Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-790/2021 ~ М-778/2021 от 27.09.2021

                                                                РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2021 года                                                              пгт. Безенчук

                                                                                            Самарской области

Безенчукский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего - судьи Перцевой Ю.В.,

при секретаре Шешуновой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-790/2021 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области к Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Новая жизнь», Шляпину Михаилу Петровичу, Шляпиной Ирине Владимировне, Пряничниковой Наталье Геннадьевне, Пряничникову Сергею Вячеславовичу о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области обратилось в Безенчукский районный суд с административным исковым заявлением к АНО социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Новая жизнь», Шляпину Михаилу Петровичу, Шляпиной Ирине Владимировне, Пряничниковой Наталье Геннадьевне, Пряничникову Сергею Вячеславовичу, требуя ликвидировать указанное юридическое лицо, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, запись о создании которого внесена в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером а также исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что 16.08.2012 Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области была зарегистрирована АНО социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Новая жизнь», запись о создании организации внесена в ЕГРЮЛ 16.08.2012 за основным государственным регистрационным номером . На основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской- области от 19 октября 2017 № 1594-р «О проведении документарной плановой проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации, в соответствии с планом проверок некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Самарской области, на 2017 год, проводимых Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, утвержденным приказом от 24.10.2016 № 510, в отношении Организации с 01.11.2017 по 29.11.2017 была запланирована документарная плановая проверка соответствия деятельности Организации и ее структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области 20.10.2017 в адрес Организации было направлено уведомление, а также распоряжение о проведении плановой документарной проверки, согласно которым Организации необходимо было подготовить к дате начала проверки и представить проверяющим Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области документы по указанному в распоряжении перечню за период с 01.11.2014 года по 01.11.2017г. Однако Организацией не были представлены документы, указанные в распоряжении о проведении проверки, что является нарушением требований распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 19.10.2017 № 1594-р «О проведении документарной плановой проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации». Таким образом, Организация нарушила требования статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». 02.07.2017 указанные уведомление и распоряжение Организацией были получены, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России.

                            По итогам проверки в отношении Организации, в порядке статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ«О некоммерческих организациях», в связи с выявлением нарушений законодательства Российской Федерации, 29.11.2017 года было вынесено предупреждение. 05.12.2017 указанное предупреждение Организацией было получено, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России. 24.10.2019 было вынесено повторное предупреждение, в соответствии с которым в срок до 16.12.2019 Организации необходимо было предоставить документы, подтверждающие устранение нарушений законодательства Российской Федерации учредительных документов, выявленных в ходе проведения проверки деятельности Организации. 01.11.2019 указанное предупреждение Организацией получено было, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России.

Нарушения, выявленные в ходе проверки деятельности Организации, по настоящее время не устранены, что послужило основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Представитель административного истца - Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении в просительной части ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – АНО социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Новая жизнь», извещенный судом надлежащим образом по месту регистрации юридического лица, в судебное заседание не явился, судебное извещение возвращено с отметкой об истечении срока хранения.

Привлеченные к участию в рассмотрении дела административные ответчики Шляпин М.П.. Шляпина И.В., Пряничников С.В., Пряничникова Н.Г. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом по адресам их регистрации, подтвержденным ответом из адресной службы, причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

Согласно ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд, в том числе, заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении.

В соответствии со ст. 100 КАС РФ в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Статья 165.1 ГКРФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25).

При таких обстоятельствах суд считает, что им предприняты все меры для надлежащего извещения административных ответчиков о времени и месте судебного заседания.

Причины неявки в судебное заседание в соответствии с п. 2 ст. 150 КАС РФ административные ответчики не сообщил.

На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся административных ответчиков.

Суд, исследовав письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 N 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Из материалов дела следует, что Автономная некоммерческая организация социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Новая жизнь» зарегистрирована в качестве юридического лица 16.08.2012 г., ОГРН , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 10.06.2021г. В настоящее время данная организация является действующей.

Устав Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Новая жизнь» был утвержден общим собранием учредителей, протокол № 1 от 09.07.2012.

Согласно сведениям МИФНС России №16 по Самарской области Шляпин М.П., Шляпина И.В., Приничников С.В., Приничникова Н.Г. являются учредителями Автономная некоммерческая организация социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Новая жизнь».

