№ дела 12-41/2019
УИД 24RS0002-01-2019-003431-12
РЕШЕНИЕ
г. Боготол 30 сентября 2019 года
Судья Боготольского районного суда Красноярского края Герасимова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ИП – главы КФХ Швец В. И. на постановление главного специалиста – главного государственного ветеринарного инспектора по западной группе районов отдела надзора за безопасностью продукции животного происхождения и регионального надзора службы по ветеринарному надзору Красноярского края Федоровой А. Ю. от 24.06.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста – главного государственного ветеринарного инспектора по западной группе районов отдела надзора за безопасностью продукции животного происхождения и регионального надзора службы по ветеринарному надзору Красноярского края Федоровой А. Ю. от 24.06.2019 № 607 ИП – главы КФХ Швец В. И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3100 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП – главы КФХ Швец В. И. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить наказание, т. к. в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка его деятельности проводилась без согласования.
В судебном заседании ИП – главы КФХ Швец В. И. . просил постановление отменить, производство по делу прекратить, поддержав доводы жалобы.
Должностное лицо, вынесшее постановление, Федорова А. Ю. против удовлетворения жалобы возражала, по основаниям, изложенным в представленном ею письменном отзыве.
Изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, нахожу постановление подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 ст. 10.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 551 утверждены Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации.
Согласно п. 14 вышеуказанных Правил кормушки на выгульных площадках располагаются так, чтобы при загрузке их кормами транспортные средства не заезжали на выгульные площадки, за исключением специально оборудованных кормушек для рулонов соломы/сена, располагающихся внутри выгульных площадок.
В силу п. 11 вышеуказанных Правил навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС.
В соответствии с п. 36 вышеуказанных Правил КРС, содержащийся в Хозяйствах, подлежит учету и идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии.
Пунктом 1 ст. 2.5 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» предусмотрено, что животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.
Как следует из материалов дела, в ходе обследования КФХ Швец В. И., проведенного начальником КГБУ "Б" и ветеринарным врачом Т.В. 27.05.2019, на территории КФХ, расположенного по адресу: <адрес> выявлен ряд нарушений ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота, о чем составлен акт обследования от 27.05.2019 № 1/079, согласно которому:
1. По нормам п. 5 Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 551 (далее – Ветеринарные правила), рекомендуемое количество содержания КРС для данного КФХ 8 голов взрослого (половозрелого) КРС, а содержится 20 голов.
2. Производственные помещения для содержания животных, выгульные площадки с твердым половым покрытием и навесами, сооружения для обработки кожного покрова животных отсутствуют.
3. На территории КФХ животноводческих помещений не хватает для размещения животных групповым, индивидуальным способом, а также денников для отела коров. Сельхозтехника (трактора) находятся на территории животноводческих пригонов.
4. Выгульная площадка для животных располагается у продольных стен жилого дома, хозяйственных построек, бани, стайки, навес приспособленный для доения коров в летний период. Нормы площади выгульных площадок в хозяйстве не соответствуют п. 13 вышеуказанных Ветеринарных правил.
5. Не проводится регулярная очистка территории КФХ от хлама. Сельхозтехника (трактора) стоят в пригоне и на площадке где находятся животные.
6. В соответствии с Приказом Министерства РФ от 22.04.2016 № 161, провести в полном объёме идентификацию и учет молодняка крупного рогатого скота.
Поводом к проведению обследования послужило поступление в КГБУ "Б" из А"Б" заявление О.М., проживающей в с. <адрес> в котором последняя указала, что ее земельный участок соседствует с участком Швец В. И. с разрешенным использованием: для объектов жилой застройки. В действительности Швец В. И. разместил на данном участке КФХ. На протяжении 3 лет крупнорогатый скот ломает забор заявителя, в связи с чем, она просит принять меры к Швец В. И., провести проверку целевого использования земли по адресу: <адрес> т. к. Швец В. И. нарушает Приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 № 551, п. 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», гл. 42 ЗК РФ.
10.06.2019 главным специалистом – главным государственным ветеринарным инспектором по западной группе районов отдела надзора за безопасностью продукции животного происхождения и регионального надзора службы по ветеринарному надзору Красноярского края Федоровой А. Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ; постановлением указанного должностного лица от 24.06.2019 ИП – главы КФХ Швец В. И. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ. При этом ни в протоколе, ни в постановлении не приведена диспозиция ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, что является нарушением требований ч. 2 ст. 28.2, п. 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Привлекая индивидуального предпринимателя – главу КФК ШвецВ.И. к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, должностное лицо исходило из того, что при обследовании КФХ Швец В. И. сотрудниками КГБУ "Б" были выявлены следующие нарушения Ветеринарных правил: транспортные средства заезжают на выгульную площадку, там же находятся на стоянке (хранении), что является нарушением п. 14 Ветеринарных правил; навоз убирается вручную, на территории стоит тракторная телега, на которой навоз вывозится на арендованные сельскохозяйственные земли, что является нарушением п. 11 Ветеринарных правил; идентификация животных выполнена только взрослого поголовья в численности 20 коров, телята не идентифицированы, что является нарушением п. 36 Ветеринарных правил, п. 1 ст. 2.5 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии».
Согласно п. 1.4 устава (с учетом изменений и дополнений от 28.10.2013) КГБУ "Б" (далее – Учреждение), учредителем Учреждения является служба по ветеринарному надзору Красноярского края.
В разделе 2 устава указано, что Учреждение создано для выполнения государственных функций и услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя по осуществлению задач в области ветеринарии.
В силу раздела 3 устава для реализации своих целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
3.1. Ведет мониторинг ветеринарно-санитарного и эпизоотического состояния на территории <адрес>, разрабатывает мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных.
