Решение
Именем Российской федерации
09 июня 2016 года
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.
при секретаре Климовой Т.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску Харламова Л. А. к ГУ УПФ РФ <номер> по <адрес> и <адрес> о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У с т а н о в и л:
Харламова Л. А. обратилась в суд с иском, которым просит включить в ее специальный медицинский стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца период ее работы в должности заведующей Зюзинским фельдшерско-акушерским пунктом Раменской ЦРБ с <дата> по <дата>, в должности заведующей Игумновским фельдшерско-акушерским пунктом Раменской ЦРБ с <дата> по <дата>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>; назначить досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.
В обоснование требований ссылалась на то, что должность заведующей медпунктом не административная, т.к. она оказывала доврачебную помощь, осуществляла прием больных, ходила по вызовам на дом.
В судебном заседании истец Харламова Л. А. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Ответчик ГУ УПФ РФ <номер> по <адрес> и <адрес> представитель по доверенности Ушакова Ю. А. возражала в иске, ссылаясь на то, что должность заведующей медпунктом является административной, документов, подтверждающих осуществление истцом медицинской деятельности, не представлено (подробные письменные возражения (л.д.30-38).
Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ (ред. от <дата>) "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением N 2967 комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ N 15 по <адрес> и <адрес> по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> в назначении досрочной пенсии Харламова Л. А. было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях. Истцу также было отказано во включении в льготный стаж периодов работы с <дата> по <дата> в должности заведующей Зюзинским фельдшерским медпунктом, и с <дата> по <дата> должности заведующей Игумновским фельдшерско-акушерским пунктом Раменской ЦРБ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Бесспорно учтенный льготный стаж истца составил 24 года 6 месяцев 6 дней (л.д.17-19).
В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР от <дата> N 566, на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом ведет амбулаторный прием, ведет больных на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях.
Согласно ч.2 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком должностей и профессий работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет утвержденным Постановлением СМ РСФСР от <дата> N 464 предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В Списке указаны врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> N 781, предусмотрены должности "врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи - руководители учреждений, осуществляющие врачебную деятельность", "заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра)" и учреждения "больницы всех наименований", "фельдшерско-акушерский пункт".
При этом согласно подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Приказом Минздрава СССР от <дата> N 1000 "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений" утверждено Положение о фельдшерско-акушерском пункте, согласно которому Фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке. На фельдшерско-акушерский пункт возлагается: оказание населению доврачебной медицинской помощи; своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача; организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов и др.); проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма; проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности.
В соответствии с должностной инструкции заведующего ФАПом - фельдшера, в обязанности заведующего входит: ведение амбулаторного приема, давать направления на исследования, проводить профилактические лечебные, диагностические мероприятия в пределах своей компетенции, оказывать экстренную доврачебную помощь (л.д. 47-48).
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что должность заведующей медицинским пунктом является административной, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются представленными доказательствами.
Как указывается в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до <дата> могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на <дата> пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с <дата>, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после <дата>.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до <дата> засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до <дата> может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Из справки администрации сельского поселения Вялковское усматривается, что Зюзинский фельдшерский пункт находился в сельской местности, на территории Копнинского сельского совета (л.д.20). Нахождение Игумновского фельдшерского пункта на территории сельской местности ответчиком не оспаривается.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что работа истицы в должности заведующей Зюзинским фельдшерско-акушерским пунктом относится к лечебной деятельности, поэтому подлежит зачету в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца (2 года 6 месяцев 9 дней). Период ее работы в должности заведующей Игумновским фельдшерско-акушерским пунктом Раменской ЦРБ с <дата> по <дата> также подлежит зачету в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца (2 года 11 месяцев).
В период работы в Игумновском ФАПе Харламова Л. А. направлялась на курсы повышения квалификации с <дата> по <дата> (л.д.44), с <дата> по <дата> (л.д.45).
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Указанные периоды повышения квалификации, приходящиеся на время работы истицы в Игумновском ФАПе, находящимся в сельской местности, подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации происходило на основании приказа руководителя и являлось обязательной частью трудовой деятельности медицинских работников. В эти периоды истцу выплачивалась заработная плата, с которой производились необходимые отчисления. Учитывая, что курсы повышения квалификации включаются в специальный стаж в том же порядке, что и периоды работы, суд полагает, что курсы повышения квалификации должны быть включены в медицинский стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца.
Из трудовой книжки истицы усматривается, что с <дата> Харламова Л. А. работала в должности медицинской сестры участковой в Раменской ЦРБ (л.д.16). В период с <дата> по <дата> направлялась на курсы повышения квалификации. Сам период работы истицы в указанной должности учтен ответчиком бесспорно в календарном исчислении за исключением нахождения на курсах повышения квалификации. При таких обстоятельствах с учетом выше изложенного суд приходит к выводу о том, что данный период следует зачесть в календарном исчислении.
С учетом включения спорных периодов специальный стаж истца на дату обращения в пенсионный орган будет составлять более 30 лет, что дает ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «О страховых пенсиях», ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Харламова Л. А. удовлетворить частично.
Обязать ГУ УПФ РФ <номер> по <адрес> и <адрес> назначить Харламова Л. А. досрочную страховую пенсию по старости с <дата>, включив в льготный стаж Харламова Л. А., дающего право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца период ее работы в должности заведующей Зюзинским фельдшерско-акушерским пунктом Раменской ЦРБ с <дата> по <дата>, в должности заведующей Игумновским фельдшерско-акушерским пунктом Раменской ЦРБ с <дата> по <дата>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и
с <дата> по <дата>, в календарном исчислении период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>.
В удовлетворении требований о включении периода нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья