Дело № 12-64/15
РЕШЕНИЕ
г. Соликамск 25 июня 2015 года.
Судья Соликамского городского суда Пермского края Крымских Т.В.,
при секретаре Захваткиной О.Б.,
с участием законного представителя юридического лица ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю - Троицкой О.К., действующей на основании письменной доверенности,
рассмотрев жалобу представителя юридического лица ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, вынесенное в отношении юридического лица ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю,
у с т а н о в и л :
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от <дата> юридическое лицо ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно постановлению, в ходе прокурорской проверки, проведенной в <дата>, установлено, что в течение <дата> перечисление заработной платы осужденным, привлекаемым к выполнению трудовых функций центра трудовой адаптации осужденных «ЦТАО) ИК-5 ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на лицевой счет средств, находящихся во временном распоряжении (СВР) не производилось.
Вина юридического лица ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю установлена в том, что юридическим лицом допущено нарушение требований ч. 1 ст. 22 ТК РФ, выразившееся в не перечислении заработной платы на лицевой счет СВР <данные изъяты> осужденным, привлеченным к выполнению трудовых функций, в размере <данные изъяты> рублей.
Юридическое лицо ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель юридического лица ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обратился в Соликамский городской суд с жалобой об отмене принятого по делу постановления и прекращении производства по делу, указывая, что административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, учреждение не совершило, поскольку, права осужденных, привлеченных к труду на производстве учреждения, нарушены не были. Заработная плата осужденным наличными денежными средствами не выдается, производится посредством перечисления на их личные лицевые счета, согласно «Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным…», на основании платежных ведомостей, которые были представлены проверяющим. Движение денежных средств отмечается в лицевых счетах. Фактически нарушений прав трудоустроенных осужденных не имеется, поскольку, все расчеты с ними производятся безналичными платежами. Осужденные материально обеспечены, жалоб на нарушение трудовых прав не поступало. Имело место нарушение финансовой дисциплины.
В судебном заседании законный представитель юридического лица ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Троицкая О.К., поддержала изложенные в жалобе доводы, пояснив, что денежные средства не поступали от распорядителя бюджетных средств на счет временного распоряжения, что является финансовым нарушением, что никак не отразилось на объеме прав осужденных, получающих регулярно заработную плату, поскольку, заработная плата отражена в ведомостях на ее получение, на личных лицевых счетах осужденных, работникам выдаются расчетные листки, произведены все удержания по алиментам, исполнительным документам, на содержание данных осужденных, производилось отоваривание данных лиц. Все расчеты с осужденными производятся в безналичном выражении, согласно сведениям бухгалтерии о суммах на их лицевых счетах, в том числе, с учетом заработной платы. С учетом специфики учреждения, условий содержания данных работников (осужденных), выплата заработной платы производится не наличными денежными средствами, а по лицевым счетам. Нарушений прав работников, положений ст. 22 ТК РФ не имелось, о чем свидетельствует отсутствие жалоб. Справка заместителя главного бухгалтера учреждения, на которую имеется ссылка в постановлении должностного лица, свидетельствует лишь о том, что денежные средства не перечислены распорядителем бюджетных средств на СВР.
Выслушав доводы законного представителя юридического лица ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, изучив доводы жалобы, материалы дела, представленные документы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Диспозиция данной статьи носит бланкетный характер и не конкретизирована. Под ее действие за «нарушение законодательства о труде и об охране труда» могут попадать самые разнообразные нарушения (действия и бездействие), но, прежде всего, те, которые влекут нарушение трудовых прав работников и работодателей в рамках заключенного ими трудового договора.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда.
Целями трудового законодательства, в соответствии со ст. 1 ТК РФ, являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Государство гарантирует обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод.
Статья 37 Конституции РФ закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, устанавливает гарантии реализации трудовых прав граждан, обеспечивает единый порядок регулирования отношений между работником и работодателем.
Объективная сторона правонарушения может выражаться в действиях или бездействии, которые направлены на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.
Согласно ст. 5 ТК РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Порядок, место и сроки выплаты заработной платы регламентированы положениями ст. 136 ТК РФ. Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.
Ч. 3 ст. 129 УИК РФ предусматривает, что труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде. Исключения из этого правила касаются только правила приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу.
Указанные нормы уголовно-исполнительного законодательства предусматривают регулирование вопросов оплаты труда осужденных граждан Трудовым кодексом РФ.
Порядок оплаты труда осужденных к лишению свободы установлен положениями ст. 105 УИК РФ. Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно ст. 88 УИК РФ, осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания... Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.
Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо пришло к выводу о нарушении ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю трудового законодательства, со ссылкой на нарушение юридическим лицом положений ч. 1 ст. 22 ТК РФ.
Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом; предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям; создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Постановление содержит вывод о том, что приведенные выше обязанности работодатель ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю исполнил не в полной мере, нарушение выразилось в не перечислении заработной платы на лицевой счет СВР осужденным. Иных нарушений постановлением не установлено.
Проанализировав исследованные должностным лицом доказательства - докладную записку о результатах проверки состояния законности в ИК-5, справку Росфиннадзора по разъяснению отдельных вопросов проверки, справку зам. главного бухгалтера учреждения от <дата> года, прихожу к выводу, что в материалах дела не содержится достаточной совокупности доказательств, подтверждающих выводы о том, что работодатель ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю не реализовал гражданские права осужденных, предусмотренные нормами законодательства о труде, не обеспечил данную категорию работников (осужденным, привлеченным к труду) оплатой за труд, не выплачивал в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.
Данные выводы должностного лица опровергаются личными лицевыми счетами осужденных в копиях, которые были представлены юридическим лицом в ходе рассмотрения дела, а так же, в ходе рассмотрения жалобы, из данных документов следует, что в <дата> осужденным регулярно производились зачисления заработной платы с указанием сумм, содержится информация о расходных операциях по лицевому счету, все позиции содержат подписи осужденных.
Не дано в постановлении должностного лица оценки и «Отчетам о состоянии лицевого счета для учета операция со средствами…».
Сам по себе факт не перечисления из бюджета денежных средств на СВР не свидетельствует о нарушении ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю норм трудового законодательства, а именно ч. 1 ст. 22 ТК РФ, и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в постановлении, о совершении юридическим лицом административного правонарушения, так же опровергаются платежными ведомостями на выдачу трудоустроенным осужденным аванса и заработной платы за весь период <дата>.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4).
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
На основании п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;.. мотивированное решение по делу.
В постановлении должностным лицом не дана оценка всем представленным письменным доказательствам, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. При таки обстоятельствах, прихожу к выводу, что при рассмотрении данного дела должностным лицом не были соблюдены требования ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не дана оценка всем представленным доказательствам (в нарушение требований ст. 26.11 КоАП РФ).
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
В связи с выявлением существенных нарушений процессуальных требований, выразившихся в невыяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, обжалуемое постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене.
На момент рассмотрения жалобы на постановление государственного инспектора труда о привлечении юридического лица ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, двухмесячный срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ истек, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░-5 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 5.27 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.