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской- области от 19 октября 2017 № 1594-р «О проведении документарной плановой проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации, в соответствии с планом проверок некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Самарской области, на 2017 год, проводимых Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, утвержденным приказом от 24.10.2016 № 510, в отношении Организации с 01.11.2017 по 29.11.2017 была запланирована документарная плановая проверка соответствия деятельности Организации и ее структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям. (л.д.19-21).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган, осуществляющий контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, вправе запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.

Согласно сведениям, содержащимся в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области и сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, адресом местонахождения Организации является: 446238, <адрес>.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области 20.10.2017 в адрес Организации было направлено уведомление, а также распоряжение о проведении плановой документарной проверки, согласно которым Организации необходимо было подготовить к дате начала проверки и представить проверяющим Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области документы по указанному в распоряжении перечню за период с 01.11.2014 года по 01.11.2017г.(л.д.8-12).

Однако Организацией не были представлены документы, указанные в распоряжении о проведении проверки, что является нарушением требований распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 19.10.2017 № 1594-р «О проведении документарной плановой проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации». Таким образом, Организация нарушила требования статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О    некоммерческих организациях». 02.07.2017 указанные уведомление и распоряжение Организацией были получены, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России.

                            По итогам проверки в отношении Организации, в порядке статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ«О некоммерческих организациях», в связи с выявлением нарушений законодательства Российской Федерации, 29.11.2017 года было вынесено предупреждение.(л.д.30-33).

                             05.12.2017 указанное предупреждение Организацией было получено, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России. (л.д.35).

                            24.10.2019 было вынесено повторное предупреждение, в соответствии с которым в срок до 16.12.2019 Организации необходимо было предоставить документы, подтверждающие устранение нарушений законодательства Российской Федерации учредительных документов, выявленных в ходе проведения проверки деятельности Организации.(л.д.36-38).

                            01.11.2019 указанное предупреждение Организацией получено было, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России. (л.д.40).

Нарушения, выявленные в ходе проверки деятельности Организации, по настоящее время не устранены, что послужило основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).

Установлено, что каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших устранению выявленных нарушений в течение срока, предоставленного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области для их устранения, не имелось.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что имеются установленные законом основания для ликвидации Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Новая жизнь».

В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (пункт 5 статьи 61, пункт 2 статьи 62 ГК РФ, пункт 2 части 6 статьи 180 КАС РФ).

С учетом изложенного, учитывая положения Устава Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Новая жизнь», суд считает необходимым возложить обязанность по осуществлению ликвидации указанной организации на ее учредителей Шляпина Михаила Петровича, Шляпину Ирину Владимировну, Пряничникова Сергея Вячеславовича, Пряничникову Наталью Геннадьевну, указав, что процедура ликвидация должна быть осуществлена с соблюдением требований о порядке и сроках ликвидации, предусмотренных ст. 63 ГК РФ и ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях".

Таким образом, требования об исключении сведений об организации из ЕГРЮЛ не могут быть удовлетворены, поскольку их исключение возможно лишь после проведения ликвидационных мероприятий и завершения процедуры ликвидации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области к Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Новая жизнь», Шляпину Михаилу Петровичу, Шляпиной Ирине Владимировне, Пряничниковой Наталье Геннадьевне, Пряничникову Сергею Вячеславовичу о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить частично.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Новая жизнь», зарегистрированную 16.08.2012 Управлением Министерства юстиции по Самарской области, запись о создании которой внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером возложив обязанность по осуществлению ликвидации объединения на его учредителей Шляпина Михаила Петровича, Шляпину Ирину Владимировну, Пряничникову Наталью Геннадьевну, Пряничникова Сергея Вячеславовича, с учетом соблюдения требований о порядке и сроках ликвидации, предусмотренных ст. 63 ГК РФ и ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О некоммерческих организациях".

В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области.

    Решение изготовлено в окончательной форме 03 декабря 2021 года.

Судья Безенчукского районного суда

Самарской области                                                           Ю.В. Перцева

2а-790/2021 ~ М-778/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области
Ответчики
Пряничников С.В.
Пряничникова Н.Г.
Шляпин М.П.
Шляпина И.В.
АНО социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации Новая Жизнь
Суд
Безенчукский районный суд Самарской области
Судья
Перцева Ю.В
Дело на странице суда
bezenchuksky--sam.sudrf.ru
27.09.2021Регистрация административного искового заявления
29.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2021Подготовка дела (собеседование)
27.09.2021Передача материалов судье
08.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2021Судебное заседание
27.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2022Дело оформлено
11.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее