Дело № 2-2005/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
24 марта 2016 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Серищевой Л.М.,
при секретаре Мовсесян Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Калининграда в интересах Бехтгольда В.В. к Правительству Калининградской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм,
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Правительство Калининградской области предоставить Бехтгольду В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в. Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Дело № 2-2005/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2016 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Серищевой Л.М.,
при секретаре Мовсесян Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Калининграда в интересах Бехтгольда В.В. к Правительству Калининградской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что Бехтгольд В.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельству о рождении родителями Бехтгольда В.В. являются ФИО4 и ФИО5 Согласно справке о рождении, сведения об отце были внесены в запись акта о рождении № от < Дата > на основании ФИО5, в связи с чем она являлась в отношении сына одинокой матерью. < Дата > ФИО5 умерла. Постановлением администрации муниципального образования «Азовский немецкий национальный район» < адрес > № от < Дата > в отношении Бехтгольда В.В. была установлена опека его бабушкой ФИО6 С этого времени Бехтгольд В.В. стал проживать в семье опекуна. Постановлением администрации Азовского немецкого национального муниципального района < адрес > от < Дата > № Бехтгольд В.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье, предоставляемом по договорам социального найма, и включен в единый регистрационный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с < Дата >. В < Дата > Бехтгольд В.В. вместе с бабушкой ФИО6 переехал на постоянное место жительства в г. Калининград. Распоряжением министерства образования < адрес > № от < Дата > Бехтгольд В.В. был исключен из списка детей-сирот, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано. С < Дата > Бехтгольд В.В. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: < адрес >, на период до < Дата >, регистрации по месту жительства не имеет. < Дата > Бехтгольд В.В. был призван для прохождения военной службы; < Дата > в связи с ранением был уволен с военной службы.
В < Дата > Бехтгольд В.В. обратился в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, учитывая, что закрепленного жилого помещения он не имел, проживал без регистрации. По результатам рассмотрения заявления был включен в список.
Бехтгольд В.В. имеет право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. Просит обязать Правительство Калининградской области обеспечить Бехтгольда В.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, не ниже установленных социальных норм, за счет средств бюджета Калининградской области.
Истец Бехтгольд В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Старший помощник прокурора Центрального района г. Калининграда Зырина Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Правительства Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представлен письменный отзыв, в котором представитель просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав истца, ст.помощника прокурора, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п/п. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Таким образом, по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств (в частности, при достижении совершеннолетия).
Частью 2 ст. 8 Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года №714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», порядок предоставления жилых помещений определяется Правительством Калининградской области.
В силу ч.1 ст. 4 того же Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года № 714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», меры, направленные на обеспечение и охрану дополнительных гарантий по социальной поддержке названной категории граждан, обеспечиваются как органами государственной власти Калининградской области, так и органами местного самоуправления.
01.01.2013 года вступил в силу Федеральный Закон от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанным законом из Жилищного кодекса РФ исключен п. 2 ст. 2 ст. 57, предусматривавший внеочередное предоставление по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Кроме того, указанным Федеральным законом внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».Согласно новой редакции данной статьи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений данного закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления закона в силу, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
26.12.2012 года принят Закон Калининградской области № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с нормами указанного закона Калининградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 43-6 Закона Калининградской области от 03.07.2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области».
Как установлено в судебном заседании, Бехтгольд В.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении родителями Бехтгольда В.В. являются ФИО4 и ФИО5 Согласно справке о рождении, сведения об отце были внесены в запись акта о рождении № от < Дата > на основании ФИО5, в связи с чем она являлась в отношении сына одинокой матерью. < Дата > ФИО5 умерла.
Постановлением администрации муниципального образования «Азовский немецкий национальный район» < адрес > № от < Дата > в отношении Бехтгольда В.В. была установлена опека его бабушкой ФИО6 С этого времени Бехтгольд В.В. стал проживать в семье опекуна.
Постановлением администрации Азовского немецкого национального муниципального района < адрес > от < Дата > № Бехтгольд В.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье, предоставляемом по договорам социального найма, и включен в единый регистрационный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с < Дата >.
В < Дата > Бехтгольд В.В. вместе с бабушкой ФИО6 переехал на постоянное место жительства в г. Калининград.
Распоряжением министерства образования < адрес > № от < Дата > Бехтгольд В.В. был исключен из списка детей-сирот, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано.
С < Дата > Бехтгольд В.В. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: < адрес >, на период до < Дата >, регистрации по месту жительства не имеет.
< Дата > Бехтгольд В.В. был призван для прохождения военной службы; < Дата > в связи с ранением был уволен с военной службы.
В < Дата > Бехтгольд В.В. обратился в Министерство социальной политики Правительства Калининградской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области. По результатам рассмотрения заявления < Дата > Бехтгольд В.В. был включен в указанный список под №. По состоянию на < Дата > значился в списке под №.
Согласно письменному отзыву представителя ответчика, в настоящее время Бехтгольд В.В. в списке значится под №.
04 апреля 2013 года Правительство Калининградской области принято постановление № 210 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу приведенного выше федерального законодательства и законодательства Калининградской области обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории лиц специализированных жилых помещения возложена законодательством на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае – Правительство Калининградской области.
Поскольку, как установлено судом, Бехтгольд В.В. был в установленном порядке включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, т.е. его право на обеспечение жильем не оспаривается, однако, до настоящего времени не реализовано – жилое помещение ему не предоставлено, суд приходит к выводу о возложении обязанности на Правительство Калининградской области предоставить Бехтгольду В.В. такое жилье, к полномочиям которого оно отнесено законом.
Изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой с соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов Калининградской области не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности, исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список.
Сам по себе факт учета лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом и законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов.
Реализация же предусмотренных законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, а не включением конкретного лица в учетный список.
Согласно ст. 43-6 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 настоящего Закона, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Бехтгольду В.В. в настоящее время № год, жилым помещением согласно указанным нормам законодательства обеспечен не был.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 50 ЖК РФ размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется нормой предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления.
Жилое помещение должно отвечать не только санитарным и техническим требованиям, но и определенной степенью благоустройства (применительно к условиям данного населенного пункта), чтобы оно могло быть объектом жилищных прав.
С учетом изложенного, в целях своевременной реализации права Бехтгольда В.В. на обеспечение жильем, суд возлагает на Правительство Калининградской области исполнение государственных полномочий по обеспечению истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного помещения за счет средств бюджета Калининградской области.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Правительство Калининградской области предоставить Бехтгольду В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в. Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2016 года.
Судья: