Дело № 2-1410/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 07 июня 2016 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова ФИО5 к Министерству имущественных отношений Московской области, администрации Шатурского муниципального района Московской области о признании незаконным решение об отказе в согласовании проекта купли- продажи земельного участка,
установил:
по договору аренды земельного участка № 171 «А» от 02.05.2012, дополнительного соглашения к указанному договору от 10.12.2014, заключенного между Комаровым Е.П. и администрацией Шатурского муниципального района Московской области, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:25:0000000:303, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства».
На указанном земельном участке Комаровым Е.П. построена двухэтажная хозяйственная постройка площадью 30 кв.м., о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 27 января 2015 года сделана запись о регистрации № 50-50/025-50/025/005/2015-64/1.
03.02.2015 Комаровым Е.П. в администрацию Шатурского муниципального района было подано заявление о переоформлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно пункту 112 Протокола № 6 от 12.03.2015 заседания комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию администрации Шатурского муниципального района было рекомендовано предоставить Комарову Е.П. в собственность для ведения личного подсобного хозяйства испрашиваемый земельный участок.
Решением Межведомственной комиссии от 11.02.2016 по вопросам земельно-имущественных отношений Комарову Е.П. отказано в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., указав следующее: «…учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» предусматривает строительство жилого дома и наличие на земельном участке вспомогательного объекта недвижимости, отказать в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка, ввиду не достижения цели предоставления земельного участка».
О данном решении истец был уведомлен письмом администрации Шатурского муниципального района от 29.02.2016 № 714.
Истец не согласен с решением межведомственной комиссии, считает его необоснованным, поскольку арендует земельный участок с 2012 года, вид разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства». При этом, действующее земельное и градостроительное законодательство не содержит нормы, предусматривающей, что при оформлении земельного участка в собственность, обязательное наличие жилого дома, а также, наличие на земельном участке вспомогательного объекта недвижимости. На испрашиваемом земельном участке расположен его жилой дом, в котором он проживает более 40 лет, данное обстоятельство не было учтено при решении вопроса о предоставлении земельного участка в его в собственность. Он является ветераном Великой Отечественной войны, награжден различными знаками отличия и медалями, сорок лет живет и трудится на земельном участке.
Просит признать решение межведомственной комиссии от 11.02.2016 по вопросам земельно-имущественных отношений в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> незаконным; обязать администрацию Шатурского муниципального района заключить с ним договор купли-продажи спорного земельного участка.
Истец Комаров Е.П. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик – представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Ответчик - представитель администрации Шатурского муниципального района Московской области Патлусов Д.Г. в судебном заседании согласен с требованиями истца, пояснив, что администрация не возражает в предоставлении ветерану Великой Отечественной войны Комарову Е.П. испрашиваемого земельного участка в собственность, так как на спорном земельном участке расположено принадлежащее ему жилое помещение, возведена хозяйственная постройка, право на которую зарегистрировано в установленном законом порядке. Данный земельный участок обрабатывается истцом более сорока лет и находится в аренде с 2012 года, имеет вид разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства». Действующее земельное и градостроительное законодательство не содержит нормы, предусматривающей при оформлении земельного участка в собственность обязательное наличие жилого дома, а также наличие на земельном участке вспомогательного объекта недвижимости.
Выслушав объяснения представителя администрации Шатурского муниципального района Московской области, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", вступившего в силу 1 января 2015 года, установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 6 части 1); реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 этой статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3).В силу подпункта 2 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года № 1154/51 Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При изложенном выше нормативном регулировании орган местного самоуправления муниципального района лишен возможности распорядиться земельными участками неразграниченной государственной собственности в отсутствие согласия уполномоченного органа - Министерства имущественных отношений Московской области.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (пункт 3 статьи 3 Закона).
В силу п. 1 ст. 4 названого Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Положениями п. 2 данной статьи предусмотрено, что приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Частью 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Земельным кодексом Российской Федерации в ст. 15 предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Решением Межведомственной комиссии от 11.02.2016 по вопросам земельно-имущественных отношений Комарову Е.П. отказано в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м. ввиду не достижения цели предоставления земельного участка, поскольку вид разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» предусматривает строительство жилого дома и наличие на земельном участке вспомогательного объекта недвижимости (л.д. 28).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что участок, предоставленный Комарову Е.П. по договору аренды № 171 «А» от 02.05.2012, имеет вид разрешенного использования "для ведения ЛПХ" и категорию земель - "земли населенных пунктов" (л.д. 13-21).
Истцу на праве собственности принадлежит хозяйственная постройка площадью 30 кв.м., зарегистрированная за ним в установленном законом порядке (л.д. 22).
Судом установлено, что на указанном земельном участке находится жилое помещение, принадлежащее ему на основании договора о передаче квартир в собственность граждан от 10.02.2000, в котором он зарегистрирован с 28.12.1974 (л.д. 11, 30, 31-37).
Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Отказывая истцу в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка межведомственной комиссией Министерства имущественных отношений Московской области не было учтено то обстоятельство, что земельный участок имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», на нем расположено жилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, и в силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" на данном участке возможно возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, однако принципиального значения для каких целей будет использоваться объект недвижимости в данном случае нет.
Учитывая положения ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", наличие у истца зарегистрированного права собственности на хозяйственную постройку, договора аренды земельного участка, полученного истцом в установленном законом порядке, отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Комаровым Е.П. требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Комарова ФИО6 удовлетворить.
Признать незаконным решение межведомственной комиссии Министерства имущественных отношений Московской области от 11.02.2016 в части отказа Комарову Е.П. в согласовании проекта купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию Шатурского муниципального района Московской области обязанность заключить с Комаровым ФИО7 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено 14.06.2016
Судья Н.А. Грошева