ответчика Пермякова В.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что указанные в иске объекты электросетевого хозяйства поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества в 2017 г. Между ответчиком и ОАО «МРСК Урала» заключено соглашение, в силу которого это имущество передается на обслуживание третьего лица и в дальнейшем оно оформляет это имущество в собственность, а ОМС Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа не претендует на это имущество, поэтому в силу соглашения ответчик не может оформить указанные объекты в собственность.
Представитель третьего лица Вишнева Е.С. с иском не согласилась, суд пояснила, что являющиеся предметом спора объекты хоть и являются бесхозяйными, но они обслуживаются третьим лицом, которое несет затраты на их обслуживание. У ответчика имеется обязанность, поставить указанные бесхозяйные объекты на учет, но отсутствует обязанность оформлять их в собственность. Тем более, что это имущество является фактически движимым. Ответчик не может обслуживать эти объекты.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от . . . N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от . . . N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных выписок из ЕГРН от . . ., . . . (л.д. 14-37, 48-63), в указанные даты в ЕГРН поставлены на учет в качестве бесхозяйных спорные объекты электросетевого хозяйства, указанные прокурором в исковом заявлении. Таким образом, обязанность, предусмотренную абз. 1 ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик выполнил.
На данный момент прошло более трех лет с момента постановки указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных.
Прокурор основывает свои требования, в том числе на положениях ст. 14 Федерального закона от . . . N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно части 2 которого региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от . . . N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Как следует из приведенного абз. 2 п. 3 ст. 255 Гражданского кодекса Российской Федерации, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Следовательно, законом установлено право, а не обязанность, органа местного самоуправления на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. Таким образом, в силу диспозитивного характера норм ст. 255 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с таким требованием.
Кроме того, . . . между ОАО «МРСК Урала» и Полевским городским округом в лице Главы Полевского городского округа заключено соглашения №/СЭ в силу которого ОАО «МРСК Урала» принимает во владение, содержание и эксплуатацию бесхозяйные электросетевые объекты, расположенные на территории Полевского городского округа, в том числе являющиеся предметом спора, что следует из содержания Приложения № к соглашению (л.д.45), дополнительного соглашения № от . . . к соглашению (л.д. 46), акта принятия от . . . (л.д. 47).
Дополнительным соглашением № от . . . к соглашению №/СЭ от . . ., Полевской городской округ признает право владения ОАО «МРСК Урала» в отношении принимаемого имущества и не претендует на оформление прав муниципальной собственности на принятое ОАО «МРСК Урала» имущество (л.д. 44).
Таким образом, в данном случае Полевской городской округ выполнил предусмотренную п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от . . . N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность организации в границах поселения электроснабжения населения, выполнил мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности путем передачи спорных объектов во владение ОАО «МРСК Урала» с возможностью последующего приобретения этих объектов в собственность ОАО «МРСК Урала».
Учитывая, изложенное, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения исковых требований прокурора <. . .> отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора <. . .> в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы в Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения принята в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий И.А. Двоеглазов