3.2. Разрабатывает и представляет на утверждение Главному государственному ветеринарному инспектору Красноярского края план ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на подведомственной территории и организует его выполнение.
3.3. Организует ликвидацию очагов заболеваний на подведомственной территории. В случае выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о наложении ограничительных мероприятий (карантина), представить Учредителю необходимые документы для установления ограничительных мероприятий в соответствии с действующими требованиями.
3.4. Проводит эпизоотические и ветеринарно-санитарные обследования (осмотр) объектов, подконтрольных государственной ветеринарной службе "Б"Ч", на предмет соответствия ветеринарным требованиям.
3.5. Проводит ветеринарно-санитарную экспертизу продовольственного сырья и продуктов животного происхождения. Выполняет работы и оказывает услуги по выпуску безопасных в ветеринарном отношении подконтрольных ветеринарной службе Красноярского края грузов.
3.6. Проводит исследования и другие ветеринарные мероприятия, связанные с куплей-продажей животных.
3.7. Осуществляет оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных и иных документов.
3.8. Ветеринарная лаборатория Учреждения может осуществлять лабораторные диагностические исследования, включая деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний: выполнение бактериологических, санитарно-бактериологических, серологических исследований с микроорганизмами 2, 3, 4 групп патогенности, а также может выступать в качестве испытательной лаборатории (центра), органа по сертификации продуктов, пищевого сырья, кормов.
3.9. Предоставляет учредителю в трехдневный срок с момента получения запроса информацию о благополучии по почвенным инфекциям земельного участка под строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства. Участвует в комиссии по отводу земельных участков под строительство объектов, подконтрольных ветеринарной службе Красноярского края.
3.10. Ведет ветеринарный статистический учет и ветеринарную отчетность.
3.11. Оказывает услуги по сбору, уничтожению биологических отходов.
3.12. Организует и проводит дезинфекцию на подведомственной территории.
3.13. Участвует в разработке планов и организации мероприятий по защите животных в системы гражданской обороны.
3.14. Создает в установленном порядке необходимый резерв биологических препаратов, медикаментов, антибиотиков, дезинфицирующих средств, устанавливает и обеспечивает порядок их использования, учета и хранения.
3.14.1. Может осуществлять деятельность по обороту наркотических средств и прекурсоров, сильно действующих веществ и ядов.
3.15. Осуществляет консультационно-методическую деятельность в области ветеринарии.
3.16. Определяет потребности ветеринарных подразделений в ветеринарных специалистах, разрабатывает меры по обеспечению кадрами, организует повышение квалификации ветеринарных специалистов, семинары и научно-производственные конференции по ветеринарии.
3.17. Учреждение для достижения целей, ради которых оно создано, вправе осуществлять приносящую доход деятельность.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. п. 6.1, 6.2 Порядка осуществления регионального государственного ветеринарного надзора в <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 18.05.2012 № 206-п, региональный государственный ветеринарный надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно п. 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476, органы государственного надзора при проведении проверок могут проводить ветеринарные и ветеринарно-санитарные экспертизы, обследования, расследования, исследования, испытания, ветеринарные, ветеринарно-санитарные и другие мероприятия по контролю, в том числе с привлечением подведомственных им государственных учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного надзора.
На основании ст. 9 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил.
Как видно из вышеприведенных положений ветеринарного законодательства, при проведении проверок могут проводиться ветеринарные и ветеринарно-санитарные обследования, при этом государственный ветеринарный инспектор имеет право беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил.
Из заявления О.М., послужившей поводом к проведению обследования КФХ Швец В. И. сотрудниками КГБУ "Б" усматривается, что заявитель не указывает в нем ни на одно конкретное нарушение со стороны главы КФХ Швец В. И. Ветеринарных правил, фактически ее требования сводятся к предъявлению претензий к Швец В. И., в связи с повреждением крупнорогатым скотом, принадлежащим Швец В. И., забора заявителя.
При таких обстоятельствах, а также в отсутствие в материалах дела мотивированного решения (приказа) начальника КГБУ "Б" о проведении 27.05.2019 обследования на территории КФХ Швец В. И. и утверждении состава комиссии, проводившей обследование, пояснения должностного лица Федоровой А. Ю. о том, что фактически в КФХ проводилось обследование по жалобе гражданина, а не проверка, проведение которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, являются несостоятельными; полагаю, что вышеуказанное заявление О.М., при изложенных в нем доводах, не могло явиться достаточным поводом к проведению ветеринарного обследования на территории КФХ, а само по себе составление акта обследования, не исключает фактического проведения в отношении главы КФХ ШвецВ.И. проверки сотрудниками КГБУ "Б" не уполномоченными на осуществление государственного ветеринарного надзора. Кроме того, из акта обследования следует, что оно проводилось начальником КГБУ "Б" и ветеринарным врачом Т.В., при этом акт содержит подпись еще одного лица – Е.А., сведения о которой в акте отсутствуют.
Таким образом, нарушение порядка проведения проверки (обследования) влечет невозможность использования их результатов в качестве доказательств нарушения ИП – главой КФХ Швец В. И. требований ветеринарного законодательства.
Вышеуказанное нарушение является существенным и не позволяет признать вину ИП – главы КФХ Швец В. И. доказанной, а состоявшееся по делу постановление законным.
При изложенных обстоятельствах постановление должностного лица, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ в отношении ИП – главы КФХ Швец В. И. подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление главного специалиста – главного государственного ветеринарного инспектора по западной группе районов отдела надзора за безопасностью продукции животного происхождения и регионального надзора службы по ветеринарному надзору Красноярского края Федоровой А. Ю. от 24.06.2019 № 607 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, в отношении ИП – главы КФХ Швец В. И. отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е. Ю. Герасимова