Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2015 года г. Баймак РБ
Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Утарбаева А.Я.,
при секретаре Хисматуллиной З.Ф.,
с участием помощника прокурора Баймакского района Республики Башкортостан Рябовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баймакского района Республики Башкортостан действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Акмурун муниципального района Баймакский район РБ, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Старый Сибай муниципального района Баймакский район РБ, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Абдулкаримово муниципального района Баймакский район РБ, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению основная общеобразовательная школа с.Ишберда муниципального района Баймакский район РБ, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа №3 г.Баймак РБ, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Баймакский лицей-интернат, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Башкирский республиканский лицей-интернат с.1-е Иткулово, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Сказка» г.Баймак муниципального района Баймакский район РБ, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка -детский сад «Кубэлэк» г.Баймак муниципального района Баймакский район РБ, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Ладушки» г.Баймак муниципального района Баймакский район РБ, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка -детский сад «Звездный» г.Баймак муниципального района Баймакский район РБ, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка -детский сад «Айыукай» г.Баймак муниципального района Баймакский район РБ, Администрации муниципального района Баймакский район РБ об обязании произвести в зданиях образовательных учреждений установку системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Баймакского района Республики Башкортостан действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что в здании указанных образовательных учреждений не обеспечена комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность учащихся, работников и посетителей, на первом этаже помещения для охраны не предусмотрены системы видеонаблюдения, охранная сигнализация и канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Образовательное учреждение является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Прокурор указывает, что отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала, иных лиц, посещающих учреждение, а также допускает возможность совершения террористического акта на территории учреждения и снижает эффективность мер по предупреждению терроризма. При этом прокуратурой Баймакского района в образовательное учреждение вносилось представление об устранении нарушений законодательства, которое фактически не исполнено. Прокурор просит обязать ответчиков произвести установку системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», обязать администрацию MP Баймакский
район выделить денежные средства для финансирования указанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму. Установить срок для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора района Рябова В.С. заявила об изменении исковых требований в части предоставления срока для устранения допущенных нарушений, а именно просит установить срок для устранения нарушений законодательства о
противодействии терроризму - 6 месяцев со дня вступления решения суда в
законную силу.
На судебное заседание представители ответчиков не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без участия представителей ответчиков на основании ст.167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Баймакского района Рябову В.С., изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 года № 35-ФЗ, одними из принципов противодействия терроризму в РФ являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» (в ред. от 23.07.2013г.) противодействие терроризму является деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Пункт 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 года № 384-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г.) для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденному Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 года N 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Согласно п.п. 1.3 п. 1 совместного Письма Роспотребнадзора № 01/2050-8-23, МЧС РФ № 43-828-19, Минобрнауки РФ № АФ-102/09 от 12 марта 2008 года «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году», руководителям образовательных учреждений всех типов и видов предписано подготовку образовательных учреждений к новому учебному году вести в соответствии с типовым перечнем мероприятий.
Этим же письмом, а также письмами Минобрнауки России от 04 июня 2008 года № 03-1423, от 16 июня 2010 года № ЮС-343/09 и № ЮС-350/09 утвержден типовой перечень (план) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, в соответствии с которыми мероприятия по антитеррористической безопасности предусматривают: установку тревожной сигнализации, оборудование экстренной связи с органами МВД России, ФСБ России, обеспечение охраны - службами безопасности, вневедомственной охраной или органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями, установку систем видеонаблюдения, установку ограждения по периметру образовательного учреждения и другие.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Баймакского района РБ проведена проверка исполнения образовательными учреждениями Баймакского района РБ законодательства по антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В ходе проверки установлено, что в образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения и система сигнализации (тревожная кнопка).
Образовательное учреждение является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала, иных лиц, посещающих учреждение, а также допускает возможность совершения террористического акта на территории учреждения и снижает эффективность мер по предупреждению терроризма.
Суд находит также подлежащими удовлетворению исковых требований к Администрации муниципального района Баймакский район РБ об обязании выделить денежные средства для финансирования указанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, по следующим основаниям.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из приведенных норм видно, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения и сигнализации (тревожная кнопка).
Как видно из приведенных выше норм они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления.
Соответственно, исковые требования прокурора Баймакского района Республики Башкортостан подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Баймакского района Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Акмурун муниципального района Баймакский район РБ, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Старый Сибай муниципального района Баймакский район РБ, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Абдулкаримово муниципального района Баймакский район РБ, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа с.Ишберда муниципального района Баймакский район РБ, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Баймак РБ, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Баймакский лицей-интернат, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Башкирский республиканский лицей-интернат с.1-е Иткулово, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» г.Баймак муниципального района Баймакский район РБ, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка -детский сад «Кубэлэк» г.Баймак муниципального района Баймакский район РБ, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ладушки» г.Баймак муниципального района Баймакский район РБ, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка -детский сад «Звездный» г.Баймак муниципального района Баймакский район РБ, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка -детский сад «Айыукай» г.Баймак муниципального района Баймакский район РБ произвести установку системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», обязать администрацию MP Баймакский район выделить денежные средства для финансирования указанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму. Установить срок для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Баймакский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Баймакский районный суд Республики Башкортостан.
Судья: А.Я. Утарбаев